В февральском послании к Федеральному Собранию президент РФ Владимир Путин предложил ввести во всех субъектах практику социальных контрактов для борьбы с бедностью. Подобные мероприятия — настоящие законопроекты «снизу», изначально данная методика практиковалась на региональном уровне даже не в рамках «пилота», а исключительно самостоятельно. К концу прошлого года таких регионов насчитывалось всего 17, теперь же опыт будет транслироваться на всю страну.

Работающий механизм. «Решение демографических проблем, рост продолжительности жизни, снижение смертности прямо связаны с преодолением бедности. В 2000 году за ее чертой находилось более 40 млн человек, сейчас — около 19 млн, но и это слишком много. Работающим механизмом поддержки может стать социальный контракт», — подчеркнул Владимир Путин.

До 2019 года методика работы по социальному контракту велась в республиках Карелия, Коми, Саха, Татарстан, Тыва, Камчатском крае, Астраханской, Белгородской, Курганской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Томской, Тульской, Тюменской, Ярославской областях и городе Москве. 

«Суть социального контракта заключается в том, что малообеспеченная семья подписывает соглашение, договор с органом соцзащиты о том, что тот обеспечивает ей дополнительные меры поддержки к мерам, прописанным в законе. Взамен этого семья обязуется выполнять определенный перечень задач: образование, трудоустройство и становление собственного хозяйства», — пояснил проректор Академии труда и социальных отношений, д.э.н., профессор Александр Сафонов. 

пекарня.jpg

Европейский опыт. Подобная практика не нова, она широко применяется в Европе, но в более жесткой форме. Например, во Франции социальный контракт существует с 1988 года. Это обязательная процедура для получения пособий и прочих выплат, введенная для предотвращения иждивенчества. Контракт заключается на шесть месяцев, а потом пересматривается. Если ситуация не изменилась по объективным причинам, он продлевается, если же нет — человек исключается из всех социальных программ и лишается всех пособий, кроме пособия по инвалидности, которое выплачивается другим ведомством. 

В Великобритании социальный контракт практикуется с 1999 года и заключается на четыре месяца. Для получения пособия есть дополнительное условие: получатель обязан работать в некоммерческом секторе (волонтерство), поступить в образовательное учреждение на обучение длительностью до 13 месяцев при сохранении пособия по безработице или на работу в оперативной группе по охране окружающей среды. Либо четвертый вариант: если у человека есть работа, но зарплата ниже социального минимума, работодатель за собственный счет субсидирует некоторые расходы своего сотрудника (медпомощь, квартплата — до 60 фунтов в неделю), а государство дает деньги на обучение (750 фунтов в месяц) для повышения квалификации и, следовательно, роста зарплаты. Гордон Браун, премьер-министр Великобритании в 2007-2010 годах, а до этого министр финансов, под чьим руководством была принята данная программа, замечал: «У безработных больше нет пятой опции: лежать дома в кровати и смотреть телевизор». 

кролики.jpg

Регионы-первопроходцы. Исследования Высшей школы экономики под руководством к.э.н. Лидии Прокофьевой показали: больше всего бюджетных средств на реализацию проекта социального контракта заложено в Тюменской области. Подобный механизм в регионе применяется с 2006 года. Для оценки положения семей и возможного их участия в мероприятиях по выходу на самообеспечение участковые специалисты КЦСОН провели подворовые обходы и определили потенциальных участников. На основании этого разработали индивидуальные программы поддержки, что пилотные субъекты начинают делать только сейчас. 

«Данный вид помощи у нас появился в результате поиска новых технологий в поддержке малоимущих семей с детьми, в которых родителям сложно трудоустроиться и иметь самостоятельный доход по разным причинам, — рассказала заместитель губернатора Тюменской области, директор департамента социального развития Ольга Кузнечевских. — Традиционные виды помощи в виде пособий не решали проблем семьи в долгосрочной перспективе и не способствовали ее стимулированию к использованию собственных ресурсов для выхода из сложной жизненной ситуации, поэтому нужны были новые механизмы».

Особенность тюменского социального контракта еще и в том, что его давно ведут междисциплинарные комиссии. В них входят органы социальной защиты населения, выплачивающие финансовую помощь на организацию трудовой деятельности, центры занятости, содействующие в поиске работы, органы здравоохранения, предоставляющие медицинские услуги для трудоустройства, органы образования, участвующие в устройстве детей в детсады и школы. Администрации муниципальных образований помогают в приобретении и доставке скота и кормов, реализации продукции, а управления сельского хозяйства, предприятия АПК и сельхозкооперативы — в закупке комбикормов. Всего за период реализации программы выплаты на самообеспечение получили 8,7 тыс. тюменских семей, на эти цели из областного бюджета направлено более 330 млн рублей. 

Одними из первых социальный контракт начали практиковать и в Ростовской области. Здесь имеется без малого 10-летний опыт действия механизма, который стартовал в 2010 году. На Дону реализация эксперимента была возложена на органы социальной защиты населения муниципальных образований, а министерство труда и социального развития региона координировало работу. 

«Результаты показали, что новая технология имеет хорошие перспективы, особенно в сельской местности, для оказания помощи в развитии ЛПХ, — заверила руководитель министерства Елена Елисеева. — Эксперимент также продемонстрировал, что у его участников увеличились степень социальной защищенности, чувство уверенности и ответственности за достижение желаемого результата. Поэтому распространение региональных практик на Федерацию вполне закономерно». 

В мае 2013 года Ростовская область в числе первых утвердила социальный контракт как вид адресной социальной помощи законодательно. С тех пор заключен 3551 соцконтракт, более 3000 из них — с малоимущими семьями, имеющими детей, половина из которых — многодетные. Расходы регионального бюджета составили 198,4 млн рублей, охвачено около 16 тыс. человек.

С 2010 года социальный контракт реализуется и в Астраханской области. Однако в этом регионе методика используется только для помощи гражданам в организации своего бизнеса — на его становление предоставляется 50 тыс. рублей. «Мы не предоставляем такую возможность семьям, где хоть один член семьи неработающий, но при этом трудоспособный, если у семьи уже есть бизнес, т.е. кто-то из них ИП, и тем, у кого больше одного жилого помещения или другого недвижимого имущества, — сообщил и.о. министра социального развития региона Олег Петелин. — Такие возможности уже дают семье способ к дополнительному доходу, который они просто не используют. Мы должны создать четкие правила, чтобы помощь получали те, кто действительно в ней нуждается». 


Результаты налицо. В Ростовской области наблюдается хороший не только количественный, но и качественный результат. По итогам завершенных соцконтрактов можно увидеть, что доходы семей увеличиваются более чем в 1,5 раза, повышается социальная ответственность и реализуется трудовой потенциал получателей помощи. 

«Наиболее интересны социальные контракты на организацию индивидуальной предпринимательской деятельности, — поделилась Елена Елисеева. — В нашей практике была помощь в бизнесе по раскрою полотен для монтажа натяжных потолков, в открытии фитнес-зала, фотостудии, автомойки, столярного цеха, пекарни, диспетчерской службы. Наиболее успешные соцконтракты — разведение элитных пород кур, создание кроликофермы, пчеловодство, животноводство, развитие тепличного хозяйства». 

В Тюменской области результаты применения соцконтракта тоже оцениваются как положительные. «Улучшилось материальное положение 60% семей, а из категории малоимущих вышли около 23% семей», — констатировала Ольга Кузнечевских.


Усовершенствованная практика. Нижегородская область — регион, приступивший к проекту в 2019 году в числе пилотных. В качестве основного механизма снижения бедности здесь рассматривается создание новых рабочих мест для граждан с доходами ниже прожиточного минимума. 

«Серьезным препятствием на пути к выполнению показателей по борьбе с бедностью является скрытая заработная плата, — посетовал министр социальной политики Нижегородской области Алексей Исаев. — Наиболее существенным способом решения проблемы может стать совершенствование работы межведомственных комиссий в части привлечения органов власти, в круг полномочий которых входит выявление правонарушений в сфере трудовых отношений. Использование только социального контракта без дальнейшей социализации граждан в виде трудоустройства не приведет к планируемому снижению уровня бедности, поэтому мы намерены расширить программу». 

Такой же позиции придерживается министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. «Регионы провели колоссальную работу и проанализировали: почему те или иные семьи находятся в статусе бедных? Почему ряд семей считаются бедными, но не обращаются в социальные органы за помощью? — проинформировал он. — Во многих случаях мы видим, что формально бедные семьи имеют определенный доход, но это нелегальный доход. С другой стороны, мы наблюдаем, что меры поддержки семей, которые оказывают регионы, не позволяют в тех или иных случаях выйти из бедности».

По примеру Тюмени в Новгородской области создадут междисциплинарную комиссию, которая охватит министерства здравоохранения, образования, сельского хозяйства, транспорта, промышленности, торговли и предпринимательства, утвердят формирование и ведение реестра малообеспеченных граждан и законодательно закрепят ответственность за неисполнение условий социального контракта. Участники проекта уверены, что усовершенствованная практика соцконтракта поможет справиться с основными проблемами, возникающими при поддержке семьи. 

Во-первых, не только органы соцзащиты будут включены в работу, вместе ведомства смогут более плотно сопровождать человека или семью в процессе выхода на достойный уровень жизни. Во-вторых, поднимется процент исполнения людьми обязательств по контракту благодаря предусмотренным санкциям. В-третьих, трудоустройство с предшествующим обучением разнообразит рынок труда новыми специалистами, поможет в перспективе снять семью с пособий и тем самым сократит нагрузку на региональный бюджет. 

По оценкам экспертов, за пять лет поддержкой в рамках соцконтракта смогут воспользоваться более 9 млн россиян. ||