Данное исследование стало первым в серии проектов, посвященных здоровью, красоте и самореализации российских женщин. Оно было представлено 24-25 июля 2024 года на ежегодном Форуме «Здоровое общество», организованном Фондом Росконгресс. Этот форум ежегодно собирает экспертов для обсуждения тем осознанного отношения к себе и здорового образа жизни.
«Экосистема "Здоровое общество" реализует проекты в области красоты, здоровья, активного долголетия. В этот раз на Форуме мы много говорили про выбор здорового образа жизни, отказ от вредных привычек и, напротив, выработку полезных. Совместно с партнерами мы представили результаты первого этапа исследования индустрии красоты и здоровья, которое подтвердило, что современные женщины все чаще первостепенно уделяют внимание своему биологическому возрасту, состоянию организма в целом, и именно это позволяет им чувствовать себя молодыми. Вторая, расширенная часть исследования будет представлена в рамках "Восточного экономического форума" уже в сентябре этого года», — отметила Анастасия Столкова, первый заместитель директора по развитию, руководитель дирекции по здравоохранению Фонда Росконгресс.
Что помогает женщинам чувствовать себя молодыми
По результатам исследования, проведенного Фондом Росконгресс, Аналитическим центром НАФИ, компанией VK и журналом «Москвичка», ключевыми факторами, поддерживающими ощущение молодости у женщин, являются наличие теплых, крепких отношений с близкими (46%) и возможность заниматься любимым делом, работой, хобби (39%). Треть опрошенных жительниц российских городов связывают свое ощущение молодости с оптимистичным настроем на жизнь (34%) и отсутствием жалоб на здоровье (33%).
Респондентки считают, что сохранить молодость поможет отказ от вредных привычек (55%), общение и время с семьей, единомышленниками (40%), а также соблюдение баланса между работой и отдыхом (38%). Таким образом, женщины ставят в приоритет практики, направленные на сохранение физического и ментального здоровья. Далее по популярности следуют методы, ориентированные на укрепление устойчивых связей с близкими и личностное развитие. Третья по распространенности группа практик связана с поддержанием внешней ухоженности и привлекательности.
Способы поддержания собственной молодости во многом зависят от возраста. Так, женщины 25-35 лет значительно чаще обращаются к психологу и следят за своим эмоциональным благополучием, женщины 36-45 лет чаще прибегают к услугам классической косметологии, женщины 46-59 лет уделяют больше внимания питанию, а женщины 60 лет и старше чаще проходят диспансеризацию и соблюдают режим сна и отдыха.
Самооценка внешнего и внутреннего состояния, привлекательности
Оценивая разные аспекты своей жизни, жительницы российских городов оказались наиболее довольны своей внутренней привлекательностью, обаянием и красотой (средняя оценка 4,1 из 5 баллов). Средние самооценки даются общему состоянию здоровья, психологическому состоянию, внешней привлекательности (по 3,8 балла), а также состоянию репродуктивного здоровья (3,7). Меньше всего респондентки были удовлетворены своим уровнем физической активности (3,6 баллов) и физической формы (тонус, вес – 3,4 балла).
Оценка влияния возраста и стандартов на красоту
Согласно результатам исследования, большинство опрошенных женщин (79%) считают, что молодость в большей степени зависит от внутреннего состояния и самоощущения человека, а не от его возраста. При этом 60% респонденток полагают, что привлекательность женщин в большей мере связана с возрастом, чем у мужчин.
Интересно, что большинство российских женщин, проживающих в городах (77%), не испытывают выраженной тревожности из-за транслируемых в медиа стандартов внешности и красоты. Меньше всего тревожатся женщины из Центрального федерального округа и Москвы (84%), респондентки с высшим образованием (85%), а также те, у кого есть один ребёнок (81%). В то же время тревожность чаще наблюдается у женщин без высшего образования (23%), нетрудоустроенных (30%) и не имеющих детей (28%).
Таким образом, исследование выявило, что большинство женщин не связывают молодость исключительно с возрастом, а считают, что она в большей степени зависит от внутреннего состояния. При этом многие не испытывают сильной тревожности из-за транслируемых в медиа стандартов красоты, особенно среди более образованных и обеспеченных женщин.
Внешние ориентиры и источники информации
Интересно отметить, что российские женщины довольно независимы в вопросах здоровья и красоты. Половина из них (50%) самостоятельно отслеживают информацию о соответствующих брендах в поисковиках, а также ищут рекомендации по поддержанию здоровья и сохранению привлекательности, ориентируясь исключительно на свои личные потребности. При этом мнение друзей и близких также является одним из наиболее достоверных источников информации для 42% опрошенных.
Значительную роль в качестве источников информации и вдохновения играют социальные сети. Треть женщин (33%) получает информацию о здоровье и красоте в аккаунтах профессиональных врачей и косметологов. Кроме того, 27% респонденток следят за отдельными инфлюенсерами, чей образ жизни им интересен и вдохновляет их. Каждая четвертая (23%) также отслеживает тематический контент о красоте и здоровье в социальных сетях.
Вместе с тем, 18% опрошенных предпочитают личные консультации с профессиональными специалистами в сфере красоты и здоровья. Таким образом, российские женщины демонстрируют высокую степень самостоятельности и разнообразие источников информации при решении вопросов, связанных с их внешностью и самочувствием.