Пока в Совете Федерации готовят законопроект, который бы на федеральном уровне закреплял такую форму соцподдержки, как приемные семьи для пожилых и инвалидов, регионы давно проявляют самостоятельность. Почти в половине субъектов России действуют законодательные инициативы, позволяющие организовывать такие семьи для граждан старшего возраста и лиц, имеющих ограничения по здоровью. Для чего пожилому человеку нужна «чужая» семья, по каким правилам реализуется социальная практика и где она наиболее эффективна — в нашем материале.

Сегодня в России существуют десятки практик по улучшению условий жизни пожилых людей. В Ростовской области для их передвижения действует «социальное такси», в Хабаровске они обучаются в «Университете третьего возраста», а в Чувашии — в школах здоровья. В Кировской области создают группы дневного присмотра за пожилыми людьми — здесь они могут отдыхать, смотреть фильмы, заниматься физкультурой, предусмотрены обед и дневной сон. Приемные семьи для лиц старшего возраста и инвалидов стали появляться в России с 2004 года, и сегодня они действуют более чем в 40 регионах.

Альтернатива дому престарелых. Как отмечают в фонде «Старость в радость», приемные семьи складываются из желания помочь пожилому человеку. Такая ситуация зачастую наблюдается в небольших населенных пунктах, где нуждающегося в уходе пенсионера все знают. Также играет роль и стремление улучшить финансовое положение семьи за счет денежных выплат, полагающихся на содержание приемного пожилого человека. Ведь в большинстве регионов, где скромные зарплаты и пенсии, денежная поддержка, пусть и небольшая, может стать существенным подспорьем.

Так или иначе, но институт помощи одиноким пенсионерам и инвалидам в России развивается. Региональные законопроекты, дающие возможность найти близких заботливых людей в новой семье, действуют по примерно одинаковым правилам. Подопечными могут стать пожилые люди — женщины старше 55 лет, мужчины — старше 60, которые по состоянию здоровья не способны осуществлять самостоятельный уход и нуждаются в социальной помощи. В качестве «усыновителей» выступают формально неродные люди, но в некоторых субъектах, например в Югре, опекунами могут стать и родственники. В случае обоюдного согласия сторон заключается трехстороннее соглашение между человеком, нуждающимся в уходе, представителем семьи, принимающей его для проживания, и органами социальной опеки. Срок пребывания в семье определяется желанием сторон — от месяца до нескольких лет. По словам специалистов социальных служб, приемная семья является хорошей альтернативой казенному учреждению — дому престарелых или интернату для инвалидов. «Практика усыновления особенно востребована на селе, где прослеживаются межличностные связи между односельчанами. Есть истории, когда социальный работник, ранее предоставлявший социальные услуги на дому, создавал приемную семью с пожилой бабушкой или дедушкой, которые находились на обслуживании, — рассказывает начальник отдела организации социального обслуживания населения Министерства семьи, труда и социальной защиты населения РБ Миляуша Галлямова. — Или такой пример: санитарка из больницы после долгого ухода за инвалидом в период его госпитализации в дальнейшем приняла его в приемную семью и продолжила уход на дому при совместном проживании».


Вчера чужие — сегодня родные. В Башкирии за весь период реализации закона о приемных семьях — с 2017-го по март 2021 года — заключено 225 договоров, расторгнуто 80 — в основном по причине смерти пожилого человека. Сегодня в 137 приемных семьях проживают 145 граждан (в нескольких приемных семьях проживают по два и более подопечных). Расходы на создание приемной семьи осуществляются из региональных бюджетов. И их объем ниже расходов, направляемых на содержание пожилых людей и инвалидов в спецучреждениях. «В них качество жизни, безусловно, не хуже, чем в приемных семьях: обеспечено пятиразовое питание, имеется комфортная среда для жизни, проводятся реабилитационные мероприятия, досуг и многое другое, — продолжает Миляуша Галлямова. — Но жизнь в семье всегда была и остается в приоритете для любого человека, а особенно для людей старшего поколения. Пожилой человек, попадая в семью, перестает думать о своей ненужности, его окружают люди, с которыми он чувствует себя увереннее, и это благотворно влияет на его здоровье, улучшая качество жизни и, как следствие, ее продолжительность».

Практика приемных семей действует и в Самарской области. «Все привыкли, что приемные — это для детей. Но если задуматься, то и пожилой человек чувствует себя спокойнее и комфортнее в семье, — говорит министр социально-демографической и семейной политики региона Марина Антимонова. — В нашем регионе приемные семьи для пожилых и инвалидов стали появляться еще в 2009 году, и сегодня их уже 173». В Нижегородской области программа приемных семей действует в 19 районах. Для 29 пенсионеров организованы так называемые гостевые семьи, члены которых помогают старикам по хозяйству и следят за их здоровьем, получая при этом ежемесячное пособие — до 30% от дохода пенсионера, которого они опекают.

Выплаты на содержание. За то, что приемная семья взяла на себя ответственность по уходу за пожилым человеком, ей выплачивается компенсационная выплата. Исходя из своих финансовых возможностей, субъекты Федерации используют разные подходы к формированию выплат. Некоторые регионы компенсируют половину МРОТ, другие — 50% от прожиточного минимума. Одна из самых высоких выплат ставок для «усыновителя» наблюдается в Ханты-Мансийском автономном округе, здесь он получает из регионального бюджета 10 263 рубля. В Башкортостане сумма равна 6200 (если новому «родственнику» больше 80 лет или он инвалид 1-й группы, сумма увеличивается на треть), в Кировской области — 4977 рублей. В Татарстане выплата для семьи, взявшей к себе пожилого человека, не являющегося инвалидом, составляет 4 тыс. рублей, инвалида 2-й группы — 6 тыс. рублей, 1-й группы — 8 тыс. рублей. В Псковской области, где закон о приемных семьях был принят в апреле 2020 года, опекуны получают в месяц 5,6 тыс. рублей — половину от регионального прожиточного минимума. Также свою долю в общий семейный бюджет вносит и ее новый домочадец. «Пенсионер в добровольном порядке перечисляет приемной семье часть своих пенсионных выплат, чтобы для него, в частности, было организовано питание и лекарственное обеспечение. В приемных семьях, как и в домах престарелых, эта доля составляет, как правило, 75% от суммы пенсионных выплат, — объясняет сенатор, зампред комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова. — Она может быть снижена в зависимости от условий договора с приемной семьей».


Избежать рисков. Пожилые люди, как правило, легко становятся жертвами разнообразных мошеннических схем. Риски существуют и в случае с приемной семьей, ведь в качестве «усыновителей» могут выступать мошенники, которые охотятся за недвижимостью. Но чтобы оформить в семью нового домочадца, приходится пройти не одну инстанцию. Существует перечень требований, предъявляемых к потенциальным «усыновителям», — совершеннолетие и полная дееспособность опекунов, согласие на прием в семью пожилого человека всех несовершеннолетних членов, проживающих на ее территории, отсутствие серьезных заболеваний и вирусных инфекций. «За справками, конечно, пришлось побегать, я даже у психиатра была, — рассказывает жительница Усолья-Сибирского Иркутской области Тамара Ларионова, «удочерившая» пенсионерку Антониду Москалеву. — Также нужен был документ о том, что я не привлекалась к уголовной ответственности. В ненадежную семью старика не отдадут. А люди бывают всякие, могут и обидеть пенсионера. Каждый месяц к нам приходят соцработники, спрашивают у тети, есть ли у нее жалобы или пожелания». В Иркутской области закон о приемных семьях действует с 2019 года.

«С момента вступления закона в силу в нашем регионе результаты неплохие. Если первоначально мы опирались на те семьи, которые уже фактически существовали до принятия документа, то сейчас люди сами к нам обращаются. Они уже знают, кого хотят взять в приемную семью. Чаще всего это кто-то из близкого окружения: соседи, знакомые, дальние родственники, — объясняет замначальника управления организации социального обслуживания граждан Минсоцразвития Иркутской области Юлия Иванова. — Рассчитываем, что в новом году число приемных семей вырастет, но не надеемся, что это станет массовой практикой. Ведь те, кто берут пожилого в семью, кладут на свои плечи очень большую ответственность».