В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» в ряде регионов России внедряют инновации для налаживания более комфортного существования людям с ограниченными возможностями жизни. Во многом благодаря этому за последние 10 лет в стране стали приспособленными для посещения инвалидами свыше 27 тыс. объектов. Почти впятеро выросло число школ, в которых учатся дети-инвалиды.
В федеральном Министерстве труда и социальной защиты подвели предварительные итоги реализации госпрограммы «Доступная среда» за минувшее десятилетие. Согласно официальным данным, более 27 тыс. объектов за это время были приспособлены для посещения инвалидами, что составило 67,5% от 40 тыс. ранее отобранных регионами объектов.
Количество детских садов, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, увеличилось с 6,6 тыс. в 2016 году до 7,4 тыс. (18% от общего количества таких учреждений).
Количество школ, в которых обучаются дети-инвалиды, увеличилось в 4,8 раза — с 2 тыс. в 2011 году до 9,8 тыс. (22,8% от общего количества таких учреждений).
Была создана сеть базовых профессиональных образовательных организаций в 81 субъекте Федерации, и действует 21 ресурсный учебно-методический центр, которые обеспечивают поддержку иных образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования в создании условий инклюзивного образования. Возросло общее количество учреждений по адаптивной физической культуре и спорту с 15 в 2011 году до 67 учреждений. В несколько раз выросло число городских транспортных средств, оборудованных для перевозки инвалидов. С 2011 года в рамках госпрограммы инвалидам предоставляются технические средства реабилитации, за получением которых ежегодно обращаются около 1,6 млн человек.
В деятельность медико-социальной экспертизы внедрена единая информационная система, необходимая для проведения освидетельствования, учета и электронного документооборота, в том числе в целях формирования ФГИС ФРИЮ, в связи с этим учреждения МСЭ оснащены необходимой компьютерной техникой.
В целях совершенствования организации и проведения МСЭ разработан механизм автоматического распределения заявлений граждан в учреждения МСЭ и последующего их освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы.
Интересные практики помощи инвалидам для их нормальной адаптации к современным условиям внедряются в регионах.
Так, в Кабардино-Балкарии уже более 10 лет работает государственное казенное учреждение дополнительного образования «Спортивно-адаптивная школа» Министерства спорта КБР, ставшая единственным в республике специализированным учреждением, развивающим физическую культуру и спорт с целью расширения реабилитационного пространства для детей-инвалидов, приоритетной задачей которого является интеграция в общество и наиболее полная адаптация детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения и лиц с интеллектуальными нарушениями. Школа развивает такие виды спорта, как легкая атлетика, стрельба из лука, плавание, тхэквондо, пауэрлифтинг, борьба вольная и классическая.
За прошедшие годы здесь не просто оздоровляются дети-инвалиды, но и подготовлено немало прекрасных спортсменов-паралимпийцев — победителей соревнований на самом высоком уровне.
«В республике одна из лучших на Северном Кавказе школ по подготовке спортсменов-инвалидов, — рассказал министр спорта Кабардино-Балкарии Ислам Хасанов. — Она образцово-показательная, в которой есть все необходимое техническое оборудование, свой зал, площадки открытого типа. Намечен план для того, чтобы в каждом районе были созданы филиалы нальчикской спортивно-адаптивной школы. Другое дело, что нужны специалисты, которые имеют соответствующее образования для работы с детьми с ОВЗ. Его дают только два учебных заведения. Мы с ними сотрудничаем, на их базе готовятся наши тренеры. Сегодня в них есть потребность, но мы знаем, каким путем решить задачи обеспечения кадрами».
В настоящее время в школе около 100 учащихся не только из Нальчика, но и из других городов и районов республики. В перспективе планируется расширить географию занятий адаптивным спортом в КБР, приглашать к работе с детьми высококлассных, болеющих за свое дело тренеров, улучшать материально-техническую базу школы.
В Иркутском государственном университете в 2024 году разработали и внедрили инновационный умный стикер для слабовидящих. Как рассказали специалисты вуза, умный стикер — это наклейка, напечатанная рельефным шрифтом. Внутри зашита незаметная NFC-метка. Дотронувшись телефоном до стикера, слабовидящий человек слышит тифлокомментарий на смартфоне — специальное аудиосообщение. Это может быть номер аудитории, расписание, информация о кафедре и т. д.
Благодаря умному стикеру слабовидящий человек может быстрее получить большой объем информации и не тратить время на чтение табличек Брайля. Разработкой инновации и ее внедрением занималась в ИГУ инициативная группа, которую возглавил Илья Зуев — сам инвалид по зрению.
Стикеры расклеены по корпусу ИГУ по ГОСТ Р 51671-2020: со стороны дверной ручки, 140 см от пола и 10 см от двери. Поэтому слабовидящие люди могут их нащупать так же, как находят таблички Брайля. Метки помогают не только действующим студентам ориентироваться по зданию, но и абитуриентам, которые хотят поступить. Отсканировав метку, человек без труда найдет приемную комиссию, узнает о пакете документов, часах работы и другую необходимую информацию.
Как пояснил Илья Зуев, основная задача умного стикера — помочь студентам стать более самостоятельными. Модель телефона для сканирования наклейки не имеет значения. Метка работает с любым смартфоном, в котором есть NFC.
Аналогичные стикеры также внедрили в доме-музее «Семья сквозь века» в селе Шаманка, административном центре Шаманского муниципального образования Иркутской области. В одном из федеральных центров по внедрению инноваций Калужской области для слабовидящих разработали рукодельную тактильную книгу в спецформатах Бутавонга «Как маленькая гусеница потеряла свой башмачок».
Как рассказали в Калужской школе-интернате № 5 им. Ф.А. Рау, где презентовали инновацию, эта книга — уникальный совместный инклюзивный проект спецбиблиотеки и школьников гимназии № 19 г. Калуги. Отдел издательских и медиатехнологий спецбиблиотеки дополнил тактильную книгу многоформатным изданием, выполненным укрупненным и рельефно-точечным шрифтами с использованием рельефно-графических изображений.
В Минтруде Ростовской области сообщили, что за прошлый год для инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению, инвалидов по слуху приобретено 2165 единиц дополнительных технических и тифлотехнических средств реабилитации; инвалидам по слуху предоставлены услуги сурдоперевода в объеме 1138 часов, услуги диспетчерской связи — в объеме 53 500 минут. Всего же на реализацию госпрограммы донские власти потратили из регионального и местного бюджетов свыше 154 млн рублей.
Свои достижения есть и в других регионах, которые внимательно следят за научными разработками и планируют внедрять их у себя.