Обострение политической обстановки в мире и проведение специальной военной операции поставили вопрос о будущем России в самых разных аспектах. В том числе и в духовно-нравственном. Глобальное «столкновение цивилизаций», по выражению социолога Самюэля Хантингтона, привело к противостоянию России со всем условным Западом. Не только в военном и экономическом аспекте, но и в противостоянии с его ментальностью, ценностями, образом мыслей, воспитанием. Для победы и в этой «духовной войне» российским властям предстоит серьезно поработать с подрастающим поколением. 

Гром грянул, а мужик? Директор Центра международных отношений в США Сэмюэль Хантингтон еще в 1993 году предупреждал, что рост цивилизационного сознания усиливается двойной ролью Запада. «С одной стороны, Запад находится на пике власти. В то же время феномен возвращения к корням происходит среди незападных цивилизаций. Запад на пике своей власти противостоит незападным странам, которые все чаще имеют желание, волю и ресурсы для формирования мира по незападным путям», — говорил он.

Спустя 30 лет идти по «незападному пути» желает значительная часть мира, владеющая роскошью иметь собственное мнение, отличное от гегемона. В его авангарде стоят силы, способные открыто заявить о своей позиции, — Россия и Китай. Первая уже вошла в горячую фазу противостояния коллективному Западу, вторая практически готова к этому и не скрывает своей союзной поддержки большому северному соседу.

Итак, гром грянул, и что же мужик? Для того чтобы обеспечить себе тыл в этом явно многолетнем конфликте цивилизаций, России в первую очередь необходима стабильность во внутренней политике и гарантия социального единства нации. Для этого требуется наладить целенаправленную и последовательную работу по сохранению и развитию духовно-нравственных ценностей огромной страны и народов, ее населяющих.

Президентом РФ Владимиром Путиным 9 ноября прошлого года был подписан указ № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Это стало следствием разработанной и утвержденной еще два года назад, до начала СВО, «Стратегии национальной безопасности», в которой защита традиционных ценностей была обозначена как одна из ключевых насущных задач российских властей. «Стратегия» вводила понятие культурного суверенитета и ставила его в один ряд с политическим суверенитетом, военным, продовольственным, научным и т.д.

По мнению философа, первого проректора Российского православного университета Александра Щипкова, «Стратегия национальной безопасности» по политической значимости является вторым документом после Конституции РФ. «Если изменения в Конституцию вносятся раз в 30-40 лет, то «Стратегия национальной безопасности» обновляется каждые 6 лет. «Стратегия национальной безопасности» является важнейшим смысловым, идеологическим документом, который описывает мировоззренческое состояние общества на данный момент и обозначает те проблемы, которые предстоит решить обществу и государству, — считает он. — Интеллектуальное содержание «Стратегии» теснейшим образом связано с понятием российской идентичности. Идентичность отвечает на вопросы: какие мы, где наши корни, каковы наши традиции? Каким образом мы передаем эти традиции от поколения к поколению? Описание идентичности — это научно-историческое описание нашего общества. Идентичность тесно связана с идеологией. Но если идентичность отвечает на вопрос, какие мы, то идеология отвечает на вопрос, куда мы движемся, какова наша цель.

«Стратегия национальной безопасности» обозначает цели, которые стоят перед государством, и ставит задачи, которые должна решать исполнительная власть. Задачи, поставленные в документе, обязательны к исполнению.

В нынешней напряженной и нестабильной геополитической обстановке сохранение традиционных ценностей является стратегическим ресурсом Российской Федерации. Этот ресурс не только консолидирует наше общество, но и укрепляет позиции России как на внутреннем, так и на внешнеполитическом контуре. Традиционная российская духовно-нравственная составляющая станет залогом победы. Ее отсутствие — залогом поражения».

Военное поражение — это всегда тяжело и зачастую приводило не просто к нестабильности, но и к падению власти.

Дабы о поражении не могло быть и речи, Владимир Путин и инициировал ноябрьский указ, в котором были четко обозначены традиционные ценности современной России. Ими стали жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

В указе особо подчеркивается, что «Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала».

патриотическое воспитание.jpg

Альтернатива оппонентам. Перечень базовых ценностей вряд ли может вызвать какие-либо споры, ибо именно они при любом правящем политическом ориентире в стране за последние 30 лет выдвигались на первый план. Другое дело, что сегодня необходимо четкое понимание сути самих этих терминов, несущих основополагающий для существования государства смысл.

«Сегодня в России речь идет о том, чтобы выдвинуть именно такую альтернативную либеральной демократии общественную модель, построить свою собственную социально-политическую систему. Именно такой конструктивный шаг и призван стать следующим этапом нашей стратегии в развертывании острой цивилизационной войны», — считает философ Александр Дугин.

По мнению председателя регионального отделения Ассоциации родительских комитетов и сообществ по Республике Башкортостан, член Союза православных женщин РБ Людмилы Александровой, Россия всегда отличалась от Запада своей самобытностью, семейным устоем, нравственными критериями, традициями. «Это особенно остро просматривается за последние 20 лет, когда у большей части западного социума произошла подмена понятий, а попытки навязать нашему обществу чуждые нам ценности провалились. Еще в июле 2021 года в указе президента РФ от 2.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» был посвящен целый раздел защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, где подробно было расписано разрушительное воздействие на базовые моральные и культурные нормы, религиозные устои, институт брака, семейные ценности, а также выделены угрозы и пути решения», — заявила она.

«Указ призван стать основой как для пересмотра уже действующих документов стратегического планирования и нормативно-правовой базы, так и новых прорывных решений, основой для ответов на современные вызовы. Сегодня указ — это своеобразный фильтр принимаемых решений, причем не только в сфере образования и культуры, но и во всех сферах нашей жизни», — уверена вице-спикер Государственной думы РФ Анна Кузнецова.

Председатель Российской ассоциации религиозной свободы Сергей Мельников считает, что «этот акт — значимое достижение отечественной политики, имеющее безусловно положительное значение в том числе и для жизни религиозных общин нашей страны. Его принятие — важная веха в отношениях государства и религиозных организаций и сравнимо с принципиальной поправкой в ст. 67 Конституции РФ в 2020 году с упоминанием о передавших нам идеалы и веру в Бога предках».

В указе отмечается, что традиционные ценности нашли проявление в духовном развитии многонационального народа России, одной из таких ценностей является приоритет духовного над материальным. «Признается, что несколько религий оказали влияние на формирование традиционных ценностей нашего народа, при этом подчеркивается особая роль православия в становлении и укреплении российских ценностей, — отмечает Сергей Мельников. — Россия, согласно тексту указа, является многоконфессиональной страной, а ее государственная политика по сохранению и укреплению ценностей реализуется и посредством межрелигиозного диалога. Поддержка религиозных организаций традиционных конфессий, обеспечение их участия в деятельности, направленной на сохранение традиционных ценностей, противодействие деструктивным религиозным течениям рассматривается как одна из задач государственной политики по сохранению традиционных ценностей, что является реализацией стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». Важно отметить, что одним из основных инструментов государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей является привлечение институтов гражданского общества, в том числе религиозных организаций к участию в реализации означенной государственной политики».

патриотическое воспитание1.jpg

Вопрос преодоления. Поддержание традиционных ценностей параллельно нуждается в дезавуировании существующих угроз этим ценностям. Они в указе также обозначены: экстремистские и террористические организации, отдельные средства массовой информации и массовых коммуникаций, США и другие недружественные иностранные государства, ряд транснациональных корпораций и иностранных некоммерческих организаций, некоторые организации и лица на территории России.

К этому следовало бы добавить и ряд «внутренних врагов государства»: коррупцию, криминал, инфантилизм подрастающего поколения, предательство элит, непрофессионализм и некомпетентность чиновников на ответственных постах, депопуляцию и др.

Впрочем, депопуляцию правительство намерено преодолеть за счет поддержки рождаемости. По информации заместителя министра труда и социальной защиты России Ольги Баталиной, в 2023 году из бюджетов всех уровней на поддержку семей с детьми впервые будет выделено 2,5 трлн рублей. По замыслу властей ее должны получить более 10 млн человек. Для удобства получения помощи семьями с детьми в этом году в восьми регионах откроется 21 семейный многофункциональный центр — все они ориентированы на поддержку семей мобилизованных.

Уже сформирован межведомственный аналитический проект «Повышение рождаемости», который собирает данные о демографической ситуации в регионах для проведения анализа, подготовки рекомендаций и предложений по совершенствованию демографической политики. Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения России Соня Погосян отметила, что с начала года начали действовать федеральные образовательные программы, в которых семья — один из приоритетов программы воспитания.

Таким образом, одна из ключевых проблем страны уже получила толчок для своего преодоления.

Эксперты отмечают, что утвержденные президентом России Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей — документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности страны, определяющий систему целей, задач и инструментов реализации стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». Руководитель Новосибирского отделения Общества «Двуглавый Орел», руководитель Российского клуба православных меценатов в Новосибирске, учредитель благотворительного фонда Евгений Цыбизов уверен: «Традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России. К их числу относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».