Нынешние системы оказания социальной поддержки в государствах СНГ имеют общие корни. Однако большинство стран СНГ проводят свои собственные реформы социальной политики, в том числе опираясь на международный опыт. Руководители государств и главы профильных ведомств уверены в одном: пришло время радикально менять подход к оказанию социальной поддержки населения своих стран. 


Ирина Костевич, министр труда и социальной защиты Республики Беларусь:

— Наша страна занимает второе место среди самых возрастных стран СНГ. На первом месте Украина, где 23,6 % населения — пожилые люди. Доля пожилого населения меньше всего в Таджикистане — 5,8%. Вопросы старения населения мы рассматриваем с двух позиций — как использовать потенциал пожилых людей и как удовлетворить их потребности. Для решения этой задачи была разработана Национальная стратегия «Достойное долголетие-2030». Документ определяет цель, принципы, задачи и приоритетные направления государственной политики с учетом демографических тенденций и рисков, связанных со старением населения. Проект подготовлен, но необходимо свериться с международными рекомендациями. Здесь поддержку нам оказывают эксперты рабочей группы по старению Европейской экономической комиссии ООН. Достойное долголетие имеет четыре компонента: независимость, благоприятная среда жизнедеятельности, занятость и участие в социальной жизни. В феврале мы вынесли проект документа на общественное обсуждение. После он будет внесен на рассмотрение в правительство.

С 2017 года у нас активно развивается новая форма оказания социальных услуг одиноким пожилым гражданам — соц­обслуживание в замещающей семье. Посторонние люди, не связанные родством с пожилым человеком, берут на себя  уход за ним, заменяют ему родных людей. 

Также совместно с Минздравом и Белорусским обществом Красного Креста мы отрабатываем модель интегрированной помощи. Для обеспечения независимого проживания пожилых граждан будут применяться формы соцобслуживания, оказываемые в привычных для них домашних условиях. Вместе с тем у пожилого человека должен быть выбор. Здесь альтернативой могут стать дома-интернаты, дома совместного самостоятельного проживания, дома зимовки. Это возможность иметь круглосуточный уход, и самое главное — общение. 

screenshot 1.png

Сахиль Бабаев,  министр труда и социальной защиты населения Азербайджана:

— В 2019 году важным направлением пакета социальных реформ явилось увеличение пенсионного обеспечения наших граждан. По параметру покупательной способности минимальной пенсии Азербайджан занимает первое место в СНГ. Все пенсии были индексированы на 16,6%. Изменения коснулись почти 660 тыс. пенсионеров. 

В 2019 году также мы значительно расширили механизм адресной социальной помощи. Если в начале 2019 года этой программой пользовались 40 тыс. семей, то к концу года их число достигло 72 тыс. В течение года наблюдался рост примерно на 60-70%. В 2020 году в рамках средств, выделенных из госбюджета, планируется охватить адресной социальной помощью уже 85-90 тыс. семей. А это означает расширение программы адресной соцпомощи еще на 20%. 

screenshot 2.png

Насим Олимзода,  министр здравоохранения и социальной защиты Республики Таджикистан:

— Сегодня социальная сфера находится в центре внимания государства и правительства, действуют 103 социальные службы для престарелых, детей-инвалидов, работают санатории, три лагеря для лечения ветеранов и инвалидов. 

В стране реализуется национальная программа реабилитации инвалидов на 2017-2020 годы. У нас проживает 149 тыс. инвалидов, из них 15 тыс. — инвалиды 1-й группы, почти 27 тыс. инвалидов в возрасте до 18 лет и 71 тыс. сирот. И наша главная задача — усилить работу по решению социальных вопросов, в том числе заботу об уязвимых группах населения, сиротах и инвалидах, одиноких пенсионерах и ветеранах. Для того чтобы защитить права людей с ограниченными возможностями, мы активно сотрудничаем с Всемирной организацией здравоохранения на всех уровнях, консультируемся по различным вопросам. Специалистами ВОЗ были проведены тренинги, для того чтобы поднять квалификации наших сотрудников, работающих с инвалидами. В настоящее время мы предпринимаем совместные шаги для увеличения доступа граждан с инвалидностью к качественным реабилитационным услугам. 

screenshot 3.png

Шавкат Мерзиеев,  президент Республики Узбекистан:

— В республике назрела необходимость для реформирования всей системы социальной защиты, ведь социальная защита — это не только пособия. В данный момент этими вопросами у нас занимаются около 30 структур, министерств и ведомств. В следующем году мы намерены разработать комплексную Национальную стратегию социальной защиты населения Узбекистана, а до 2022 года — создать профильное ведомство в стране. 

За последние два года число получателей социальных пособий в Узбекистане увеличилось в 1,3 раза. Почти в 2 раза вырос и размер пособий. Однако в отрасли сохраняется ряд проблем, о чем свидетельствует поступление от населения в 2019 году почти 36 тыс. жалоб, связанных с назначением пособий. Отсутствуют четкие критерии отнесения к социально уязвимой категории населения и учета таких лиц. Все еще не внедрены понятия «прожиточный минимум» и «потребительская корзина», необходимые для определения размера пенсий и социальных пособий. Имеются недостатки в обеспечении жильем и работой воспитанников домов милосердия. Необходимо также усовершенствовать систему по уходу за одинокими престарелыми гражданами, а также служб реабилитации лиц без постоянного места жительства. Речь идет об оптимизации и улучшении работы центров, которые предоставляют услуги для людей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах. 

Нам необходимо обеспечить полезным трудом 80% людей с инвалидностью, создав соответствующие условия и рабочие места. В ближайшее время в стране будет разработана программа социальной адаптации воспитанников домов милосердия, которая будет также решать вопросы обеспечения людей с ОВЗ работой. 

До конца первого полугодия нынешнего года в каждом регионе Узбекистана запланировано провести эксперимент по новой системе соцзащиты населения. 

screenshot 4.png

Заруи Батоян,  министр труда и социальных вопросов Республики Армения:

— В решении вопросов социального обеспечения населения, в том числе текущих задач, нам необходимо активнее внедрять цифровые технологии. Сегодня в непростых условиях пандемии коронавируса некоторые категории граждан остро нуждаются в поддержке государства, и они должны знать, что система работает и в удаленном режиме. Например, в данный момент мы обеспечили возможность гражданам обращаться за социальной поддержкой дистанционно. 

Мы предусмотрели все возможности для того, чтобы заявления подавались удаленно. Его можно подать онлайн, а нужные документы заснять и отправить с телефона. Но если у кого-то нет возможности оформить запрос о социальной поддержке онлайн или нет доступа к интернету, то он может заполнить заявление на месте в территориальном собесе — все они остаются открыты. В данный момент социальная поддержка правительства предназначена пострадавшим от экономических последствий распространения коронавируса, в том числе семьям с беременными женщинами, несовершеннолетними детьми и многодетным семьям. ||