Российская индустрия технических средств реабилитации должна в полной мере обеспечивать спрос на эту продукцию со стороны населения. Эта отрасль в нашей стране прошла большой путь развития, получив импульс благодаря программам импортозамещения и уходу из страны значимых иностранных конкурентов. Сегодня предприятия обеспечивают уже половину потребностей нуждающихся в реабилитации, хотя еще три года назад не было и четверти.

Начало специальной военной операции на Украине стало настоящим вызовом для всей индустрии средств технической реабилитации — и в части кратного увеличения потребностей, и в части ухода ряда западных компаний, продукция которых была востребована на российском рынке. Как отмечает министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков, в 2022 году Россия одномоментно столкнулась с проблемами по целому ряду технических средств реабилитации, когда западные компании прекратили поставку и некоторые закрыли свое производство в России.


Сделаем свое. Одной из главных задач правительства, по словам Антона Котякова, стала поддержка отечественных производителей, а также организация ввоза специализированной продукции из дружественных стран. «В 2022 году мы еще каким-то образом перекрыли существующий дефицит, а в 2023-м столкнулись с нехваткой финансовых ресурсов. Сейчас у нас, в принципе, по техническим средствам реабилитации задолженность закрыта. Но при этом мы понимаем, что до конца этого года нужны дополнительные ресурсы. Минфин уже подтвердил выделение части ресурсов, в ближайшее время мы их получим. Думаю, что проблем с обеспечением у нас не будет», — говорил он ранее в интервью одному из федеральных СМИ.

Антон Котяков отмечает, что за последние 3-5 лет было открыто большое количество новых производств, а почти все действующие нарастили объемы, многие наладили выпуск новой продукции. «Например, в Москве организовано производство коленных модулей с микропроцессорным управлением. «Роскосмос» также выпустил свои коленные модули. В принципе, все элементы для протезов нижних конечностей у нас есть, все локализованы в России. Дополнительный запрос существует на химию, из которой льется удобный и мягкий культеприемник. Нужно локализовать эти компоненты, они важны с точки зрения комфорта. Коллеги из Минпромторга активно реагируют на наши запросы, и в этой сфере дают дополнительные меры поддержки», — прокомментировал министр.

При этом эксперты говорят, что бизнес, который разрабатывает продукты на основе новейших технологий, растет быстрее как по выручке, так и по численности персонала. Для многих приоритетом в работе стал сегмент «мобильность» — свыше 60% компаний предлагают решения для людей с нарушениями двигательной активности, преимущественно протезы, ортезы и системы реабилитации двигательных функций, подвижности, мелкой моторики. В последние годы этот тренд усилился — в условиях СВО число пациентов с травмами, требующими обеспечения такими ТСР, значительно увеличилось.

Не менее важно и то, что значительно вырос показатель локализации отечественных производств. Еще в апреле 2023 года вступило в силу распоряжение Правительства РФ «Об утверждении комплекса мер по формированию современной отрасли промышленной продукции реабилитационной направленности в 2023-2025 годах». В нем предусматривались разработка и актуализация отечественных стандартов в области реабилитационной индустрии и финансовая поддержка производителей продукции для инвалидов. Если ранее говорилось, что импортозамещением считается 50% того, что производилось в нашей стране, то с того момента планка поднялась до 75%. И производители ее успешно выдерживают. На российском рынке активно развиваются такие компании, как «Моторика», разрабатывающая многофункциональные бионические протезы для рук с подвижностью каждого пальца, Metiz, которая производит протезы для ног, в частности углепластиковые стопы для пациентов с односторонней или двусторонней ампутацией. ExoAtlet предлагает экзоскелеты для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. «Катаржина» производит коляски для спорта и активного образа жизни. Кресла-коляски с электроприводом на рынок поступают от компаний «Обсервер» (Калининград), Caterwil (Новосибирск) и «Подъем» (Тольятти). Кресла-коляски для детей с ДЦП и механические кресла-коляски изготавливает завод специального оборудования (г. Владимир). «В настоящее время отечественные производители уже могут по некоторым направлениям реабилитационной продукции закрыть основные потребности людей с инвалидностью на многие виды ТСР, но потребительский рынок в нашей стране еще переформатируется из-за ухода западных производителей, что стимулирует более активно включать механизмы импортозамещения. Есть пользователи, они имеют разные физические особенности и ведут определенный образ жизни, которые формируют предпочтения в выборе нужного ТСР», — рассказали во Всероссийском обществе инвалидов.

Генеральный директор ООО «Актив» Анна Литус поделилась, что за последние три года производственные площадки «РТ» и «Реформа», входящие в ГК «Актив», смогли успешно заместить шесть позиций техсредств реабилитации, которые включают в себя четыре вида вертикализаторов, кресло-коляску и кресло-стул с санитарным оснащением. По ее мнению, сегодня многие российские производители ТСР, как отмечают эксперты, переходят от понятия «импортозамещение» к концепции импортонезависимости. Импортозамещение подразумевает собой замену на внутреннем рынке иностранных товаров отечественными аналогами. «Сегодняшний этап этого процесса можно считать завершенным, поскольку российские производители успешно скопировали множество зарубежных моделей. Однако импортонезависимость подразумевает разработку и создание собственных технических средств. Наша компания прилагает значительные усилия, выделяет ресурсы на разработку новых продуктов в области реабилитации», — пояснила Анна Литус.

коленный модуль (1).jpg

От идеи до серии. Также в ближайшее время в России в том числе с помощью государства будут появляться новые производства. Антон Котяков рассказал, что по поручению президента ведомством разработана программа развития отрасли, которая уже проходит этап согласования. Планируется, что к 2030 году в стране откроется более 30 новых протезно-ортопедических центров, что повысит доступность реабилитации во всех регионах.

По словам Антона Котякова, сегодня 67% протезов предоставляется по электронным сертификатам. Сейчас в этой отрасли работают 350 предприятий, включая более 100 филиалов протезно-ортопедических производств, где трудятся около 900 специалистов.

Пожалуй, одной из самых показательных в отрасли историй можно считать создание компании «Русский карбон», которая за пять лет прошла путь от идеи до одного из лидеров отрасли ТСР. Ее основатель Андрей Теняков, который много лет назад попал в автоаварию, долго искал технологию инвалидной коляски, которая была бы одновременно и прочной, и легкой. Взяв за образец британскую коляску из углепластика и заручившись помощью инженеров Дальневосточного федерального университета, Андрей Теняков разработал собственную конструкцию. Частные инвесторы не увидели перспективы стартапа, а вот государство вложилось в проект через конкурс технологичных проектов «Приморский старт». «Если честно, я не ожидал, что на нашу продукцию обратят внимание. Ведь на грант 2 млн рублей претендовали 150 участников. Мы вошли в число десяти победителей, это помогло завершить инженерную разработку и создать первый прототип», — рассказал предприниматель. На средства гранта команда «Русского карбона» сделала промышленный дизайн, провела испытания и запустила серийное производство. Сегодня предприятие выпускает 45 колясок за смену.

Кейс одного из самых успешных стартапов в сфере технологичных ТСР показывает, что динамично развиваются не только сами производства, но и смежные предприятия, в первую очередь производители инновационных материалов, часто замещающие импортные аналоги.

Эксперты отмечают, что здесь, с одной стороны, необходимо учитывать интересы отечественного производителя, с другой — не перекрыть путь импорта технологий, которые важны для развития индустрии. Например, очень активны на российском рынке китайские производители, которые поставляют продукцию дешевле не только ушедших западных конкурентов, но зачастую и российских компаний. «С одной стороны, ТСР китайского производства дешевле, с другой — свои потребительские качества, которые они показывают в процессе эксплуатации, достаточно скромные. Но для человека с инвалидностью ТСР — это особое изделие, влияющее на качество жизни, и поэтому стоимость изделий для людей с инвалидностью не является определяющим фактором», — отмечает один из российских предпринимателей, реализующий проект по производству ТСР.

Еще одно важное направление господдержки, помимо прямого финансирования создания новых производств — прямые госзакупки и субсидирование затрат пользователей на подбор, покупку и обслуживание устройств. Самостоятельно приобрести технические средства реабилитации инвалидам не под силу из-за высокой стоимости. Например, цена бионической руки в России достигает 1,5 млн рублей. Ежегодно Фонд социального страхования РФ оплачивает для людей с инвалидностью изготовление более 8300 протезов рук на сумму свыше 700 млн рублей. В частности, инвалиды из Петербурга ежегодно получают более 270 протезов рук на сумму свыше 21 млн рублей.

Однако, по данным Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР), потребность в протезах верхних конечностей составляет всего 12%, основная доля приходится на протезы нижних конечностей — 88%. Прогнозируемая потребность в протезах в ближайший период оценивается в объеме не менее 60-70 тыс. изделий в год с учетом новых регионов. Эти цифры не оставляют сомнений в том, что рынок технических средств реабилитации будет расти темпами, как минимум, не меньшими, чем все последние годы.

ра.jpg

Качество имеет значение. Российские производители за последние годы провели колоссальную работу, ориентируясь, в основном, на необходимость обеспечить возросшие потребности населения и участвующих в специальной операции Вооруженных сил РФ. Компании постоянно совершенствуют свои изделия, учитывая запросы и предпочтения пользователей, а также улучшая конструкцию и увеличивая гарантию на продукцию. При этом они признают — долговечность и качество товара зависят не только от самого производителя, но и от правильной эксплуатации. «Технические средства реабилитации, сложные изделия требуют внимания, и их надо обслуживать. Если пользователь не уделяет должного внимания оборудованию, то оно не прослужит и года», — прокомментировали в отделе маркетинга и коммуникации завода специального оборудования (г. Владимир). Для более эффективного использования своей продукции многие производители внедряют собственные восстановительные методики, много времени посвящают обучению медицинского персонала и пациентов, а также членов их семей. Один из лидеров на рынке инвалидных колясок компания «Ортоника» готова в индивидуальном порядке проконсультировать клиента по настройке аппарата и его эффективной эксплуатации. Компания ввела услугу «Мой инженер», в рамках которой по каждому обращению закрепляется технический специалист, который проконсультирует и подберет необходимую услугу. Ottobock развивает собственную академию, которая проводит обучающие семинары и сертификации для специалистов протезно-ортопедической отрасли. Например, модуль «Школа ходьбы» рассчитан на инструкторов ЛФК и специалистов, которые занимаются протезированием, включает теоретические и практические занятия по постоперативной терапии (в стационаре и после выписки), обучению ходьбе на протезе, особенностям ведения пациентов с парной ампутацией и так далее.