Государственная политика ориентирована на все большее привлечение бизнеса в те сферы, где раньше инвестиции были явлением либо редким, либо вообще невозможным. На ваш взгляд, насколько важны частные средства в таких направлениях, как спорт, медицина, образование, социальная защита населения?

Нельзя сказать, что раньше социальная инфраструктура была табу для частных инвесторов. Но если смотреть с точки зрения механизмов государственно-частного партнерства, бизнес в последние годы действительно довольно охотно вкладывает деньги в социальные объекты. По оценкам Национального центра ГЧП, сейчас в России с помощью различных механизмов государственно-частного партнерства (концессионных соглашений, соглашений о ГЧП/МЧП и т.д.) реализуется 452 проекта в социальной сфере. В деньгах это 250 млрд рублей частных средств. Треть проектов — в здравоохранении, примерно столько же — в культуре, досуге и туризме, остальные — в спорте и социальном обслуживании. За последние пять лет число проектов выросло в три раза.

Можно уверенно сказать: социальная сфера интересна бизнесу, и крайне важно, чтобы бизнес инвестировал в нее. Ежегодно в России появляется более 50 новых строек по ГЧП в «социалке» — это детские сады, школы и многое другое. Без ГЧП данные проекты могли бы и вовсе не реализоваться. Что очень ценно — большинство строек приходится на регионы, где иногда нет даже базовой инфраструктуры.

Какие основные плюсы вы видите для инвесторов в этой области? Оказывает ли их участие в проектах развития в социальной сфере на имидж компаний?

ГЧП — не госзаказ и уж тем более не благотворительность. Если проект для частного инвестора невыгоден, то он в него не пойдет. Однако ГЧП не должно способствовать необоснованному обогащению инвестора. У нас за этим следят контрольно-надзорные органы, таких проектов практически нет.

На рынке есть разные формы государственно-частного партнерства: концессия, соглашение о ГЧП, инвестсоглашение и т.д. И везде инвестор рассчитывает получить прибыль — через прямой сбор платы с потребителя, через фиксированные платежи из бюджета. Но, как правило, речь идет о смешанной модели, когда наряду с фиксированными платежами из бюджета инвестор также получает выручку от коммерческой деятельности. В России в социальной сфере таких проектов более 300.

Основной плюс для инвестора в проектах ГЧП — гарантии государства. В случае частного проекта все риски лежат полностью на бизнесе. ГЧП, с одной стороны, дает государству возможность переложить на инвестора часть инвестиционных и социальных обязательств, с другой — снять с него часть рисков. Это такой симбиоз.

Что касается налоговых послаблений, то специально для ГЧП их не бывает. На федеральном и местном уровнях могут быть особые режимы для инфраструктурных инвесторов, для резидентов особых экономических зон.

Безусловно, участие в проектах развития в социальной сфере оказывает влияние на имидж компаний, но не является целью: для них это бизнес, а не спонсорство. А вот для публичной стороны ГЧП-проекты — сильный индикатор успеха, способ показать инвестиционному рынку свою открытость к диалогу, повысить инвестпривлекательность.

мать и дитя тюмень.jpg

В Новосибирске отменена концессия на строительство поликлиники в микрорайоне ОбьГЭС Советского района из-за выступлений местных жителей против возведения негосударственного учреждения здравоохранения. Аналогичный пример — в Ростове-на-Дону, где граждане были крайне недовольны слухами, что местную ЦГБ могут отдать в концессию частнику. Как вы считаете, готово ли общество к развитию ГЧП в стране?

Мне кажется, что названные случаи происходят в большей степени из-за недопонимания. Один не совсем ясно выразился, другой неточно передал, третий все это интерпретировал по-своему. В итоге и получаются такие примеры, но они единичны. В России реализуются сотни проектов ГЧП в социальной инфраструктуре, и никаких митингов нет. Общество готово, просто иногда по каким-либо причинам возникает недопонимание.

На самом деле суть любого ГЧП в том, что частная сторона обязана брать на себя определенную часть социальной нагрузки. Если речь идет о поликлинике, то люди все равно смогут получить услуги в рамках ОМС бесплатно, то есть им бояться абсолютно нечего. Другой момент, что без ГЧП строительства поликлиник и оснащение их новым оборудованием вообще могло бы и не быть. Публичная сторона прибегает к помощи частного партнера не потому, что это дань моде или что-то еще, а потому, что у нее нет денег.

Каким вы видите государственно-частное партнерство в социальной сфере в ближайшие годы и в отдаленной перспективе? Есть ли вероятность того, что со временем развитие «социалки» полностью или преимущественно перейдет в формат ГЧП?

Я думаю, полный переход на ГЧП при развитии социальной инфраструктуры невозможен ни в одном государстве мира. Опыт даже самых продвинутых стран в вопросах ГЧП показывает: доля ГЧП-проектов в общей массе не может составлять более 30-40%, и это при условии, что созданы все необходимые условия — от законодательства до общего инвестиционного климата.

Вместе с тем в ближайшие три-четыре года социальная сфера окажется одним из направлений, где количество проектов ГЧП будет расти быстрее, чем в других направлениях. Отраслями-лидерами станут здравоохранение, образование, туризм, социальная защита, общественные пространства. ||

Досье | Национальный центр ГЧП — ведущий институт развития в сфере государственно-частного партнерства в России. Создан в 2009 г. с целью содействия привлечению частных инвестиций, эффективных управленческих решений и современных технологий в проекты по развитию общественной инфраструктуры. Признан Всемирным банком как официальный институт развития ГЧП в РФ и выступает оператором рейтинга субъектов РФ по уровню развития ГЧП. В рамках образовательных программ, инициированных центром, обучено более 4 тыс. специалистов органов государственной власти, в 49 субъектах РФ внедряется ГЧП-стандарт, разработанный центром. Его эксперты оказали содействие в подготовке более 100 региональных и муниципальных проектов ГЧП.

Максим Ткаченко исполнительный директор Национального центра ГЧП, член Координационного совета по развитию ГЧП при Минздраве РФ, член рабочей группы по развитию ГЧП при Минкультуры РФ. Окончил МГТУ им. Н. Э. Баумана. Работал в органах власти г. Москвы по направлениям: государственное регулирование экономики в сфере ЖКХ, тарифное регулирование, госзакупки, развитие конкуренции. Является автором и соавтором 9 научных статей и ряда научных исследований по тематике государственного регулирования экономики, саморегулирования хозяйственной деятельности, оценки регулирующего воздействия и ГЧП.