Профессия социального работника — не самая популярная в шорт-листе нынешних абитуриентов. Отдать свое сердце для служения чужой боли, слабости, немощи может далеко не каждый. Для этого необходимы настоящее призвание и внутренняя цельность. А над подготовкой профессионалов в стране работают несколько сотен вузов и средних учебных заведений. Кроме того, с текущего года реализуется программа профессиональной переподготовки специалистов в 1500 часов. 

90-х годов прошлого века развитие отечественной практики социальной работы происходило преимущественно благодаря созданию и организации деятельности новых социальных государственных учреждений, предоставляющих услуги различным категориям населения. Ресурсы экстенсивного этапа развития постепенно исчерпались, и в современных условиях появляются новые технологии, инновационные практики решения социальных проблем. Они соответствуют формирующейся модели активной социальной политики, ориентированной на гражданские инициативы, вовлечение граждан в формы деятельности, которые позволяют преодолевать неблагополучие, изменять их жизненные ситуации собственными усилиями с привлечением ресурсов социальной среды, к которой они принадлежат.

Согласно данным сайта Вузотека, в России 231 вуз, в которых готовят специалистов по профессии «Социальный работник». На первых местах рейтинга расположились Санкт-Петербургский государственный университет, Национальный исследовательский Томский госуниверситет, Южный федеральный университет, Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Казанский НИТУ и другие. В реестре «социальных» профессий большинство вузов расположены в столицах (11 — в Москве, 8 — в Санкт-Петербурге), 6 в Красноярске, 5 — в Самаре, по 4 — в Челябинске, Казани, Уфе, Екатеринбурге и Краснодаре, 3 — в Ростове-на-Дону и Иркутске.

«Ряд вузов очень хорошо готовят социальных работников. Трудно какие-то выделять, но есть вузы, которые сами выделяются своей активностью: проводят конференции, олимпиады для студентов по специальности «Соцработа». Например, Красноярский госуниверситет, Российский государственный социальный университет, — рассказывает заведующая кафедрой «Социальные технологии» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления Юлия Шурыгина. — Среди средних специальных учебных заведений выбор также широк. Например, готовят соцработников колледж Российского государственного социального университета, Международный колледж искусств и коммуникаций Института гуманитарного образования и информационных технологий, Политехнический колледж городского хозяйства и другие учебные заведения».

С нынешнего года началась реализация программы профессиональной переподготовки соцработников, рассчитанная от 1000 до 1504 часов. В связи с дорожной картой по развитию Евразийского экономического союза, союзного государства России и Республики Беларусь требуется применение действующего соглашения о сотрудничестве в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В статье 1 данного соглашения указано, что профессиональная переподготовка должна быть не менее 1000 академических часов.

Обучение в колледже или техникуме после окончания 11 классов школы по времени занимает 2 года и 10 месяцев. Если абитуриент поступает, окончив всего 9 классов, оно продлится на один год больше.

«В 2020 году мы открыли две новые специальности: «Основы социокультурного менеджмента» и «Организация социокульутрной деятельности». Будем принимать выпускников 9-го и 11-го классов. Также работаем над внедрением специальности «IT-консультант. Информационная система по отраслям», — рассказал директор Колледжа по подготовке социальных работников Департамента труда и соцзащиты населения города Москвы Алексей Логвинов.

По его данным, срок обучения по специальности «Основы социокультурного менеджмента» — 3 года 10 месяцев. Выпускники будут работать с проектом «Московское долголетие», в центрах соцобслуживания консультировать граждан пенсионного и предпенсионного возраста, сопровождать их в течение всего образовательного курса.

На второй специальности будут изучать практически то же самое, но менее углубленно. Отличается только время подготовки: организатор социокультурной деятельности учится 2 года 10 месяцев.

Продолжительность учебы в высших учебных заведениях составляет 4 года в случае, если подготовка проходит по программе бакалавриата, и 6 лет, если студент по окончании вуза хочет получить степень магистра.

Для людей, имеющих высшее или среднее специальное образование, доступно переобучение на социального работника. Такие программы занимают от нескольких месяцев до полутора лет. Существуют курсы непосредственно в образовательном учреждении и дистанционные занятия. По окончании выдаются сертификаты, подтверждающие овладение новыми знаниями и навыками.

В связи с пандемией и карантинными мерами, в том числе в образовании, сложилась новая реальность дистанционного обучения. Существуют курсы и для уже практикующих социальных работников. Раз в 3 года они должны проходить переобучение, но кто-то старается учиться чаще.

«Сегодня очень много курсов доступно, особенно с появлением дистанционного образования. Мы, например, каждый год стараемся обучать своих сотрудников, поскольку профессия не стоит на месте, появляются новые технологии, методики. Я и сама училась на соцработника, но понимаю, что для того, чтобы идти в ногу со временем, знания нужно обновлять», — говорит руководитель одной из патронажных служб Татьяна Дегтярева.


Как рассказали в Министерстве труда и социальной защиты России, профессиональная подготовка осуществляется в различных формах: с отрывом от производства (очная), без отрыва от производства (очно-заочная, заочная, вечерняя), экстернат. С формированием многоуровневой системы подготовки кадров соцсферы сложилась допрофессиональная и базовая схемы.

Допрофессиональная подготовка осуществляется в социально-педагогических классах общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ, в школах социальных педагогов при университетах, в профориентационных объединениях в системе служб социальной помощи населению.

Базовой подготовкой занимаются средние специальные учебные заведения (педагогические и медицинские училища, социальные колледжи) и высшие учебные заведения (университеты, академии, отраслевые вузы) по госзаказу и на договорной основе.

«Это профессия, потому что только профессионалы могут оказать квалифицированную помощь. Ребенок, который остался без родителей, пенсионер, оказавшийся без поддержки родственников, семья, потерявшая в пожаре дом и все свое имущество, — помочь всем этим людям непросто. И только человек, который целенаправленно изучал социальную работу, сможет выработать правильный порядок действий», — уверена Татьяна Дегтярева.

Вузы разрабатывают свои модели профессионального образования таких специалистов, учебные планы и программы на базе Государственных образовательных стандартов с учетом специфики региона и его потребностей в кадровом обеспечении социальной практики.

Несмотря на сложившиеся стереотипы, зарплаты в этом сегменте нельзя назвать нищенскими. Особенно на среднероссийском уровне. По данным исследователя Айгуль Гомбоевой, больше всего получают соцработники во Владивостоке — в среднем 32 120 рублей. Немного меньше — в Москве (25 000‑45 000) и Санкт-Петербурге. В среднем по России зарплата находится на уровне 20 857 рублей.