Одна из центральных сессий, состоявшихся на ПМЭФ-2022, — «Продвигая социально ориентированное устойчивое будущее». На ней представители власти, корпораций развития, общественных структур, некоммерческого сектора сформулировали приоритеты социальной политики России и прокомментировали, какие важные задачи уже решены, а какие — только предстоит решить. Главный посыл всех реализуемых мероприятий — социальная поддержка должна быть максимально адресной, ориентированной на конкретного человека.

Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации России:

— На мой взгляд, социальная политика должна быть более открытой. За последние годы в этом направлении очень многое сделано, и сегодня ни один законопроект не может быть вынесен на заседание Государственной Думы и Совета Федерации без предварительного широкого обсуждения с гражданским обществом.

Второй очень важный момент — гибкость и адаптивность социальной политики. Когда начал бушевать ковид, отрасль тяжело адаптировалась. Мы успели отвыкнуть от многих вещей, и нам казалось, что борьба с инфекционными заболеваниями — уже прошлый век, что сейчас другие приоритеты: борьба с сердечно-
сосудистыми и онкологическими заболеваниями и т.д. Поэтому пришлось перестраивать работу инфекционной службы, снова поднимать вопросы о развитии инфраструктуры, подготовке кадров. На повестке дня появились новые задачи, и социальная сфера начала их решать.

Третий значимый фактор — проактивный характер социальной политики. Сегодня граждане могут, не выходя из дома, записаться к врачу, вызвать нотариуса и т.д. Открылись окна возможностей, позволяющие людям получать более доступные услуги, и это очень хорошо.

В списке социальных приоритетов государства на первом месте стоит помощь семьям с детьми. Особенности нынешней экономической ситуации требуют того, чтобы мы строили социальную политику, учитывая интересы не только и не столько больших групп, сколько каждой группы, и в конечном итоге переходили на клиентоориентированную работу, принимая во внимание особенность каждой семьи и каждого человека.

Мы не должны забывать и сельские территории. Надо сосредоточить серьезные усилия на том, чтобы более оперативно и эффективно решать вопросы развития села и реализации там социальных программ.

Проблем в социальной сфере всегда было много, а сегодня с учетом масштабных изменений в обществе их становится еще больше. Важно, чтобы находились энергия, сила и воля эти проблемы решать.


Ольга Баталина, первый заместитель министра труда и социальной защиты России:

— Роль социальной защиты даже в спокойные времена сложно переоценить, а в условиях экономических трудностей ее роль многократно возрастает, поскольку она выступает подушкой безопасности. И реализация тех приоритетов, которые обозначил президент, позволила за последние несколько лет значительно усилить роль социальной защиты как раз в поддержании стабильности.

По итогам 2021 года все страховые и нестраховые выплаты, включая пенсии, составили почти 22% доходов населения России, тогда как в период 2000-2007 годов, когда наша страна приобретала экономическую стабильность, их доля была 11-13%. Сегодня только на поддержку семей с детьми направляется 1,7 трлн рублей. Отсюда неизбежно возникает вопрос, насколько столь огромные бюджетные средства коррелируются с ощущением человеком социальной справедливости, насколько выстроенная система для него понятна и удобна. Поэтому с 2020 года одновременно с наращиванием финансовой поддержки, расширением списка различных социальных групп на первый план вышла тема человекоцентричной социальной защиты. Это стало основным базовым условием, которое позволило начать системную трансформацию соцсферы в интересах гражданина.

Уже достаточно давно президент поставил задачу не истребовать у человека те сведения, которые когда-либо были о нем получены в результате оформления услуги или получения меры поддержки. Но реализовать это удалось только с 2020 года, когда в рамках единой государственной системы социального обеспечения был создан транзакционный механизм, объединивший сведения различных систем. Это привело к колоссальной доступности мер поддержки. Выросло и количество их получателей. Это очень хорошо, ведь долгие годы говорили, что люди не знают о своих правах, не понимают, как ими воспользоваться.

В вопросе социальной справедливости очень важна адресность, когда граждане понимают, почему и на каких условиях они получают ту или иную меру поддержки, а если не получают, что нужно предпринять, чтобы получать. И здесь человекоцентричная трансформация социальной сферы тоже позволила серьезно донастроить процессы адресности. Но мы не ставим точку, а постоянно анализируем огромное количество жизненных ситуаций, чтобы люди, которые реально нуждаются в помощи, из-за донастройки адресности не были ее лишены.

Часто приходится слышать, что в результате цифровизации происходит все меньше живого человеческого общения и все больше удаленного оформления документов. Звучат вопросы: не приведет ли это к вымыванию эмоционального, контактного характера социальной защиты? Отвечу: нет. Все клиентские точки, все точки прямых коммуникаций сохранены. Автоматизации в интересах человека подлежат только те процессы, которые изначально носят рутинный характер, где эффективность никак не измеряется тем, лично ли гражданин обсудил документ со специалистом или же предоставил его в электронном виде. Одновременно в системе социального обслуживания наблюдаются запросы на оказание персональных, адресных услуг с учетом потребностей конкретного человека. Реакцией на такие запросы является развитие системы долговременного ухода, семейных МФЦ, для которых изыскиваются необходимые ресурсы, прежде всего профессиональные.


Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Общественной палаты России, директор АНО «Агентство социальной информации»:

— Сейчас в социальной сфере России совсем не та ситуация, какая была 10 лет назад. Она гораздо лучше. Благодаря государству отрасль не стоит на месте, социальная помощь становится более адресной, более объемной и доходит до тех, кому она действительно нужна. Однако это не предел. Считаю, что социальная сфера должна и дальше развиваться в интересах граждан, и без некоммерческих организаций сделать это нереально: государство физически не может дойти до каждого человека. Некоммерческий сектор — понятие многогранное. Можно говорить, что это совокупность социально ориентированных НКО, а можно брать шире: активные граждане и местные сообщества.

Взять, например, систему долговременного ухода, которая активно внедряется в России. Недавно директор благотворительного фонда «Старость в радость» Елизавета Олескина, известная во всей стране, получила государственную премию за достижения в данной сфере. Хотя я считаю, что это достижения не только Елизаветы. «Старость в радость» — та самая НКО, которая в национальном проекте «Демография» значится как оператор и партнер Министерства труда и социальной защиты РФ в реализации программы долговременного ухода. То есть некоммерческие организации не только выявляют нуждающихся граждан, но и помогают им, предлагая системные изменения в отрасли. По моему мнению, потенциал у НКО огромный, но пока не до конца использованный.

В нынешнем году Общественная палата России уже в третий раз будет готовить региональный рейтинг некоммерческого сектора. Мы видим, что в разных субъектах НКО находятся в разном положении. И порой дисбалансы, мягко говоря, огорчают. Причем существует зависимость успешности некоммерческих организаций от экономического состояния региона. Хотя бывает и наоборот: с экономикой в субъекте дела обстоят неплохо, а НКО в нем слабые. Я считаю, что такие регионы очень много теряют в своем социальном развитии.


Мария Морозова, генеральный директор благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко:

— Один в поле все равно не воин. Необходимо говорить о поддержке не отдельного лидера, а команд. Это должно становиться нормой, постоянной практикой, и об этом свидетельствует наш проект «Культурная мозаика малых городов и сел», который мы реализуем уже более восьми лет. Он ориентирован на российскую глубинку через поддержку социокультурных практик, чтобы местные сообщества переходили от тактики выживания к стратегии совместного развития, используя потенциал самой территории.

За прошедшее время отработана модель, которая уже востребована. Мы подписываем соглашения и передаем их заинтересованным партнерам в регионах. Речь идет о поддержке сильных лидерских команд, готовых брать на себя ответственность не только за свои проекты, но и за территорию в целом. Причем о поддержке не только грантовой, финансовой, но и обучающей, сопровождающей. И очень важный, обязательный элемент таких проектов — вовлеченность населения: только при их участии результаты становятся реальными.

Результаты нашей работы говорят о том, что в жизни сообществ действительно происходят изменения. Во-первых, это рост инициативности местных жителей. За время общения с нашим фондом они самостоятельно поддержали на своих территориях более 1,5 тыс. инициатив, благодаря чему появилось свыше 553 тыс. новых рабочих мест.

Еще один очень интересный результат — установление партнерских отношений с властью, бизнесом. На многих территориях появляются устойчивые ассоциации стратегического развития, реализующие идеи, о которых мы когда-то мечтали. И, пожалуй, самый наглядный результат: наш фонд вложил в данный проект порядка 0,5 млрд рублей, и столько же было привлечено в виде софинансирования. Таким образом, можно сделать вывод, что поддержка сообществ активных граждан способна стать драйвером развития даже самых депрессивных территорий.


Наталья Тимакова, заместитель председателя государственной корпорации развития ВЭБ.РФ:

— В городах живет 75% населения России, поэтому от комфортности созданных в них условий очень многое зависит. Люди хотят влиять на судьбу своей малой родины, не только давать обратную связь на уже принятые решения, но и участвовать в их обсуждении. ВЭБ.РФ попробовал реализовать в нескольких городах модель социокультурного взаимодействия: корпорация инициирует определенный проект (например, замены муниципального транспорта), а затем собирает местное сообщество и помогает ему этот проект наполнить дополнительным смыслом.

Фактически мы оказываем методологическую помощь. Люди сами собирают историю своего города, а не москвичи, которые приезжают и рассказывают, какие знаменитые писатели тут жили, начинают самоорганизовываться, знакомиться друг с другом. Я не могу сказать, что это легкая работа. Она сложная, потому что сталкиваются разные точки зрения, местные власти с подозрением относятся к активистам. У нас спрашивают: «Вы хотите с этими товарищами работать? Не надо! Мы с ними так намучились!» На что мы отвечаем: «Ребята, давайте попробуем и найдем общие точки соприкосновения, чтобы хорошее рождалось не в конфликте, чтобы не дарить людям добро, а делать его вместе с ними».

Это действительно непростая задача, но она очень благодарная. И когда ВЭБ.РФ заканчивает оказание методологической помощи в организации проекта и уходит из города, оставляя сам проект, он начинает жить своей жизнью. Людям нравится лично поддерживать этот проект, он становится частью местной среды и обрастает новыми деталями.

Как раньше крупные корпорации участвовали в развитии муниципальных образований? Например, на День города привозили Диму Билана, заплатив миллионы рублей. Это здорово, это поднимает настроение. Но, наверное, все-таки лучше потратить гораздо меньшие деньги и помочь местным жителям самостоятельно найти источники вдохновения, примирить иногда непримиримых гражданских активистов с руководством города. И мы настроены продолжать это делать.


София Малявина, генеральный директор АНО «Национальные приоритеты»:

— В апреле мы провели опрос, поинтересовавшись у россиян, счастливы ли они. 47,3% ответили однозначно: счастливы. Мы выделили 19 факторов счастья, включая уровень дохода, который оказался у респондентов на 19-м, последнем, месте. Получается, что деньги для людей — не самое главное. Куда важнее для них жилищные условия, любовь к работе, состояние здоровья, чистота на улицах, получение образования, занятие волонтерством и спортом, посещение театров и музеев, чтение книг, путешествия, раздельный сбор мусора, наличие собственного дела.

Вот такие интересные результаты, дающие хорошую почву для размышления. Я надеюсь, что они помогут нам выбрать правильные ориентиры социальной политики.