Вчитываясь в описание нацпроекта «Демография», обращаешь внимание на то, что он затрагивает самые разные аспекты жизни каждого россиянина. Здесь и общественное здоровье, и забота о старшем поколении, и содействие занятости, и помощь семьям при рождении ребенка. Для каждого из этих и других аспектов создан целый комплекс мер. Мы разбирались, насколько успешно они реализуются в разных уголках страны, какие из инструментов работают наиболее эффективно и что сегодня тормозит достижение стоящих перед нацпроектом задач.
Результативные инструменты. Национальный проект «Демография» предлагает целый комплекс инструментов. Одни из них, по признанию экспертов, работают не особенно эффективно, а другие, напротив, показывают отличные результаты. В числе последних — программа переобучения, после прохождения которой россияне, по словам министра труда и социальной защиты РФ Антона Котякова, трудоустраиваются более чем в 80% случаев.
«Программа переобучения по нацпроекту «Демография» уже показала высокие результаты — более 80% занятых по итогам завершения краткосрочных курсов. Расширение доступа к ней поможет увеличить число специалистов в приоритетных отраслях экономики, сократив профессионально-квалификационный дисбаланс на рынке труда», — отметил Антон Котяков в сентябре.
В середине октября, как сообщает РИА Новости, министр говорил о том, что в течение следующих трех лет планируется переобучение более 200 тыс. человек. А в рамках пленарной сессии на международной выставке-форуме «Россия» Антон Котяков рассказал, что важным стержнем этой программы является заключение трехстороннего соглашения между работодателем, обучающей организацией и соискателем на старте самого процесса обучения.
«Работодатель смотрит на соискателя, понимает его способности, какую программу обучения он пройдет, и после успешного завершения работодатель практически автоматически принимает его на работу», — процитировало министра РИА Новости. Сегодня гражданам доступно почти 30 тыс. образовательных программ по востребованным на локальных рынках труда направлениям.
Другой пример — система долговременного ухода, которая создается в рамках реализации нацпроекта «Демография». «Это один из механизмов, который позволяет резко улучшить работу всей системы социального обслуживания, — считает руководитель Центра социальных исследований и технологий Российского государственного социального университета Александр Шкребело. — То, что со следующего года эта система будет развернута на территории всей России, — это хорошо, потому что это даст возможность в том числе улучшить эти показатели, их качество. Но здесь тоже нужны серьезные изменения, которые связаны в первую очередь с междисциплинарной работой между организациями соцзащиты и здравоохранения. Сейчас СДУ и разными ее технологиями охвачены более 50 тыс. человек, а раньше часть из них оставалась за бортом».
По мнению независимого эксперта Алексея Ракши, хорошей мерой для повышения интереса к занятиям спортом служат налоговые вычеты. Другой действенный инструмент нацпроекта «Демография» — это выплаты многодетным семьям 450 тыс. рублей на погашение ипотечного кредита.
«Преимущество этой меры в том, что в этом случае не нужно было выделять долю детям, а главный минус — что она распространялась только на ипотеку. Ипотекой пользуется не больше половины российских семей, многие считают ипотеку кабалой и стараются в нее не влезать. Если бы эта мера распространялась не только на ипотеку, но и на любое жилье, то ее эффективность была бы еще раза в два выше, хотя этот инструмент и без того показал хороший результат», — поделился эксперт.
Алексей Ракша считает, что главная проблема данного инструмента в его временности.
«Действие меры должно было закончиться 31 декабря 2022 года, но ее продлили лишь в июне, меньше, чем за семь месяцев до окончания планового срока. За это время невозможно родить ребенка, и именно поэтому эффект данной меры стал падать уже с 1-2-го квартала 2022 года, и это подтверждает статистика. Но еще хуже то, что меру продлили всего на один год — до 31 декабря 2023 года. Сейчас конец ноября, а мера до сих пор не продлена на следующий период. Это значит, что ее эффект в 2023 году будет еще меньше. Более того, на столе у премьер-министра лежит на подпись предложение о продлении этой меры всего лишь еще на год. О какой демографии вообще идет речь? Разве можно так планировать рождение детей?» — сказал он.
Но самой мощной, по мнению эксперта, мерой нацпроекта «Демография» является маткапитал. «Материнский капитал действует с 1 января 2007 года, еще задолго до того, как мысль о нацпроектах была впервые озвучена публично. Я бы сказал, что за последние десятилетия это было самым успешным примером реализации именно демографической, а не социальной политики во всем мире. За это время при помощи маткапитала, по разным подсчетам, в стране родилось 2-2,5 млн дополнительных вторых и последующих детей, которые без него не родились бы никогда. Это существенный успех, и к нему в мире приближаются всего пара стран», — уверен Алексей Ракша. По мнению эксперта, введение маткапитала стало настоящим прорывом.
«Однако уже с 2013 года в публичной сфере начались споры о том, надо ли продлевать программу федерального маткапитала за пределы изначально планируемого срока ее завершения — до 31 декабря 2016 года. В 2015 году это обсуждение достигло апогея, и лишь 3 декабря 2015 года президент предложил продлить программу, но всего на два года. Логично, что ровно спустя девять месяцев после этого началось резкое снижение рождаемости вторых детей. Маткапитал был продлен всего на два года, и ровно спустя два года ситуация почти в точности повторилась: на этот раз президент объявил о продлении программы на три года, вызвав очередной виток снижения рождаемости вторых детей девять месяцев спустя. Возможно, рождаемость также снизила пенсионная реформа. Точнее, объявление о ней. Вероятно, дети тех, кому объявили о повышении пенсионного возраста, стали понимать, что дедушки и бабушки с их детьми сидеть не смогут, — отмечает он. — Пока что я не говорю о снижении рождаемости первенцев, потому что на них тогда не распространялся маткапитал, но этот показатель в России достаточно быстро снижался с 2015 года. Примерно с 2017 года начались разговоры о возможном переносе маткапитала на первого ребенка, и в январе 2020 года это решение было объявлено президентом публично. Схема изменилась: если раньше 100% маткапитала использовалось на второго или последующего ребенка, то теперь вся эта сумма переносилась на первого ребенка, а на второго к ней добавлялась еще четверть. В итоге в 2021 году рождаемость вторых детей приподнялась на 1-2%, а рождаемость первых детей продолжала падать. Значит, перенос маткапитала не дал никакого эффекта», — отметил он.
Другой момент, на который обратил внимание Алексей Ракша, — то, что с 2015 года была отменена индексация маткапитала. И если в самом начале свыше 95% получателей маткапитала использовали его на жилье, а за несколько прошлых лет почти половина из них — на ипотеку, то в последнее время эта доля начала снижаться: сперва до 90, а после — до 60%.
«Почему? Потому что жилье, которое приобретено с использованием средств маткапитала, очень трудно продать или обменять, поскольку закон обязывает выделять долю детей в этом жилье. А с выделенными долями детей любые манипуляции с недвижимостью сильно затруднены влиянием опеки, — объясняет эксперт. — Перенос маткапитала на первого ребенка стал снижать его демографический эффект. Сейчас многие предлагают перенести маткапитал обратно, но я резко против. Почему? Потому что любая временность мер, любые даты завершения программы, какие-то ограничительные сроки резко снижают демографический эффект. В итоге это приводит к провалам рождаемости. Я считаю, что выходом может стать введение маткапитала на второго и третьего ребенка в размере по 1,5 млн рублей. Без критериев нуждаемости и адресности. Мы не видим каких-то существенных результатов по рождаемости в тех регионах, где пособия на третьих и первых детей были введены по критериям нуждаемости и адресности».
По мнению эксперта, хорошо работают и некоторые региональные маткапиталы, если они полагаются начиная со второго ребенка и сопоставимы по размеру с федеральным, а также не имеют существенных ограничений по критериям предоставления, прежде всего по доходам и имуществу. В некоторых субъектах они особенно крупные, как, например, в Сахалинской области и Ямало-Ненецком автономном округе.
Опыт передовиков. Данный инструмент эффективно работает в Кемеровской области, где действует комплексная система мер поддержки семей с детьми. Региональный и федеральный материнский капитал — в числе наиболее востребованных. Более того, здесь реализуется интересная практика — использовать региональный маткапитал (130 тыс. рублей) можно не только для улучшения жилищных условий, но и для оплаты учебы детей. С начала года правом на его получение воспользовались уже 2 тыс. семей.
Другая эффективная мера поддержки малоимущих семей с детьми — социальный контракт. В 2023-м в регионе заключили более 6 тыс. соцконтрактов, более половины оформивших — семьи с детьми, в том числе около тысячи многодетных.
В рамках регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» нацпроекта «Демография» на Кузбассе реализуют еще одну меру поддержки — при рождении (усыновлении) по 31.12.2022 третьего ребенка или последующих детей предоставляется ежемесячная денежная выплата. С начала года ею воспользовались уже 9,6 тыс. семей. Семья может получить выплату в том случае, если ее среднедушевой доход не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума, установленную в Кемеровской области.
Нацпроект «Демография» служит в регионе хорошим подспорьем для создания комфортных условий для обучения молодежи. Например, до конца года в п. Елань построят детский сад, рассчитанный на 140 мест. Приоритетным для него будет физкультурно-оздоровительное направление. Здесь реализуют две программы: «Здоровый малыш», направленную на сохранение и укрепление здоровья детей и совершенствование их физического развития, и «Все на лыжи», в рамках которой малыши будут обучаться ходьбе на лыжах, закаляться и укреплять здоровье. Всего в Кемеровской области по нацпроекту сегодня строится пять детских садов, а в планах до конца 2025 года — возвести 10 дошкольных учреждений.
А еще благодаря реализации нацпроекта «Демография» в регионе создаются комфортные условия для занятий физкультурой и спортом. «Мы возводим современные спортивные объекты, обновляем инфраструктуру, приобретаем инвентарь для учреждений. Все эти меры направлены на привлечение кузбассовцев разных возрастов к занятиям физической культурой и на достижение высоких спортивных результатов. Особенно важно заинтересовать спортом подрастающее поколение, ведь это будущее нашей страны и региона», — отметил губернатор Кемеровской области — Кузбасса Сергей Цивилев.
Например, в этом году в Калтане построили физкультурно-оздоровительный комплекс, где оборудован универсальный игровой зал, а спортивный зал оснащен трибунами на 150 мест. Установлены 18 малых спортивных площадок Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». А в 2024 году в Новокузнецке завершится строительство первого в Кемеровской области крытого футбольного манежа.
Александр Шкребело отмечает, что именно в Кемеровской области одними из первых в стране сделали систему социального обслуживания прозрачной, и теперь региональное министерство видит всю работу каждого соцработника с каждым подопечным. Здесь, по мнению эксперта, хорошо работают с цифровыми инструментами и успешно внедряют новые технологии, а еще запустили механизмы определения объемов и сервисов, требуемых для контроля качества.
«Другой регион-передовик — Амурская область. Здесь запустили механизмы системной межведомственной работы: внедрили ИТ-решения, которые позволяют объединить в плане ухода задачи соцзащиты и здравоохранения», — отмечает Александр Шкребело.
Инструменты нацпроекта «Демография» успешно работают и в еще одном российском регионе — Мурманской области. Один из них — проект «Содействие занятости». В его рамках кадровые центры области обучают безработных граждан востребованным на рынке труда специальностям.
Кроме того, Мурманская область входит в 17 пилотных регионов страны, в которых модернизируются центры занятости населения. Благодаря проекту обновляется их инфраструктура, проводится переподготовка и повышение квалификации сотрудников служб, создаются единые стандарты оказания услуг соискателям.
«Комплекс мер по модернизации подразумевает не только Хорошо работают некоторые региональные маткапиталы, если они полагаются начиная со второго ребенка и сопоставимы по размеру с федеральным, а также не имеют существенных ограничений по критериям предоставления, прежде всего по доходам и имуществу. 20–21 Тема номера централизацию системы управления службы занятости, цифровизацию услуг и внедрение единых стандартов обслуживания. В первую очередь мы создаем комфортные условия для северян, обратившихся за получением услуг в наши кадровые центры. Работа с клиентом теперь строится по-новому. И именно внедрение клиентоцентричности как главного принципа в работе кадровых консультантов позволила уйти от формального оказания услуг и перейти к решению конкретных проблем соискателей и работодателей», — считает заместитель министра труда и социального развития Мурманской области Игорь Шипилов.
Сегодня в регионе порядка 70 тыс. семей являются получателями государственных мер поддержки.
«Сам комплекс мер достаточно обширный. В государственной программе, которую администрирует наше министерство, заложено 15 мер поддержки. Общий объем финансирования — более 6,5 млрд рублей», — отметил министр труда и социального развития Мурманской области Сергей Мякишев.
Мурманская область — один из субъектов, которые предлагают собственные разработки, направленные на достижение задач нацпроекта «Демография». Хотя такие инструменты и не всегда включены в него.
Так, в регионе в рамках стратегического плана «На Севере — жить» в дополнение к выплатам в рамках проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» введена региональная выплата на первого ребенка, которая получила название «Зарплата мамы»: все мамы, родившие первенца, независимо от уровня дохода и возраста, получают ежемесячную выплату в размере 75% от величины прожиточного минимума на ребенка, на сегодня это 17 тыс. рублей ежемесячно. Особое внимание руководство области уделяет созданию комфортной среды для семей с детьми. В рамках того же плана «На Севере — жить» создаются пространства, объединенные единой концепцией, подходом к реализации и названием «СОПКИ». С 2023 года в рамках регионального кластера заработали первые «СОПКИ.СЕМЬЯ». Ключевая особенность пространства состоит в том, что здесь можно интересно провести время и получить квалифицированную консультацию специалистов разных сфер в неформальной обстановке. Благодаря этому достигается гармонизация внутрисемейных отношений, повышается грамотность родителей и популяризируются традиционные семейные ценности.
Как и все другие пространства, «СОПКИ.СЕМЬЯ» создаются на базе готовых площадок и не требуют много времени и инвестиций на реализацию — всего полгода и до 10 млн рублей на ремонт, оформление в единой концепции и оснащение. Пространства оснащаются терминалами «Щит здоровья», комплексами «Иллюминар», «АЛМА»
Семьям особенно полюбилась сенсорная панель с региональным компонентом, которая в доступной форме знакомит с Мурманской областью. Оборудуются комнаты матери и ребенка. Новые точки притяжения уже открыты в Мурманске, ЗАТО г. Североморск и ЗАТО Александровск.
«Зачастую именно в закрытых городах молодые мамы, оказываясь вдали от родных и друзей, сталкиваются с дефицитом общения и особенно нуждаются в поддержке. Такие малые формы, без объемных инвестиций и долгого срока реализации, смогут дополнить масштабные проекты, реализуемые в рамках программы реновации ЗАТО», — уточнила заместитель главы региона Елена Дягилева.
«СОПКИ.СЕМЬЯ» создаются на базе библиотек, так как именно эти учреждения культурной сферы имеют огромный опыт работы с семейной аудиторией и за годы наработали эффективные решения для организации досуга. К уникальному опыту добавлены опции, позволяющие в одном пространстве получить ответ на любой волнующий родителей вопрос. Достижению этой цели способствуют лекции и мастер-классы от экспертов в области соцзащиты, здравоохранения, образования и культуры. У специалистов также можно получить индивидуальную консультацию в комфортном пространстве. При этом программа мероприятий, как и спектр обсуждаемых тем, пластична и меняется в соответствии с запросом посетителей.
Как результат, только в Мурманске за два месяца прошло 50 мероприятий с охватом 700 человек, а в рамках семейного досуга — более 1700. Это подтверждает, что «СОПКИ.СЕМЬЯ» — эффективный шаг в развитии детской и семейной инфраструктуры.
Большие возможности. Эксперты сходятся во мнении, что нацпроект «Демография» решает целый ряд значимых задач. Об этом говорят представители федеральных и региональных органов власти и организаций, работающих с гражданами. «Нацпроект «Демография» дает огромные возможности для реализации самых смелых планов. Что касается нашей организации, то, во-первых, это строительство третьего корпуса повышенной комфортности на 100 мест, а во-вторых, в рамках нацпроекта «Демография» и федерального проекта «Старшее поколение» идет внедрение системы долговременного ухода. В тесном сотрудничестве с благотворительным фондом «Старость в радость» мы обучаем специалистов и сотрудников младшего медперсонала. Наша материально-техническая база пополняется различными техническими средствами, которые облегчают нагрузку для работников и более комфортные для жителей, например, специализированными каталками для мытья маломобильных жителей», — отмечает директор Абаканского пансионата ветеранов Владимир Злаказов.
По его словам, в рамках нацпроекта пересмотрена документальная база учреждения, внутренних нормативных правовых актов, учтены все замечания и рекомендации. Установлены контакты с подобными социальными учреждениями и их специалистами, которые также принимают участие в рамках данного нацпроекта.
Сложности не помеха. Тем не менее при реализации нацпроекта «Демография» приходится сталкиваться и с некоторыми сложностями. Например, по мнению Владимира Злаказова, они в основном заключаются в том, что нет четкого межведомственного взаимодействия и связаны с финансированием в части СДУ. По мнению Александра Шкребело, сейчас реализация нацпроекта «Демография» находится в зоне неопределенности. «Чего мы ожидаем? Во-первых, количество людей старшего поколения в ближайшие 3-5 лет вырастет, их удельный вес увеличится на 20%. Второе — уровень самообслуживания падает, есть такой показатель, который называется «уровень возможности обслуживания себя в повседневной жизни», и он становится ниже. Одновременно с этим падает и показатель состояния здоровья людей старшего поколения, то есть люди, которые становятся пожилыми, из года в год чувствуют себя все хуже. Это главные вызовы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, — отметил эксперт. — Нацпроект «Демография» предполагает развитие инфраструктуры и решений, которые позволили бы предотвратить снижение уровня самообслуживания пожилых людей и людей старшего поколения. То, что его реализация сейчас находится в зоне неопределенности, в первую очередь связано с бюджетными возможностями и текущими государственными приоритетами. Сейчас мы видим, что реально социальную помощь получают только 2 млн человек в то время, как нуждаются в ней 4 млн. Это может привести к тому, что показатели продолжительности жизни, в том числе здоровой жизни, снизятся, а расходы государства на медицинское и социальное обслуживание людей старшего поколения, напротив, возрастут. По своей сути социальная работа с людьми старшего поколения — это самый незатратный способ работы с пожилыми людьми для государства. Если соцработник с зарплатой 20-50 тыс. рублей в месяц не приходит к пожилому человеку, то он вызывает скорую, идет к врачу, ложится в больницу. И это все стоит государству в 3-10 раз дороже, чем время соцработника. Получается, что недофинансирование СДУ приводит к резкому увеличению дорогостоящей нагрузки на систему здравоохранения. Ориентировочно 25-40% рабочего времени медицинского персонала первичного звена в настоящий момент занято обслуживанием граждан старшего поколения, и большая часть этой работы могла бы быть выполнена органами соцобслуживания граждан. Это является одной из основных причин недостатка медперсонала в первичном звене, о котором говорил президент».
Для решения существующих проблем он видит несколько возможных путей. Один из них — актуализировать нацпроект в соответствии с текущими трендами: изменить приоритеты, начать решать вопросы медицинского первичного звена с учетом указанных потребностей в социальном обслуживании и перестать вкладывать деньги в строительство новых домов престарелых.
«Это обходится в гигантские суммы, а эффект приносит почти нулевой. Лучше перераспределить эти деньги на меры, связанные с тем, чтобы изменить систему, ввести механизмы предотвращения ухудшения состояния пожилых людей, — резюмировал Александр Шкребело. — Необходимо также ввести в нацпроект обязательные расходы на полное переобучение персонала, запустить повсеместно новые технологии, и все эти меры позволят сократить затраты на соцобслуживание».