В рубрике «По следам публикаций» мы продолжили обсуждение темы с председателем Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора, первым заместителем председателя Общественного совета при Минтруде РФ Еленой Тополевой-Солдуновой. 

sol.jpg

Елена Андреевна, успешно ли сегодня формируется российский конкурентный рынок поставщиков социальных услуг? Как менялась ситуация на протяжении нескольких лет?

В последние 15 лет тема развития конкуренции в сфере социального обслуживания развивается активно, хотя раньше, в отличие от здравоохранения, в сфере социального обслуживания был очень низкий процент негосударственного сектора. В основном все соцуслуги оказывали только бюджетные учреждения.

Ситуация начала меняться около 10 лет назад. В это время государство осознало, что нужно развивать рынок, и президент в 2015 году поставил задачу привнести конкуренцию в сферу социальных услуг. Однако достичь ее оказалось не так просто. Нужно было время, чтобы негосударственные организации — поставщики социальных услуг научились работать с бюджетными средствами и чтобы органы власти стали готовы с ними сотрудничать. Но нужно отдать должное — уже тогда на рынке присутствовали НКО и ООО, которые оказывали уникальные, в том числе комплексные услуги по реабилитации, психологической поддержке, надомному обслуживанию. В первую очередь это НКО, которые работали с людьми с особенностями здоровья, взрослыми и детьми. Уже спустя некоторое время, проводя исследования, мы обнаружили, что эти организации, по мнению получателей услуг, изначально предлагали более «душевный» и неформальный подход к их оказанию. Это способствовало тому, что люди доверяли НКО и все чаще обращались к ним за помощью.

Много усилий предпринимали и профильные ведомства и организации: Минтруд, Минэкономразвития, ФАС, Общественная палата. В итоге это привело к тому, что доля НКО на рынке социальных услуг год от года растет и сейчас приближается к 24 %. Для сравнения: 15 лет назад их число едва ли достигало 1 %.

Как видим, прогресс значительный, но и проблем остается немало.

Какие из них стоят наиболее остро?

Периодически в Общественную палату РФ и Общественный совет при Минтруде РФ приходят жалобы о том, что негосударственным поставщикам своевременно не выплачивают компенсации за оказанные услуги. Происходит это так: НКО предоставила услугу и после этого предъявила документы, чтобы получить компенсацию из бюджета, и в этот момент оказывается, что в бюджете таких средств нет, потому что не предполагалось, что НКО обслужит так много получателей услуг и окажет такое количество услуг. Это один вариант. Другой — когда говорят, что неправильно оформлены документы. Обычно все в итоге выплачивают, но часто — с очень большими задержками и трудностями.

Еще одна насущная и довольно давняя проблема связана с тарифами. Они очень разнятся по субъектам РФ: в нескольких регионах тарифы на одну и ту же услугу могут сильно различаться, и нет какой-то внятной, прозрачной методики их расчета. Многие организации, которые могли бы оказать качественные услуги, не идут в эту сферу, потому что считают это невыгодным. Ведь средства, которые они могут получить за работу по установленным тарифам, настолько незначительные, что часто не окупают даже затраты. Это тоже препятствует тому, чтобы на рынке появлялось больше негосударственных поставщиков.

Еще сложность в том, что в каждом регионе есть свои перечни социальных услуг, и часто НКО оказывает услуги, которых нет в этих перечнях, а значит, деньги на них не выделяются. Чтобы справиться с этой проблемой, нужно регулярно пересматривать перечни, ведь запросы получателей услуг и предложения организаций-поставщиков меняются в соответствии с новыми жизненными реалиями.

НКО по работе людьми с ОВЗ.jpg

Есть ли субъекты, которые можно считать флагманами в создании конкурентного рынка? Какие инструменты они используют?

Да, положительные примеры — это такие регионы, как ХМАО-Югра, Башкортостан, Ульяновская, Нижегородская, Новосибирская, Московская области… И к счастью, с каждым годом таких субъектов становится все больше. В чем их секрет?

Во-первых, они охотно делятся друг с другом успешным опытом. Например, Югра. Она одной из первых запустила сертификаты на оказание соцуслуг, а уже потом они стали появляться и в других регионах и зарекомендовали себя как эффективный инструмент для привлечения негосударственных поставщиков. Работает это так: человек получает сертификат на определенную сумму и может потратить ее на получение услуги у того поставщика, которого сам выберет в перечне.

Во-вторых, в разных субъектах проводят обучение негосударственных поставщиков. Для них запускаются обучающие программы, чтобы, например, рассказать, как войти в перечень поставщиков, как работать с бюджетными средствами и как отчитываться за них.

В-третьих, очень хорошая практика в флагманских регионах — это формирование взаимовыгодных тарифов. Причем тариф назначается не откуда-то сверху, а обсуждается с теми, кто его устанавливает, и с теми, кто будет им пользоваться при расчете стоимости услуг. Есть такое понятие «договорные тарифы». Они применяются в разных странах.

Еще хорошая практика — правильное планирование, когда верно рассчитывается объем средств, которые нужно будет довести до поставщиков услуг. Это пример оформления надежных отношений между распорядителем бюджетных средств и игроком рынка.

Другой интересный инструмент — независимая оценка качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания. Правда, сейчас этим стали заниматься меньше, но, я считаю, нельзя это игнорировать, потому что такая оценка позволяет выявлять лучших и стимулировать конкуренцию.

Что нужно делать, чтобы конкурентный рынок поставщиков социальных услуг развивался и процветал?

Одно могу сказать точно: это более всего зависит от активности и профессионализма регионов. Да, на федеральном уровне собирается и анализируется вся информация, разрабатываются методические рекомендации, устанавливаются целевые показатели. Но инициатива должна исходить от регионов. Сейчас ее проявляют, к сожалению, далеко не все.

Существует ФЗ-189 «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», который во многом направлен на то, чтобы создавать конкурентную среду в сфере услуг. Те регионы, которые были заинтересованы в повышении их качества, первыми начали пилотировать этот закон. Сейчас можно выделить категорию субъектов, которые осознают важность всей этой работы и принимают меры, повышающие конкуренцию в данной области. Но, повторюсь, не все, а значит важно продолжать мотивировать региональные органы власти, заинтересовывать и образовывать чиновников для того, чтобы развивать эту сферу.

Хотя, безусловно, никто не снимает ответственности с федеральных органов власти: их обязанность — проводить эффективный мониторинг, выявлять проблемы, предлагать решения, а главное — создавать такую среду, которая будет способствовать включению в этот процесс абсолютно всех субъектов РФ.