Ситуация с занятостью в России вследствие пандемии COVID-19 сложилась не лучшая: из-за приостановки деятельности некоторых предприятий в 2020 году многие люди лишились возможности нормально работать, и обстановка к настоящему моменту полностью еще не выправилась. У людей с ограниченными возможностями здоровья ситуация как минимум не лучше, ибо само по себе количество рабочих мест для них ограниченно. Однако, возможно, в обозримом будущем положение изменится.

Законодательные инициативы. Пандемия не могла не сказаться на занятости вообще, и особенно на занятости инвалидов, у которых здоровье по определению не самое хорошее и для кого вероятность заболеть COVID-19 крайне нежелательна. И законодатели ввели несколько важных изменений в закон о занятости. Они получили одобрение Совета Федерации сравнительно недавно, в июне текущего года.

Во-первых, это касается рынка труда в целом, но может быть особенно важным аспектом для лиц с ОВЗ. Теперь центры занятости будут работать, помимо очного формата, еще и в электронном. Ранее, чтобы воспользоваться сервисом службы занятости, необходимо было физически нанести туда визит. С вводом контрпандемийных ограничений в 2020 году добавилась возможность воспользоваться услугами в удаленном (электронном) формате, и сегодня она стала постоянной.

Как пояснил Минтруд, теперь в большинстве случаев соискателям для обращения за помощью в трудоустройстве нужно будет лишь заявление, все остальные сведения можно получить из государственных информационных систем. Однако новеллы не отменяют очных обращений за консультацией, если такой формат для человека оказывается более удобным.

Другое важное изменение законодательства уже напрямую касается людей с ограниченными возможностями здоровья. Оно состоит в том, что отныне квоты по трудоустройству граждан с инвалидностью, которые закреплены в законодательной базе субъектов Российской Федерации, можно будет считать выполненными только по факту реального трудоустройства таких людей.

Министр труда и социальной защиты Российской Федерации Антон Котяков так прокомментировал нововведения: «Дистанционный и максимально простой формат предоставления услуг сегодня востребован гражданами. Поправки в закон о занятости позволят перевести в электронный формат услуги, связанные с регистрацией в центрах занятости и поиском работы, на постоянной основе. Еще одна крайне важная новация связана с гарантиями для граждан с инвалидностью. После вступления в силу закона квоту по трудоустройству в отношении граждан с ограниченными возможностями нельзя будет выполнить формально, создав рабочие места лишь на бумаге. Изменения нормативной базы дадут больше возможностей для реализации трудового потенциала граждан с инвалидностью».

Окно к работе. Еще одна важная новелла связана с окном для получения доступа к вакансиям и другим услугам службы занятости. Теперь за веб-порталом «Работа в России» закреплен статус единой цифровой платформы в сфере занятости. До сих пор от работодателей требовалось предоставление в службу занятости информации о вакансиях ежемесячно, причем формы подачи могли разниться — или на бумажном носителе, или через региональный портал, или через федеральный портал службы занятости. Сегодня канал предоставления сведений о вакансиях наконец стал единым. И это хорошие новости для тех, кто ищет возможности работать, особенно для инвалидов: взаимодействие со службой занятости через единый федеральный портал куда удобнее, чем обращение к разным источникам. Тем более что портал возможностям для инвалидов уделяет особое внимание.

Вопросы квот. В Европе вопросы трудоустройства инвалидов решаются также с помощью квот, так что подходы, можно сказать, разнятся деталями. В Испании, например, организации, в которых работает более 50 сотрудников, должны трудоустроить 2% (и более) людей с ограниченными возможностями здоровья. Там этот норматив реально выполняется — это видно в повседневной жизни: работающих инвалидов можно встретить достаточно часто. Предприятия же получают определенные налоговые льготы. Кстати, во Франции нормативы по квотированию еще более серьезны: 6% штата при количестве сотрудников 20 и более.

Квотирование рабочих мест уже давно стало нормальной практикой и в России. Действительно, если штатная численность работников предприятия превышает 100 человек, в законодательной базе субъектов РA устанавливалась квота рабочих мест для инвалидов, которые теоретически могли занять от 2 до 4% штата организации. Если штат составлял от 35 до 100 человек, инвалидам региональное законодательство могло отводить до 3% среднесписочной численности.

Эффективность этого механизма не везде была так уж высока. По факту квотированные рабочие места не всегда занимали реальные люди — часто вакансии оставались лишь на бумаге. Как отмечалось выше, с 1 марта 2022 года квоты не будут считаться исполненными, если инвалид не трудоустроен на самом деле. И это серьезный стимул для развития занятости инвалидов в стране.

Обучить молодежь. Важная часть политики по содействию трудоустройству людей с ограниченными возможностями здоровья — профессиональное обучение. Одними лишь квотами проблему не решить, и чем более проработанным набором компетенций обладает молодой специалист с ОВЗ, тем более востребован он будет на рынке труда, независимо от статуса своего здоровья.

Важную роль в развитии системы профессиональной подготовки молодых людей с инвалидностью играет движение «Абилимпикс», к которому Россия присоединилась в 2014 году. Основные цели движения — повышение престижа рабочих профессий, развитие системы профессионального образования, а основной инструмент — конкурсы профессионального мастерства для инвалидов. В ноябре текущего года состоится уже VII Национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Он пройдет с 15 по 19 ноября в Москве.