Старение населения признано одним из основных глобальных вызовов социально-экономическому развитию. Одновременно в последние годы в мире происходит трансформация восприятия старения — от негативного к взвешенному, учитывающему не только проблемы, вытекающие из изменения возрастной структуры населения, но и возможности, открывающиеся в сферах потребления, образа и качества жизни, экономической и социальной активности, образования. В России разработана и реализуется концепция политики активного долголетия. Ее первые результаты вселяют оптимизм. 

По мнению экспертов, старение населения  — закономерный процесс, связанный со снижением смертности и рождаемости. В специальном докладе Организации Объединенных Наций отмечается, что в XXI  веке старение населения продолжится — это глобальный феномен, затрагивающий все страны, в том числе Россию. Согласно данным ООН, в 2015 г. доля людей 60+ в мире составила 20%, к 2025 г. она увеличится до 24%, а к 2050 г. — до одной трети. В России доля пожилых граждан близка к показателю наиболее развитых государств и существенно выше, чем в среднеразвитых. Наша страна близка к развитым государствам и с точки зрения динамики удельного веса пожилого населения. В ближайшие 50 лет численность младшей возрастной группы в РФ останется практически неизменной, а численность старшей будет расти на фоне снижения численности граждан трудоспособного возраста. Начиная с 2007 г. в России произошел значительный рост продолжительности жизни. За этот же период увеличилось число лиц старше трудоспособного возраста на 1000 человек: с 330 в 2007 г. до 412 в 2015 г. Согласно прогнозу, численность населения РФ старше трудоспособного возраста к 2031 г. составит 42,3  млн (28,7%).

В свете происходящих событий на первый план выходит тема активного долголетия. Как сказано в докладе НИУ «Высшая школа экономики», впервые это понятие было сформулировано в 2002 г. в Рамочной стратегии Всемирной организации здравоохранения. В том же году оно было включено в итоговый документ II Всемирной ассамблеи по проблемам старения.

В России термин «активное долголетие» используется в Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года, национальном проекте «Демография» и федеральном проекте «Старшее поколение». Концепция политики активного долголетия содержит три базовых приоритета: здоровье пожилых людей, обеспеченная и достойная жизнь в старшем возрасте, активность и участие пенсионеров в жизни общества.

Здоровье. Как отмечают специалисты, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни зависит от ряда факторов, в том числе от развития гериатрической службы. «Важным событием 2016 г. стало утверждение Министерством здравоохранения России Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «гериатрия». Основной принцип, заложенный в этом документе, — организация гериатрической службы как единой системы долговременной медико-социальной помощи за счет преемственности ведения пациента между различными уровнями системы здравоохранения, а также между службами здравоохранения и социальной защиты», — прокомментировала директор Российского геронтологического научно-клинического центра РНИМУ им. Н. И.  Пирогова, главный гериатр Минздрава РФ Ольга Ткачева.

Модель организации гериатрической службы предполагает единую трехуровневую систему, которая включает амбулаторное звено, стационарную помощь, организационно-методические и научные гериатрические центры.

«Специализация врач-гериатр — относительно новая. Мы консультируем пожилых людей по определенному стандарту: рассказываем о важности физических нагрузок и правильного питания, советуем поддерживать когнитивную активность. Все замечают, что профессора, врачи, педагоги дольше всех остаются в здравом уме. Но если мы говорим о вышедших на пенсию женщине или мужчине 65+, у которых единственное занятие — посмотреть новости, выйти на лавочку и пообщаться с соседями, то они никакой умственной нагрузки не получают, — поделилась наблюдениями Алиса Готина. — Работа с представителями старшего поколения — дополнительная нагрузка для обычных терапевтов. Поэтому мы запустили проект, в котором врачи-гериатры из Москвы обучают терапевтов в регионах, как консультировать пожилых граждан. В процедуру стандартной диспансеризации внесены изменения, касающиеся именно пенсионеров. Появились опросники, помогающие выявить функциональные, когнитивные и сенсорные дефициты у таких пациентов: нарушение зрения, слуха и т.д. Конечно, мы пока далеки от европейского уровня работы со стариками, но прогресс есть».

По оценке Ольги Ткачевой, ожидаемые результаты расширения медицинской помощи пожилым людям «могут быть весьма существенными». «Мировой опыт обеспечения доступной комплексной и эффективной медико-социальной помощью в рамках развития гериатрической службы свидетельствует о возможности снижения нагрузки на семейного врача на 11%, количества и длительности госпитализаций  — на 18% и 10% соответственно, случаев помещения в дома престарелых  — на 23%, — привела статистику эксперт.  — Кроме того, уменьшаются косвенные потери, связанные с необходимостью для трудоспособных граждан ухаживать за престарелыми родственниками, сокращается число необоснованных диагностических и лечебных вмешательств. Услуги, предоставляемые учреждениями гериатрического профиля, используют менее затратные замещающие и поддерживающие немедикаментозные технологии, в результате снижаются затраты на лекарства».

Обеспеченная и достойная жизнь. Как следует из доклада НИУ «ВШЭ», развитие потенциала активного долголетия «возможно при условии социально приемлемого уровня жизни граждан старшего поколения»: «Экономическая независимость и достойная жизнь в старшем возрасте складываются из нескольких составляющих: пенсионного обеспечения, занятости с определенным уровнем оплаты труда, доходов от предпринимательской деятельности, ренты, процентов по банковским вкладам, сбережений и т.д.».

Отдельная тема — борьба с эйджизмом (дискриминацией по возрасту), который эксперты называют одним из основных препятствий для успешной реализации концепции политики активного долголетия. По мнению специалистов, нарушение прав представителей старшего поколения может происходить в компаниях и учреждениях, социуме, семье. Например, пожилые люди часто жалуются на проблемы с трудоустройством.

«Для того чтобы изменить ситуацию, нужно понимать мотивы работодателей, почему они предпочитают не брать на работу лиц старшего возраста, — полагает проректор Академии труда и социальных отношений, доктор экономических наук, профессор Александр Сафоно.  — Во-первых, существует убежденность в неспособности этой категории быстро и эффективно осваивать новые знания, а также простой экономический расчет: зачем тратить деньги на повышение квалификации тех, кто все равно скоро уйдет на заслуженный отдых? Правильный ответ на этот вызов — развитие бесплатного профессионального образования для категории 50+. Во-вторых, предположение, что возрастные работники более ориентированы на соблюдение трудового законодательства. Ответ здесь тоже единственный — повышать требования соблюдения трудовых норм для всех, тогда исчезнет «социальный» демпинг на рынке труда со стороны молодых. В-третьих, сложность организации трудовой деятельности работников старшего возраста — тщательное соблюдение требований охраны труда, льготный режим труда и отдыха. А это опять дополнительные деньги, которые должен компенсировать работодатель... Проблема сложная, ее не удастся быстро решить. Нужно начинать реальную работу с широким кругом специалистов по формированию государственной программы стимулирования занятости возрастных работников».

Генеральный директор Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко Мария Морозова считает, что в обществе еще очень много предрассудков, связанных со старостью. «Это невольно влияет и на самих пожилых людей, которые не всегда осознают себя хозяевами своей судьбы,  — уточняет она. — И я глубоко убеждена: когда мы диагностируем определенный градус эйджизма в стране, это не вопрос только к государству, к власти. Если в обществе укоренены какие-то предрассудки или стереотипы, никакими государственными программами, хотя они тоже нужны, ситуацию изменить невозможно. Это вопрос ко всем нам».

Как подчеркивают эксперты, представители старшего поколения не должны подвергаться дискриминации и в том случае, если они уже не могут сохранять трудовую или социальную активность и требуют ухода. По оценкам Финансового университета при Правительстве РФ, сегодня в социальном обслуживании нуждаются около 3,7 млн стариков, в то время как получают его только 1,8 млн.

В 2018 году в шести пилотных регионах России стартовала реализация программы «Система долговременного ухода» (СДУ). До конца 2022-го она должна быть распространена на всю страну. По информации исполнительного директора Ассоциации профессиональных участников системы долговременного ухода Александра Шкребело, на сегодня СДУ внедрили 34 субъекта РФ, получателями социальных услуг в ее рамках являются более 100 тыс. человек, специальное обучение прошли 12 тыс. специалистов. «СДУ — унифицированный процесс, в ходе которого выявляются граждане, нуждающиеся в поддержке. Главная цель  — обеспечить людям, которым требуется уход, сбалансированное социальное обслуживание и медицинскую помощь как на дому, так и в стационаре, а также научить их семьи оказывать помощь близким самостоятельно», — прокомментировал эксперт.

На Ставрополье модель СДУ запущена в 2019 году. Сегодня в ней участвуют 25 из 33 муниципальных образований, в которых проживает более 63% населения края. К работе подключились уже 36 организаций социального обслуживания и 41 медицинское учреждение.

«С начала реализации проекта оценка зависимости от посторонней помощи проведена в отношении более чем 25 тыс. человек. Выявлено почти 11 тыс. человек с высокой степенью зависимости, — сообщила первый заместитель министра труда и социальной защиты населения региона Елена Чижик. — Исходя из утвержденных параметров в рамках СДУ определяется уровень нуждаемости в посторонней помощи от нескольких часов в неделю до ежедневного ухода. Так, для гражданина, отнесенного к третьему (самому тяжелому) уровню, объем услуг по уходу составляет 28 часов в неделю, или 4 часа в день. Сегодня бесплатный социальный пакет предоставляется 745 пожилым людям и инвалидам».

Красногвардейский КЦСОН Республики Адыгея включился в СДУ в 2021 году. «Для пожилых граждан и инвалидов организована клубная работа в семи сельских поселениях района. Это помогает им социализироваться, сохранить творческие способности, улучшить психологическое самочувствие, обеспечить возможность общения. Собираются люди, которым интересно обменяться новостями, поговорить, заняться любимым делом. Такие встречи для пенсионеров, как глоток воздуха. Клуб становится их новой большой семьей», — рассказала заместитель директора центра Фатима Даунова.

Активность и участие в жизни общества. Активное долголетие предполагает также вовлечение представителей старшего поколения в общественную жизнь и их участие в различных видах деятельности. Сегодня в 60 регионах России созданы университеты пожилого человека (третьего возраста, серебряные университеты). В 70 субъектах более 11,8 тыс. организаций оказали в прошлом году образовательные услуги почти 1 млн пенсионеров. Пожилые люди получили новые знания по разным направлениям, основные из них: иностранный язык — 15,5 тыс. человек, физическая подготовка  — 144,2  тыс., художественно-прикладное творчество — 138,3 тыс., танцы — 44 тыс. Наиболее массовым является обучение финансовой и правовой, а также компьютерной грамотности: соответственно, 339,7 тыс. и 124,2 тыс. человек.

«В 2021 году, несмотря на пандемию, в занятия физкультурой и спортом были вовлечены более 5,6 млн пожилых граждан», — сообщил министр спорта России Олег Матыцин.

В Красноярском крае хоккейный клуб «Енисейская Сибирь» объединяет представителей поколения 60+. Его история началась еще в 2013 году, когда бывшие игроки местного «Политехника» собрались на празднование 50-летия команды. Церемония чествования ветеранов завершилась товарищеским матчем с соперниками из Сибирского федерального университета. Стало понятно, что спортсмены старшего возраста, многие из которых отметили полувековой юбилей, еще хорошо играют, и у ветерана «Политехника» Сергея Пешкова родилась идея возродить команду своей молодости. Клуб объединил более 50 ветеранов хоккея из трех регионов: Красноярского края, Тувы и Хакасии. Сегодня он является единственной в России, а возможно, и в мире командой хоккеистов 60+. За два года официального существования клуба число его членов выросло до 70 человек, проведено 15 выставочных матчей. Проект высоко оценил президент России Владимир Путин, полученный опыт начали переносить на другие виды спорта.

Один из самых популярных способов самореализации представителей старшего поколения — «серебряное» волонтерство. В 2021 году в этом движении были задействованы более 110 тыс. человек.

В г. Бийске Алтайского края Комплексный центр социального обслуживания уже 18  лет работает с пожилыми гражданами и инвалидами. Население города составляет немногим более 200 тыс. человек, из них почти 40% — пенсионеры. «Опыт центра позволяет сделать вывод, что люди старшего возраста делятся на две категории. Первая — те, чья жизнь продуктивна и наполнена смыслом. Они состоят в ветеранских объединениях, ведут активную деятельность, готовы помогать, направлять. Вторая — те, кто утратил интерес к жизни. Они одиноки и практически оборвали социальные связи, испытывая при этом чувство агрессии и недовольства», — поделилась Светлана Докучаева, автор проекта «Жить активно — мыслить позитивно», одного из победителей Всероссийского отбора лучших практик активного долголетия 2021 года. — Идея нашего проекта заключается в постоянном взаимодействии этих двух категорий: одни должны зажечь других. Добровольцы отряда «Позитив» регулярно обзванивают своих подопечных, предлагают совместные прогулки, занятия в кружках, участие в социально значимых мероприятиях».

По оценке аместителя председателя Правительства России Татьяны Голиковой, представители старшего поколения «обладают огромным и очень важным для общества ресурсом». «Это ресурс знаний, компетенций, жизненного опыта, энергии и готовности помогать, — подчеркнула вице-премьер. — Важно, чтобы общество могло получить этот ресурс, а пожилые люди имели широкие возможности для самореализации».