Евгения Евгеньевна, почему вопрос подготовки профессиональных кадров по ранней помощи стоит так остро?
В соответствии с Концепцией развития в РФ системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года и с Комплексным межведомственным планом по совершенствованию ранней помощи детям и их семьям создание системы ранней помощи является неотъемлемой и основополагающей частью формирования в нашей стране системы комплексной помощи детям с ОВЗ, в том числе детям-инвалидам, и их семьям. К настоящему времени региональные программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с выделением мероприятий по развитию и функционированию системы ранней помощи разработаны или находятся на стадии утверждения в 85 субъектах РФ.
Согласно Концепции, к приоритетным направлениям работ по формированию системы ранней помощи наряду с созданием правовых основ и формированием методической базы, совершенствованием раннего выявления целевой группы детей и созданием условий для своевременного начала и обеспечения полного спектра услуг ранней помощи относится создание условий для управления качеством услуг, что включает и подготовку специалистов, предоставляющих их. Анализ региональных программ по развитию ранней помощи показал, что мероприятия, включающие повышение квалификации и профессиональную переподготовку специалистов по ранней помощи, содержатся только в 70% программ. При этом часто такие мероприятия представлены лишь в общем виде, а конкретное содержание подготовки с выделением технологий и методов ранней помощи представлено только в отдельных случаях.
Каковы потребности в профессионалах ранней помощи?
На 1 ноября 2020 г. в 85 субъектах РФ, развивающих региональные системы ранней помощи, суммарное количество детей с потребностью в такой помощи составляло 406,9 тыс. человек. Учитывая, что при разработке индивидуальной программы ранней помощи каждый ребенок получает стандартные услуги (первичный прием, оценочные процедуры, реализация индивидуальной программы ранней помощи) продолжительностью в среднем 1,5-2 года и объемом в среднем около 40 часов в год, а один специалист психолого-педагогического профиля проводит, согласно нагрузке, 20 часовых занятий с ребенком и семьей в неделю в течение 40 рабочих недель в году, то потребность в специалистах при таком количестве нуждающихся детей составляет за указанный период оказания услуг 30-40 тыс. человек.
Как вы оцениваете качество подготовки сотрудников региональных систем ранней помощи сегодня?
В субъектах РФ, развивающих региональные системы ранней помощи, при определении кадрового состава руководители организаций зачастую не учитывают необходимость качественной длительной подготовки сотрудников. К сожалению, встречаются такие варианты, когда специалисты, имеющие психологическое, педагогическое или логопедическое образование, принимаются на работу в раннюю помощь без дополнительного обучения. Иногда им предлагается познакомиться с существующими методическими материалами и самостоятельно освоить технологию ранней помощи. Как правило, сотрудникам не хватает полученных ранее знаний и компетенций, чтобы работать с младенцами и детьми раннего возраста с нарушениями развития и их родителями, и вместо ранней помощи специалист проводит привычные для себя занятия. В итоге ребенок и семья не получают необходимых услуг, и результаты работы как отдельных сотрудников, так и службы ранней помощи в целом по показателям развития и функционирования ребенка, психического здоровья ребенка и семьи далеки от ожидаемых.
Не менее тревожной является ситуация, когда организации и учреждения повышения квалификации, понимая востребованность темы, самостоятельно разрабатывают программы повышения квалификации по ранней помощи и реализуют их — часто на платной основе. Содержание таких программ не соответствует современным научным представлениям о ранней помощи, объем данных программ составляет максимум 72 часа, носит исключительно теоретический характер и не позволяет слушателям приобрести все необходимые компетенции. В результате качество профессиональной подготовки специалистов для работы в ранней помощи не соответствует необходимым требованиям, в проигрыше вновь оказываются семьи с маленькими детьми.
В чем отличие профессиональной направленности специалистов ранней помощи от других специалистов в области реабилитации/абилитации?
Для понимания профессионального состава специалистов важно рассмотреть, как выстроены региональные системы ранней помощи детям и семьям в субъектах РФ. В рекомендациях по организации услуг ранней помощи детям и их семьям указано, что в организации/учреждении должно быть создано подразделение ранней помощи, в составе которого работает междисциплинарная команда специалистов.
Перечень специалистов подразделения ранней помощи определяется потребностями детей, нуждающихся в улучшении развития и функционирования, а также в соответствии с областями жизнедеятельности, представленными в Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. В этот перечень входят следующие специалисты: психолог, клинический психолог (отвечает за социально-эмоциональное развитие ребенка, взаимодействие и формирование отношений с близким взрослым, психическое здоровье ребенка и семьи), специальный педагог (работает над развитием познавательных способностей и игры), логопед (развитие коммуникации и речи), а также физический терапевт, эрготерапевт, педиатр, социальный педагог и специалист в области ранней помощи детям и семьям.
В последнее десятилетие развитие ранней помощи в мире привело к возникновению и активному развитию новой специальности с квалификацией «Специалист в области ранней помощи детям и семьям». Ее появление обусловлено целым рядом причин. Во-первых, в ранней помощи нуждаются дети, имеющие сочетание нарушений сразу в нескольких областях развития/функционирования, и для оказания им помощи необходимо одновременно нескольких специалистов, что требует значительных временных, пространственных и финансовых затрат. Гораздо экономичнее организовать работу одного специалиста, который обладает трансдисциплинарными знаниями и компетенциями, соответствующими большинству потребностей ребенка и семьи.
Во-вторых, исследования в области ранней помощи свидетельствуют об эффективности обучения маленького ребенка в естественной среде, в ежедневных жизненных ситуациях, что требует оказания помощи в домашних условиях. В соответствии с этим оказание услуг ранней помощи переориентируется с посещения семьей учреждения на организацию домашних визитов и работу в естественной среде жизни ребенка. При этом для программы ранней помощи и семьи наиболее простым и естественным является организация визита и приема семьей одного специалиста.
В-третьих, ведущим принципом оказания услуг ранней помощи является семейно-ориентированность с установлением и поддержанием зачастую долговременных отношений сотрудничества и партнерства с ребенком и семьей. Для построения таких отношений семье важно строить взаимодействие с одним специалистом.
В-четвертых, Концепция указывает, что ранняя помощь должна быть доступна всем детям, независимо от места проживания. И, если семья живет в селе/деревне/поселке городского типа, где нет возможности открыть подразделение ранней помощи, лучшим выходом будет организовать работу кабинета ранней помощи. Работающий в нем специалист обеспечит необходимыми услугами детей и их семьи, оказываемыми в форме домашних визитов.
Таким образом, для успешной работы системы ранней помощи необходимы как профессионалы в отдельных областях развития и функционирования ребенка и семьи (психологи, специальные педагоги, логопеды и др.), так и имеющие трансдисциплинарную направленность специалисты в области ранней помощи детям и семьям. При этом содержание профподготовки для работы в области ранней помощи должно включать новые специфические профессиональные знания и компетенции, позволяющие эффективно осуществлять работу по удовлетворению потребностей развития, полноценного функционирования и здоровья детей младенческого и раннего возраста и членов их семьи.
Каково содержание профессиональной подготовки в ранней помощи?
Ранняя помощь семьям и детям — новая область профессиональной деятельности, и для эффективного и качественного оказания услуг требуются новое содержание профподготовки, новые знания, умения и компетенции. К ним относятся: знание современных представлений о развитии и психическом здоровье детей младенческого и раннего возраста, в том числе в системе взаимодействия и формирования привязанности с близким взрослым, в системе отношений в семье; знание закономерностей и последовательностей развития и формирования психического здоровья детей младенческого и раннего возраста с риском или из групп риска нарушений развития в связи с биологическими, медицинскими, социальными и психологическими факторами; знание современных представлений о ранней помощи ребенку и семье, ее теоретических, научно-исследовательских и прикладных основ, научно обоснованных подходов; знание представлений о функционировании семьи, в том числе семьи с ребенком из группы риска нарушения развития. Необходимо и знание принципов, организационных основ и этапов ранней помощи, умение строить профессиональную деятельность в соответствии с ними (например, с принципом семейно-ориентированности, принципом функциональной направленности и обучения ребенка в естественной среде с опорой на собственную активность ребенка); знание и владение современными методами оценки развития, функционирования, а также психического здоровья детей младенческого и раннего возраста. Потребуется знание современных программ ранней помощи, знание и владение методами и технологиями ранней помощи ребенку и семье; знание моделей совместной работы междисциплинарной группы профессионалов ранней помощи, закономерностей формирования профессиональной команды, владение знаниями групповой динамики, знание и умение эффективной командной работы внутри одной организации и при межведомственном взаимодействии; знание закономерностей освоения информации, формирования умений и компетенций в области ранней помощи родителями и взрослыми членами семьи и умение использовать в работе принципы обучения взрослых людей.
Перечень новых знаний, умений и компетенций достаточно велик и свидетельствует о необходимости особой подготовки профессионалов к работе в системе ранней помощи.
Расскажите об отечественном опыте подготовки профессионалов ранней помощи.
В России наиболее длительный опыт подготовки специалистов накоплен в Санкт-Петербурге. Она в основном осуществляется в АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства» (ИРАВ). Он является ответственным исполнителем на федеральном и региональном уровнях разработки и проведения программ дополнительного профобразования в области ранней помощи. ИРАВ имеет 30-летний опыт подготовки профессиональных кадров для ранней помощи в виде системы дополнительного повышения квалификации. Созданная здесь модель организации обучения совмещает участие будущих специалистов в образовательных курсах, в том числе по современным программам дополнительного образования, и практической работе. В основу модели заложена система трехэтапного модульного обучения, направленного на освоение обучающимися технологии ранней помощи, дополнительных компетенций в отдельных областях этой помощи, специфических программ.
Опыт работы института показывает, что лучшие результаты приносит обучение, организованное в рамках реализации региональной программы развития ранней помощи в субъекте РФ. В этом случае полный курс подготовки проходит большая группа специалистов, включающая в себя 5-6 междисциплинарных команд из разных учреждений. При этом у членов команд вырабатывается единое понимание содержания ранней помощи, а в региональной программе складывается профессиональное сообщество, устанавливаются горизонтальные связи, а также межведомственное взаимодействие на уровне как организаций, так и специалистов. Данная модель обучения была использована при развитии системы ранней помощи в таких субъектах РФ, как республики Карелия, Башкортостан, Татарстан, Бурятия, Удмуртия; Красноярский и Пермский края; Архангельская, Белгородская, Воронежская, Иркутская, Калужская, Кировская, Московская, Новгородская, Псковская, Свердловская, Тульская области.
Какими вы видите перспективы по подготовке профессионалов ранней помощи в РФ?
Анализ данных о значительной потребности в профессионалах ранней помощи в субъектах РФ, информации о зарубежном и отечественном опыте профессиональной подготовки позволяет заключить, что задачам развития ранней помощи в РФ отвечает создание вариативной системы подготовки профессионалов, включающей высшее и дополнительное профобразование, в том числе переподготовку и повышение квалификации, и сочетающей профподготовку в отдельных областях ранней помощи с подготовкой профессионалов трансдисциплинарной направленности. После окончания образования профессионал может совершенствовать свои компетенции, участвуя в практической (клинической) работе с детьми и родителями в условиях профессиональной супервизии.
Важно отметить, что подготовка специалистов в отдельных областях ранней помощи и трансдисциплинарных профессионалов предполагает внесение изменений в образовательные стандарты высшего образования и совершенствование учебных планов образовательных программ с внесением блоков дисциплин, соответствующих ранней помощи. Отдельного внимания требует профподготовка специалистов в таких областях, как физическая терапия и эрготерапия. Подготовка для работы в этих областях предполагает высшее образование в течение не менее 4 лет. Серьезная проблема состоит в том, что подобные специалисты в нашей стране не готовятся, их профессиональные стандарты не утверждены, хотя уже разработаны. Для полноценного обеспечения региональных систем ранней помощи необходимо решить проблему профподготовки в областях физической терапии и эрготерапии. Без этого крайне затруднительно оказание услуг ранней помощи для категории детей с тяжелыми двигательными нарушениями.