Елена Алексеевна, участники всероссийских онлайн-конференций, состоявшихся на платформе журнала «Социальная защита в России» в 2022-2024 годах, и отраслевые эксперты в ходе социсследования, проведенного в марте нынешнего года, предложили законодательно закрепить за федеральными органами власти контроль реализации в субъектах РФ принципов и полномочий органов власти, изложенных в ФЗ № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», а также в других правовых актах федерального уровня в сфере социального обслуживания предусмотреть меры ответственности региональных властей за их несоблюдение. Как вы это прокомментируете?

Федеральным законодательством в процессе реализации государственной политики в области социального обслуживания определено, что оно (обслуживание) должно осуществляться в соответствии с принципами добровольности, адресности, равноправия, конфиденциальности и прочих основополагающих начал современного российского законодательства в данной сфере. Адресность подразумевает под собой не только точечную государственную политику в отношении отдельных групп населения, но и субъектное рассмотрение отдельных аспектов социального обеспечения нуждающихся в нем граждан. Таким образом, каждый гражданин, участвующий в этих правоотношениях, фактически формирует соответствующую госполитику в районе своего проживания на уровне субъекта, а в отдельных случаях — и на всей территории России.

Вспомним, например, объединяющую волонтеров со всей страны благотворительную организацию «Справедливая помощь доктора Лизы», которая занимается гуманитарной и медицинской помощью детям и взрослым из освобожденных регионов. Благодаря деятельности добровольцев и лиц, которым социальная поддержка уже оказывалась ранее и которые пожелали помогать другим нуждающимся, эта организация получила всероссийскую огласку, а ее деятельность удостоена гранта президента на сумму более 39 млн рублей.При этом нельзя не учитывать и локальные НКО, объединяющие добровольцев и граждан, нуждающихся в помощи, деятельность которых поддерживается на местном или региональном уровне. Можно отметить «Время добрых», «Ты не один», «Экососедство», многие другие благотворительные и волонтерские организации.

Эти примеры показывают плотную систему взаимодействия между органами государственной власти, социальными институтами и гражданами по реализации программ, интересующих нуждающихся на всей территории России — от Донецка и Калининграда до Владивостока и Анадыря. Благодаря такому подходу каждый житель страны является полноправным субъектом правоотношений и принимает активное участие в формировании действенной государственной политики в сфере социальной поддержки населения.

Совет Федерации в свою очередь проводит регулярный мониторинг правоприменительной практики в данном направлении, учитывая опыт государственных органов, органов власти субъектов, органов местного самоуправления и негосударственных объединений, что позволяет наиболее оптимально подходить к разрешению актуальных проблем и вопросов в социальной сфере. Отдельно отмечу выработавшуюся практику проведения заседаний профильных комитетов Государственной думы и Совета Федерации с привлечением представителей органов исполнительной власти, контрольно-надзорных органов и общественности, иных координационных совещаний по различным сферам общественной жизни, благодаря которым мы продолжаем держать руку на пульсе и своевременно реагировать на потребности и нужды граждан.

Мы вместе 4.jpg

Как, по вашему мнению, можно добиться соблюдения антимонопольного законодательства при его реализации в отношении поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм и форм собственности?

Существует несколько направлений реализации антимонопольной политики в сфере социальных услуг. Начнем с реализации положений ФЗ № 294 от 26.12.2008 г., предусматривающего компетенции органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по осуществлению государственного, регионального государственного и местного контроля (надзора) за государственными и негосударственными организациями и объединениями граждан. Среди прочих направлений контрольно-надзорной деятельности отдельно отметим контроль (надзор) в области естественных монополий, деятельности некоммерческих организаций, персональных данных, за информационно-телекоммуникационными технологиями и деятельностью, связанной с проведением электронных торгов.

Несомненно, текущее законодательство в сфере социального обслуживания нуждается в оптимизации. Прежде всего, требуется разработка целого перечня подзаконных нормативных правовых актов, связанных с осуществлением равного доступа граждан к социальному обслуживанию, установление единых базовых стандартов предоставления социальных услуг, разработка и принятие единого механизма финансирования по подушевым нормативам государственных и негосударственных поставщиков социальных услуг и требований по формированию единого правового регулирования и разрешения социальных вопросов на всей территории России.

Частично эти задачи удается оптимизировать и разрешать в рамках национального проекта «Цифровая экономика» путем проведения реформ в сфере цифровой трансформации органов государственного управления. Определенный интерес заслуживает проект регуляторных песочниц, предложенный в свое время лично президентом страны. Административный институт регуляторных песочниц, действующий с 2020 года, показал свою состоятельность: он позволяет не только предлагать и развивать цифровые инновации в различных направлениях общественной жизни, включая социальную, но и осуществлять их действенный мониторинг.

По уровню развития и внедрения передовых цифровых технологий в государственной сфере Россия занимает одно из ведущих мест в мире. Уже сейчас «Цифровое правительство» позволяет оптимизировать государственное администрирование наиболее важных направлений социальной политики, а возможности безбумажного документооборота — существенно сократить бюрократические процедуры для участников рынка социальных услуг. Развитие суперсервисных направлений имеет высокий потенциал, который способен сформировать комплексную систему взаимодействия в структуре органов государственной власти и повысить рентабельность использования информационных систем.

Как вы оцениваете идею унификации правового регулирования социального обслуживания на всей территории России по примеру таких сфер, как образование и здравоохранение?

Положительно. Образование и здравоохранение входят в систему оказания комплексных государственных услуг населению. Так, например, официальный сайт мэра Москвы содержит соответствующие ссылки на услуги в сферах здравоохранения и образования. Проект «Московская электронная школа» уже сейчас позволяет школьникам и их родителям осуществлять непосредственное взаимодействие с образовательными организациями, получать дополнительное образование и услуги в сфере просвещения и патриотического воспитания, участвовать в конкурсах и олимпиадах, а ресурс «Портал государственных услуг — здравоохранение» в Московской области дает возможность не только записаться к врачу на определенное время, минуя очереди, или вызвать врача на дом, но и заказать различные справки онлайн, получить доступ к своей медицинской карте, актуальные сведения о режиме работы и адресную информацию об интересующих медучреждениях, записаться на оздоровительные процедуры, принять участие в спортивно-досуговых мероприятиях, например, в проекте «Активное долголетие».

На уровне субъектов уже сейчас функционируют доступные для граждан сервисы, позволяющие своевременно обращаться по интересующим их социальным вопросам в различные структуры государственной власти, например, порталы «Активный гражданин» на территории Москвы или «Добродел» в Московской области. Кроме того, множество действующих в регионах благотворительных организаций, волонтерских центров и иных некоммерческих объединений перешли «на цифру», существенно расширяя свои возможности по разрешению социальных вопросов и проблем нуждающихся локального характера. Здесь можно вспомнить проекты «Помощь рядом!» и «Добрая Казань» в Татарстане, гуманитарную миссию «#Мывместе» в Донбассе, портал Dobro.ru, проекты «Благо твори», «Шаг навстречу» и массу других.

Справедливая помощь доктора Лизы.jpg

На ваш взгляд, какие меры законодательного характера необходимо принять для предотвращения в регионах конфликта интересов, стимулирования перехода от монопольных (только государственных) к конкурентным (рыночным) механизмам развития социального обслуживания населения?

Я не согласна с такой постановкой вопроса. Действующие механизмы регулирования социальной политики на государственном и региональном уровнях хоть и требуют некоторой оптимизации (как я полагаю, связанной, прежде всего, с неравномерным процессом цифровизации госуслуг в некоторых субъектах), но все же они приобрели устоявшийся характер и располагают достаточным административным ресурсом и возможностями для успешной реализации. Нивелирование конфликтов интересов на местах обеспечено достаточной правовой базой, в первую очередь федеральными законами, регулирующими вопросы контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти по различным направлениям социального сектора, что снижает возможности для манипулирования социальной сферой и позволяет развить негосударственный сектор социальных услуг населению. Основное внимание сейчас, безусловно, уделяется деятельности благотворительных и волонтерских организаций, объединений, помогающих гражданам, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях, занимающихся профилактикой социально опасных форм поведения, специализирующихся на патриотическом воспитании и сохранении исторической памяти. Эти организации и объединения не имеют коммерческого статуса и работают исключительно на общественных началах. Органы государственной власти оказывают им помощь, проводят совместные акции, выделяют гранты, развивающие за счет средств федерального и регионального бюджетов социальные институты и инициативы.

Считаете ли вы ситуацию с полной передачей всех полномочий (ст. 8 ФЗ № 442) по организации, контролю за реализацией, финансированием и участием в предоставлении социальных услуг сбалансированной для отраслевого исполнительного органа субъекта РФ? Позволит ли предлагаемый плановый и системный контроль избежать конфликта интересов или необходимо внесение изменений в ФЗ № 442?   

Перечень социальных услуг утвержден Правительством России, и, таким образом, их форма и содержание относятся к сферам деятельности соответствующих ведомств и федеральных органов исполнительной власти. В свою очередь, названные положения ФЗ № 442 дают возможность регионам утверждать перечни социальных услуг, которые будут предоставляться их поставщиками. Таким образом, благодаря административному механизму взаимодействия органов государственной власти на различных уровнях обеспечивается система социального обслуживания населения. Централизация управления, реализуемая в том числе за счет планирования, дает возможность более детально разбираться в потребностях граждан и, как результат, подстраиваться под их нужды, формируя актуальный перечень социальных услуг. Полная передача полномочий в социальной сфере субъектам РФ может привести к ее диверсификации и, в свою очередь, — к определенным допущениям на местах.

По вашему мнению, какие меры законодательного характера могли бы способствовать предотвращению нарушений антимонопольных требований в регионах?

Наравне с контрольно-надзорной деятельностью органов государственной власти и органов власти субъектов важное значение в системе предупреждения нарушений антимонопольного законодательства имеет антимонопольный комплаенс, направленный на реализацию ряда функций. К их числу относят превентивную, непосредственно направленную на профилактику правонарушений субъектами, образовательную, связанную с повышением правовой культуры и анализом принимаемых поставщиками услуг решений, контрольную, предусматривающую систему внешнего (государственного, регионального) мониторинга и внутреннего (осуществляемого самими поставщиками) комплаенса.

Важным, с моей точки зрения, видится правовое закрепление необходимых компетенций руководителей поставщиков социальных услуг с целью повышения уровня доверия к ним со стороны органов государственной власти. Контрольно-надзорная деятельность не должна выступать единственным элементом превенции нарушений антимонопольного законодательства. Приоритетным элементом профилактики является внедрение системы антимонопольного комплаенса как одного из элементов внутреннего администрирования среди поставщиков услуг. Антимонопольный комплаенс позволит не только показать готовность субъекта правоотношений выступать в качестве добросовестного поставщика услуг, но и сформировать соответствующую систему оценки его деятельности.   

Считаете ли вы важным внесение предлагаемых изменений в ФЗ № 442, учитывая, что это позволит обеспечить каждого гражданина перечнем необходимых социальных услуг в полном объеме на всей территории страны, доступностью социального обслуживания независимо от региона пребывания человека?

Безусловно. Я уже отмечала важность формирования суперсервисов, которые бы позволяли получателям услуг пользоваться ими в полном объеме независимо от места пребывания в кратчайшие сроки и в рамках максимально упрощенных бюрократических процедур. Централизованность и системность — важные элементы современной государственной политики в области предоставления услуг населению.

Является ли, на ваш взгляд, целесообразным изучение зарубежного опыта для выработки в России эффективной государственной политики в сфере социального обслуживания граждан?

Конечно. Мониторинг зарубежного опыта представляет интерес для текущей государственной социальной политики. Применение цифровых технологий, совершенствование системы регулирования социальной политики, межкультурных коммуникаций и другие перспективы невозможны в отрыве от передового мирового опыта в данной сфере. Так, только в рамках текущего сотрудничества с Китаем на уровне различных органов государственной власти неоднократно отмечалась в качестве приоритетной задача сокращения разрыва в доходах между городом и деревней, а также направления государственной политики по развитию цифровых технологий в сфере оказания услуг населению, обмену опытом в сфере здравоохранения, межкультурному взаимодействию, демографии и прочим направлениям социальной жизни общества. Важное значение в данной сфере уделяется нашим партнерам из дружественных стран в различных форматах имеющихся взаимодействий: БРИКС, ШОС, СНГ и прочим.   

Будет ли способствовать глубокому изучению содержания системы социального обслуживания в конкретных субъектах организация регулярных выездных заседаний профильных комитетов Государственной думы и Совета Федерации с привлечением органов исполнительной власти, контрольно-надзорных органов и общественности?

Безусловно. Данная система уже благополучно реализуется Федеральным Собранием, правительственными и надзирающими органами в формате различных мероприятий: научно-практических конференций, круглых столов, координационных совещаний, в рамках системы комплексного мониторинга, планирования и межведомственного обмена информацией по рассматриваемому направлению.

Что бы вы пожелали в наступающем году журналу «Социальная защита в России» и членам редсовета — ведущим отраслевым экспертам в их совместной с органами власти работе по дальнейшему повышению качества, эффективности и доступности соцобслуживания?

Я хочу поблагодарить редакцию журнала «Социальная защита в России» и его экспертов за своевременное и информативное освещение важных событий и инноваций в сфере социальной политики государства, актуальный анализ проблем и перспектив социального и демографического характера, на рынке труда и в иных сферах, вклад в области информационных коммуникаций. Предстоящий год объявлен годом 80-летия Великой Победы. Хочу пожелать вам и вашим читателям процветания, благополучия и мирного неба над головой.