Аня, расскажите, как в вашей семье появился Олег?

О том, чтобы стать приемным родителем, задумывалась давно. Это не спонтанное решение. Подписана в соцсетях на многих приемных мам, которые честно рассказывают о своем опыте, например Даша Могучая. Когда поняла, что готова и морально, и материально, что у нас налаженный быт, куда можно привести еще одного ребенка, рассказала о своем желании мужу. Он отвечает: «А я и сам об этом думал». Дальше была Школа приемных родителей, сбор всех необходимых для усыновления документов…


Часто приходилось сталкиваться с препонами, сложностями?

Я бы говорила не о сложностях, а об удивлении. Когда ты не внутри процесса, все воспринимаешь немного иначе. Например, думаешь: после прохождения всех организационных моментов придешь в детский дом, посмотришь на ребят, узнаешь их, определишься. Но когда я обратилась в региональную опеку, то услышала: детей нет. Мы искали малыша от 0 до 3 лет, поскольку моей дочери на тот момент было около трех, а специалисты советуют по возможности брать ребенка не старше самого младшего в семье, чтобы не нарушать, скажем так, иерархию. И вот я слышу: детей нет. Думаю: как нет, разве так может быть? Стала мониторить федеральную базу «Усыновите.ru», буквально жила там. Вижу: появилось три малыша. Позвонила, оказывается, с двумя уже определились, а с третьим — Олегом — нет. И вот тут я столкнулась с еще одним удивлением: меня практически отговаривали от усыновления. У него по кровной матери могли быть нежелательные контакты, нам говорили: вы же можете всю жизнь держать его на терапии, надо вам это, вы понимаете? Да, я понимаю. Была готова и к этому. В общем, спустя несколько месяцев Олегусенька уже был у нас в семье.


Аня, у вас трое кровных детей. Как они отреагировали?

Старшим — Александре и Артему, им 16 и 10 лет, объяснить все было проще. Младшая, Варвара, ей сейчас четыре года, а на тот момент было три, тоже восприняла эту идею хорошо: показывала предварительно фотографии и видео с Олегом, которые делала, когда приезжала его навещать. Ревность появилась немного позже, но Варя, как любой маленький ребенок, думает, что мама — это только ее мама, а остальные — так, просто тут живут. Но это решаемо: стараешься всем уделять внимание, увлекать какими-то общими интересами, играми, прогулками, поездками.

Как вы оцениваете поддержку со стороны государства?

Нормально. То, что ввели Школу приемных родителей, правильно. Хотя, конечно, там не дают каких-то глубинных знаний. Общаюсь с другими приемными семьями из разных регионов и понимаю: часто Школа дает лишь базис, не касаясь тонкой психологии. Мне проще: во-первых, Олега мы усыновили в маленьком возрасте, во-вторых, у меня есть опыт рождения и воспитания троих детей. Нашему региону грех жаловаться и на уровень опекунской зарплаты: в Мурманской области она, по-моему, на втором месте после Москвы. В других регионах, конечно, финансовая поддержка гораздо меньше.

Родительство — это всегда сложно. Как справляться со стрессами?

Принимая ребенка в семью, вы обязательно будете проходить период адаптации. Все-таки кровного вынашиваешь девять месяцев, а здесь — здрасьте, новый член семьи. В этот период надо не стесняться обращаться за помощью к специалистам, к опеке, к родственникам. Общайтесь с другими родителями, узнавайте, как они проходили сложности. И находите возможность побыть иногда наедине с собой. Мы с мужем сразу договорились: он возвращается с работы, а я выхожу погулять на свежем воздухе, посвящаю некоторое время себе. Это очень важный момент.