С 25 апреля текущего года ГАУ РХ «Объединение «Абаканский пансионат ветеранов» (Республика Хакасия) живет в условиях посменного режима работы, при котором сотрудники находятся в учреждении круглосуточно по две недели. Работать в таком режиме крайне непросто, тем не менее своей цели он, безусловно, достигает: в этот период тут не было зарегистрировано ни одного случая заражения проживающих. В то же время развитие учреждения не прекращается — совсем недавно пансионат вступил в пилотный проект формирования системы долговременного ухода за людьми старшего поколения и инвалидами.

Когда подопечный — в группе риска. Более чем за полгода жизни в условиях карантина и посменной работы подходы и структура к организации процесса были в учреждении в значительной степени пересмотрены и доработаны как в медицинских, так и в хозяйственно-социальных аспектах. Так, правила взаимодействия с проживающими были заметно изменены. «В красную зону, где живут люди, находящиеся в группе риска, получить доступ могут лишь обследованные сотрудники учреждения, у которых инфекция COVID-19 достоверно отсутствует, — поясняет Владимир Злаказов, директор ГАУ РХ «Объединение «Абаканский пансионат ветеранов», заслуженный врач Российской Федерации. — В случае же, если необходим визит, например, технического персонала — электрика или сантехника, люди снабжаются необходимыми средствами защиты. И конечно, мы стараемся исключить возможность контактов технического персонала с проживающими».

Новые вызовы встали и перед социальными службами пансионата. Была разработана и отлажена процедура доставки продуктов из магазинов. Утром соцработники собирают заявки, передают их в магазин и доставляют проживающим — до отделений, где продукты получают санитарки, которые уже далее передают их буквально до двери проживающего, но по возможности без непосредственного контакта с ним. Минимизированы и контакты между группами жителей учреждения: они посещают помещения общего пользования и совершают прогулки на свежем воздухе в разное время.

«Отлажены и вопросы общения с родственниками — это очень важный как для нас, так и для проживающих аспект: в условиях изоляции важность общения сложно преувеличить, тем более что основная масса наших клиентов — люди пожилые, — рассказывает директор пансионата. — Тут есть два варианта. Во-первых, это телефонная связь — сотовые телефоны появились у многих из тех, у кого их раньше не было. Во-вторых, активно используются видеозвонки  — посредством Viber, WhatsApp, Skype и так далее. Интернет доступен и бесплатен для жильцов».

Современные технологии помогают и в других аспектах работы учреждения. В связи с тем, что собираться большими группами стало опасно, в практику внедрены видеоконференции — как внутренние (очные планерки и собрания теперь не проводятся), так и внешние — с сотрудниками администрации, с коллегами из других учреждений. «Психиатры из других городов уже не раз проводили удаленную процедуру определения степени дееспособности наших клиентов, причем никаких существенных проблем не возникло, и прокуратуру вполне устроил результат. Это удобно как для наших проживающих, которым не приходится испытывать стресс, связанный с продолжительной поездкой за пределы пансионата, так и для специалистов, которые процедуру проводят: им ведь также нет нужды куда-то ехать, — уточняет Владимир Злаказов.  — В онлайн перешли и мероприятия. День пожилого человека прошел посредством видео-конференц-связи, участие принимали представители 73 городов. Это событие запомнилось тем, что в одном из пансионатов в прямом эфире один из постояльцев сделал предложение руки и сердца своей соседке. Значит, жизнь в условиях изоляции вовсе не замирает».


Пилотный долговременный уход. Осенью 2020 года Абаканский пансионат ве­­теранов стал участником пилотного про­екта по внедрению системы долговре­менного ухода за людьми старшего поко­ления и инвалидами. «Сейчас мы проходим подготовительный этап — изучаем проект, у которого множество аспектов — и досуг, и медицинская составляющая, и многое другое, — рассказывает Владимир Злаказов. — Эта работа также ведется в удаленном формате: видеосвязь, лекции и конференции. Представители учреждений, которые уже имеют опыт работы в системе, делятся опытом с теми, кто только начинает или планирует вступить на путь реализации этой программы».

Как отмечает директор, вхождение в проект по созданию системы долговременного ухода — достаточно затратная для пансионата вещь: для этого нужно формализовать, оптимизировать и, главное, компьютеризировать процесс информационного и документального взаимодействия внутри учреждения, включая закупку компьютеров, которых надо немало (в процесс включены и медсестры, и сестры-хозяйки, и специалисты по соцработе). «Однако есть надежда, что республиканское министерство труда и соцзащиты окажет необходимую поддержку, ведь это важный процесс, который сделает систему социальной защиты более эффективной, — говорит Владимир Злаказов. — Так мы сможем резко снизить, а в перспективе и полностью отбросить бумажный документооборот и бумажную отчетность — сотрудники министерства будут получать доступ ко всем интересующим их показателям в режиме онлайн. Сейчас уточнение многих сведений, таких, например, как количество проживающих определенных социальных категорий или нуждаемость в средствах реабилитации, занимает у сотрудников достаточно много времени и отрывает от основной работы, а ведь этого можно избежать».

Проект без барьеров. В рамках госпрограммы Республики Хакасия по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на 2021-2024 гг. планируется строительство и ввод в эксплуатацию корпуса повышенной комфортности на 100 мест, который станет структурным подразделением Абаканского пансионата ветеранов. Новый корпус снимет повышенную нагрузку с четырех геронтопсихологических отделений, на коечную емкость которых уже сформировалась очередь.

В этом проекте достигнут значительный прогресс — уже завершена разработка проектной документации.

«Это важный для нас проект: он предполагает создание комфортного отделения, — говорит Владимир Злаказов. — Здесь будет самое современное оборудование, формирующее по-настоящему безбарьерную среду. Это поручни, пандусы, позволяющие инвалидам-колясочникам и слабовидящим беспрепятственно передвигаться по корпусам, широкие двери, специально оборудованные санузлы. Во всем здании не будет порогов, будет работать система экстренного вызова и грузовые лифты. Также будут размещены звуковые информаторы в виде телефонов-автоматов — ими могут пользоваться инвалиды по зрению. А для слабослышащих — текстофоны».

Проект прошел экспертизу и утвержден в Москве. Сроки его возведения и сдачи в эксплуатацию обозначены — с 2021-го по 2024 год, и если соответствующее финансирование будет выделено, строительство начнется уже в следующем году.