Алексей Романов из г. Зеленодольска Республики Татарстан не имеет от рождения кистей рук и одной стопы. Но благодаря своему таланту, любви к музыке и поддержке близких он сумел стать музыкантом. Своей игрой на фортепиано Алексей покорил тысячи людей в разных уголках мира. Сейчас он занят в новом проекте благотворительного фонда «Солнечный круг» и является одним из главных артистов беби-театра в Казани.
Как он это делает? Зрители, которые приходят на концерты с участием Алексея Романова, поначалу испытывают недоумение и шок. Потому что не понятно, как Алексей может играть на фортепиано. Кажется, что физически это невозможно. Он извлекает звуки из клавиш при помощи небольших выступов фаланг на левой руке и чем-то вроде одной фаланги на правой. И делает это так ловко, что приходит мысль: не волшебник ли этот иногда серьезный, иногда улыбчивый, а порой задумчивый парень? Сам Алексей объясняет это просто: он играет не руками, а душой. И еще одно, важное — длительные тренировки. Когда-то от него отказались несколько преподавателей по фортепиано, не веря, что из мальчика с увечьями может что-то получиться. Он попал в детский дом в раннем возрасте. Потом его забрали приемные родители. А через 5 лет мальчик вновь оказался в учреждении для сирот. Сегодня Алексей — успешный молодой человек. У него есть хотя и приемная, но самая настоящая и дружная большая семья, девушка, друзья и собака. О таланте бывшего воспитанника Зеленодольского детского дома писало популярное британское издание Gardian, он выступал на мировых сценических площадках, одним из друзей Алексея является известный австралийский оратор и коуч Ник Вуйчич.
В 2019 г. пианист из маленького города в Татарстане получил мировую премию «Любовь к жизни» от культурно-образовательного фонда Чжоу Дагуань в Тайване. Несколько лет Алексей работает в благотворительном фонде «Солнечный круг», основанном Денисом Левачковым и психологом Луизой Левачковой. Благодаря активному участию Алексея как музыканта в благотворительных российских акциях фонд оказывает материальную помощь детям и взрослым с ОВЗ. Совсем недавно он выступал в Екатерининской ассамблее г. Екатеринбурга. Для лечения нуждающимся были собраны 118 млн рублей. «Мы хотим поддержать детей с ОВЗ и материально, и советом. Знаете, как это бывает, в школе они еще учатся, общаются друг с другом, а потом просто сидят дома, потому что не знают, что им делать и куда пойти. Зачастую, имея серьезные заболевания, они так и не выходят в настоящую жизнь и остаются за бортом. Мы хотим, чтобы они заранее были готовы к тому негативу, который может поджидать их в будущем. Тем более когда ты не совсем дееспособен», — говорит он.
Беби-театр. Понятие «беби-театр» появилось в отечественной театральной среде несколько лет назад. В отличие от привычного детского театра, зрителями могут стать дети, которые едва научились ходить. В спектакле отсутствуют привычные для зрителей сюжет, конфликт и текст. Действие в беби-театре построено на пластике, музыке, звуках, тактильных ощущениях, которые создают особое настроение спектакля. Дети сидят на подушках или матах прямо перед сценой, пространство которой весьма условно. Ребенок может даже включаться в игру при условии, если он не мешает артистам. Сама идея сделать подобный спектакль в Казани принадлежит главному режиссеру Татарского театра им. Тинчурина Туфану Имамутдинову. Он решил привлечь к участию в качестве артиста и Алексея Романова, о котором узнал из соцсетей. С проектом беби-спектакля «Вот и вышел человечек» фонд «Солнечный круг» выиграл грант и сумел реализовать новый для России театральный жанр.
По словам режиссера, у малышей не существует психологического барьера, который возникает у взрослых, когда они общаются с людьми-инвалидами. Дети реагируют на присутствие Алексея спокойно и доброжелательно, неловкости или смущения при контакте с необычным музыкантом у них не возникает. Скорее любопытство: почему он такой? Дети подают пример родителям, которые, глядя на происходящее глазами ребенка, меняют отношение к людям с инвалидностью.
Спектакль «Вот и вышел человечек» — это, по сути, спектакль о самом Алексее Романове. В детстве он внимательно слушал окружающие его звуки, отмечая музыкальность каждого из них и пытаясь понять его природу. Он мечтал играть на струнных инструментах, но это было невозможно. И придуманная инженерами театра им. Тинчурина сценическая конструкция, отдаленно напоминающая арфу, стала образом той детской мечты. Прикоснуться к струнам арфы, чтобы извлечь из нее волшебные звуки, может после спектакля любой маленький зритель. А еще Алексей дает после спектакля мастер-классы для малышей. Некоторые с интересом пробуют, может быть, первый раз в своей жизни, извлекать из черно-белой клавиатуры музыкальные звуки.
Тренинг на прочность. Фонд «Солнечный круг» существует почти 10 лет. «Главное желание, которым мы руководствовались, когда его открывали, — помочь детям, оставшимся без родителей в детских домах, выпускникам детдомов и приемным семьям, — рассказывает президент БФ «Солнечный круг» Луиза Левачкова. А толчком к созданию фонда послужило то, что в семье самой Луизы появился приемный ребенок. Являясь практикующим психологом, она часто бывала и в детских домах, и в психоневрологическом интернате, общалась с их воспитанниками и не понаслышке знает об условиях, которые там существуют. В Татарстане в учреждениях подобного профиля создана хорошая материальная база. Но детям, учитывая, что они круглосуточно находятся в едином пространстве все вместе, необходима постоянная психологическая поддержка. Нужен специалист, которому они могут выговориться, рассказать о наболевшем. «Мы знаем только одну сторону жизни в интернате, например, работу педагогов, отношения между детьми и воспитателями. А есть еще и взаимоотношения между самими детьми, — объясняет Луиза Левачкова. — Они порой очень сложные ввиду особенностей их заболеваний. При некоторых психических патологиях наблюдаются расстройства сексуального поведения. При других проявляется неконтролируемое агрессивное поведение. Многим детям с рождения или с момента, когда они остаются без семьи, не хватает тактильного контакта, они «недолюбленные» дети и ищут свои пути, чтобы восполнить этот дефицит. Нюансы внутренней жизни, о которых не принято говорить».
Общение с детьми и людьми-инвалидами — своеобразный тренинг на выживаемость для здорового человека. На прочность проверяются моральные качества, сила характера и воли. И зачастую инвалиды, даже дети, лишенные семьи и элементарного сочувствия со стороны общества, оказываются более мужественными, чем люди, рожденные в полноценных семьях.
Требуются волонтеры. По словам руководителя фонда «Солнечный круг», самое сложное в организации деятельности фонда — найти волонтеров зрелого возраста, которые имеют за плечами жизненный опыт. Они должны идти на эту работу осознанно, четко понимая, чем им предстоит заниматься. Например, в реабилитационном центре «Идель» для неходящих детей с отставанием в развитии фонд нашел волонтеров-парикмахеров: часть пациентов находилась в запущенном состоянии и нуждалась в уходе. Проводить стрижки для детей с разными патологиями было непросто, но волонтеры смогли это сделать. Некоторые лежачие больные не выходят из помещения месяцами. Чтобы они могли просто подышать свежим воздухом, необходимо вывозить их в инвалидных колясках на улицу. И здесь тоже требуется помощь добровольцев, потому что медицинского персонала для таких процедур просто не хватает.
В фонд обращаются родители, которые хотят взять детей в приемную семью. И необязательно малышей, в семьи готовы принять и детей старшего возраста. Потенциальных родителей приглашают поработать волонтерами. И такая практика оправдана, ведь прежде чем взять к себе в дом постороннего человека, нужно понять, насколько осознанно это решение, какие сложности могут возникнуть и справятся ли с этим ты и твои родные. Подобным образом в приемные семьи попали уже несколько детей.
Помочь получить жилье и найти родственников. Когда в Зеленодольске закрыли детский дом, его бывшие выпускники как будто потеряли свою опору и стали никому не нужны. Некоторые до сих пор не имеют собственного угла. Благотворительный фонд «Солнечный круг» помогает этим ребятам получить жилье.
Специалисты фонда объясняют своим подопечным, что оформить и отправить документы, подтверждающие право на получение квартиры в соответствующие инстанции, недостаточно. Нужно постоянно напоминать о себе и стучаться в закрытую дверь — это работает. Именно благодаря настойчивости многие ребята имеют сегодня собственное жилье. Некоторые бывшие детдомовцы нашли приют у друзей, даже организовались полноценные семьи, живущие на одной площадке.
Два года назад фонд посетил Зеленодольский психоневрологический интернат, сегодня там проживают более 143 выпускников детских домов Татарстана.
В фонде задались целью находить этим ребятам родственников. И когда они появились, многие из подопечных начали меняться в лучшую сторону. У них изменилось отношение к жизни, появились новые цели.
Один из воспитанников — 35-летний Айдар с диагнозом «деменция» — стал учиться писать и считать. Другой подопечный «Солнечного круга» — 28-летний Тимур Лукьянов — пишет стихи и мечтает издать свою книгу. Подкидыша с диагнозом «косоглазие» когда-то нашли в подъезде, всю жизнь он провел в детских домах. В фонде ему хотят помочь с выпуском сборника.
Откуда берутся деньги. Раньше, вспоминает руководитель «Солнечного круга», фонд мог обходиться без пожертвований. Всегда находились небольшие деньги на подарки и сладости для подопечных.
Сейчас стали появляться люди, которые готовы выделять средства на реализацию конкретных благих целей. Скоро планируется провести ремонт в комнатах временного приюта, где содержатся дети, оставшиеся по каким-то причинам без родителей. У многих из них в этот момент появляется сильная депрессия, ребята могут просто лежать и смотреть часами в стену. Вытащить их на игры или праздники иногда невозможно. Но возможно хотя бы изменить обстановку вокруг, превратив ее из враждебной и чужой в дружескую и доброжелательную. Также фонд собирает пожертвования на ремонт в одном из детских домов Республики Марий Эл.