А для этого необходимо унифицировать законодательство в данной сфере, как уже давно произошло в сферах образования и здравоохранения. Правда, с обязательным учетом регионального компонента.

Елена Алексеевна, в интервью нашему журналу в декабре 2024 года вы рассказали о формировании в России политики в сфере социальной поддержки населения, дав комплексную оценку роли государственных и общественных институтов. Отдельное внимание было уделено возможным направлениям совершенствования правового регулирования этой сферы. По вашему мнению, с чего следовало бы начать трансформацию системы соцобслуживания, сделав ее тем самым суперсервисом, благодаря которому получатели помощи могли бы пользоваться ею независимо от места пребывания и в кратчайшие сроки?

Ранее мы с вами обсуждали, что очень важно обеспечить равный и свободный доступ граждан к получению социальных услуг по всей стране, поскольку сейчас по реализуемым в конкретном субъекте Федерации программам получить все преду-
смотренные виды помощи можно только лишь на территории этого субъекта.

Давайте рассмотрим образование и здравоохранение. В этих сферах как раз на федеральном уровне закреплены единые подходы. Для учреждений образования они сформулированы в федеральных государственных образовательных стандартах, а для учреждений здравоохранения — в клинических рекомендациях, стандартах, порядках и положениях. То есть процесс организации обучения, начиная с детского сада и далее, строится по одним принципам как в столице, так и в любом другом регионе. Аналогично происходит и при оказании медицинской помощи. Естественно, утверждаются все эти документы также на федеральном уровне — Минобрнауки России и Минздравом России соответственно.

В социальной сфере мы видим одновременно два отличающихся подхода. Есть федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ». Он тяготеет к унификации. И порядок определения инвалидности, и уполномоченные на его реализацию органы, и перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, и многие другие аспекты изначально закреплены именно на федеральном уровне.

И есть федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», при реализации которого на федеральном уровне существует лишь примерный перечень социальных услуг. Право утверждения конкретного перечня услуг и стандартов их оказания передано органам власти субъектов. Отсюда и разница в региональных перечнях, в этом кроется причина, почему по индивидуальной программе, выданной, скажем, в родной для меня Курганской области, невозможно получить все те же самые услуги в любом другом субъекте.

Значит ли это, что одним из шагов на пути к суперсервису социального обслуживания должно стать изменение баланса полномочий Федерации и субъектов, который сейчас определен в статьях 7 и 8 ФЗ № 442?

Если взглянуть на систему широко, то мы с вами увидим, что в каждом регионе складывается свое социальное пространство, свое независимое правовое регулирование. Безусловно, в каждом из случаев оно основывается на Конституции и федеральном законодательстве, однако в сугубо предметных вопросах — какую помощь и как часто может на деле получить человек, в каком порядке ее необходимо оказывать, какие требования предъявляются к поставщикам социальных услуг, как осуществляется финансирование такой деятельности — все это и многое другое полностью передано в регионы.

С этой точки зрения я убеждена, что в социальном обслуживании нам нужны единые общеобязательные нормативы. Это и конкретный (не примерный) перечень услуг, и стандарты их оказания, и порядок признания нуждаемости граждан в обслуживании, и требования к участникам процесса обслуживания, и подходы к финансированию предоставления услуг.

Какова тогда будет роль регионов?

Субъекты Федерации равноправны. Федеративное устройство нашей страны подразумевает наличие в регионах собственного законодательства. Вопросы социальной сферы изначально отнесены к предмету совместного ведения Федерации и субъектов исходя из норм статьи 72 Конституции. В свою очередь обеспечение единства государственной политики в разных сферах — это уже полномочие и обязанность Правительства России. Так почему же тогда единство государственной политики понимается и реализуется по-разному в уже упомянутых мною сферах образования и здравоохранения?

Идея унификации законодательства в какой-либо сфере не нова и отнюдь не умаляет положение субъектов. При ее реализации субъекты точно также являются полноправными участниками, будучи представленными в обеих палатах Федерального Собрания. Я думаю, что унификация социального обслуживания невозможна без регионального компонента. То есть, создавая, скажем, общеобязательные федеральные перечень и стандарты соцуслуг, необходимо предусмотреть возможность регионов дополнять их на своем уровне. Например, в дополнение к обязательному федеральному перечню разрабатывать услуги и стандарты их оказания с учетом специфики территории.

Это, с одной стороны, обеспечило бы единство базового пакета услуг по всей России, а с другой — дополнительный компонент индивидуализации обслуживания исходя из социокультурных и экономических реалий. Такой подход — отражение единства нашей многонациональной страны во всем богатстве культуры и традиций народов по всей ее территории.

Внесение изменений в законодательство — работа, требующая существенной подготовки и планирования, тем более в социальной сфере. На ваш взгляд, как она могла бы происходить? Кого следовало бы к ней подключить?   

Как и по другим направлениям законотворческой деятельности, в данном случае необходимы совместные усилия государственных органов и общественных институтов. Совет Федерации, Государственная дума, Правительство России — все мы участники законотворческого процесса. Если для решения какой-то задачи требуется изменение законодательства (как, например, с распределением полномочий Федерации и субъектов по предмету совместного ведения, чтобы те же стандарты услуг стали федеральными), значит, следует такие изменения разработать. Дальнейшие задачи могут решаться на уровне органов исполнительной власти. Но начать следует с самого федерального закона. Он та основа, на которой строится вся система обслуживания.

Поскольку уполномоченным органом в сфере социального обслуживания является Минтруд России, там, думаю, тоже видят все те аспекты, о которых я говорю. Соответственно, и представить аналитику, и обсуждать пути унификации законодательства в соцсфере следует совместно. Тем более, мы с вами видим реализацию федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ». Необходимо и в соцобслуживании ориентироваться на такой подход.