Социальный туризм подразумевает, что оказанные в рамках данного направления услуги будут полностью или частично оплачиваться за счет федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и работодателей. Впрочем, тенденции востребованности социального туризма в обществе формируют запрос на перестройку подхода к этому направлению в сторону осознанной системности.

Последствия пандемии. В конце прошлого года в Ростуризме заявили, что оборот турбизнеса по итогам 2020 года сократился на 60%. Безусловно, социальный туризм также оказался уязвим в условиях самоизоляции. Традиционно социальный туризм в нашей стране в первую очередь связывают с санаторно-курортным лечением, оплачиваемым из федерального бюджета, право на которое имеют закрепленные законодательно несколько категорий льготников. Однако в пандемический год санатории начали работать лишь с 1 июля 2020 года, а до этого, с апреля, в традиционно насыщенный период, регионы принимали решения не направлять граждан льготных категорий на санаторно-курортное лечение. И, как отметил в декабре 2020 года на заседании Ассоциации курортной индустрии Ставропольского края генеральный директор ООО «Курортное управление санаториев» ФНПР на КМВ Николай Мурашко, «из-за жестких требований, предъявляемых к санаторно-курортным учреждениям в условиях пандемии, поток отдыхающих на Кавминводы значительно сократился». Аналогичная ситуация и с другими территориями, в частности с Крымом.

Государством, конечно, предусмотрена и возможность получить компенсацию, обмен «путевки» на материальные средства. Но рассчитывать на это можно лишь при ряде условий: если не была получена путевка по «очереди» или в случае нетрудоспособности.


Старт дан. Из определения «социальный туризм» следует, что такие услуги полностью или частично оплачиваются за счет федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также работодателей. Несколько лет назад был принят первый социальный закон в туризме. Согласно ему работодатель теперь может свою прибыль отправлять в фонды оплаты труда не только под дополнительное образование и страхование, но и на организацию отдыха или экскурсий для работников компаний и членов их семей (сумма не должна быть свыше 50 тыс. рублей в расчете на одного сотрудника либо его близких родственников, например, жены/мужа, ребенка до 18-летнего возраста) и получать за это определенные преференции. По задумке авторов действие данного закона позволит решить сразу несколько задач — облегчить финансовое положение сотрудников предприятий и предоставить возможность путешествовать.

Но в выигрыше должен оказаться не только работник предприятия, но и экономика страны. С одной стороны, с полученной компенсации будет платиться налог, с другой — развивающаяся туристическая сфера начнет перечислять налог с прибыли в бюджет. Насколько будет востребованным этот способ стимулирования сотрудников, покажет время. Ведь право воспользоваться такой возможностью появилось у работников только с 1 января 2020 года, а этот год, как известно, многим привнес свои «правила» и в рабочий процесс, и в планы на отдых. На старте инициирования данного законопроекта в 2018 году один из его авторов первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский отмечал, что идею этого закона планировали довести до крупных отраслевых профсоюзов — металлургов, нефтяников, газовиков. «Мы ждем реакцию рынка. Пока активности нет. Не привыкли организации к таким подаркам»,  — заметил он.


Без границ. На зимнем онлайн-форуме глава Ростуризма Зарина Догузова затронула тему мер господдержки сферы туризма, в том числе социально ориентированного. «Мы в какой-то степени благодарны этому тяжелому году, который помог нам осознать, что туризм является очень важной отраслью экономики и с точки зрения социального влияния, и с экономической точки зрения. Принято важное решение о создании нового нацпроекта по туризму. И конечно, базовая идея, которую мы закладываем, заключается в том, что инфраструктура должна быть доступной для всех граждан», — приводит слова главы ведомства «Интерфакс-Туризм». Таким образом, создание услуг для людей с ОВЗ должна проходить красной нитью через все меры поддержки, закладываемые в проект. К слову, ведомство запустило программу грантовой поддержки для тех, кто хочет заниматься развитием инклюзивного туризма. Надо отметить, что за последние годы в направлении стимулирования прихода бизнеса в социальный туризм делаются, пусть и робкие, но все же шаги. Если проанализировать опыт развития данного направления в ряде европейских стран, то становится очевидным: ошибочно водружать все вопросы финансирования социального туризма исключительно на руки государства, он может в некоторой степени и самофинансироваться, и пополнять госбюджет в рамках партнерских отношений с государственными структурами. Тем более что примеры такого развития социального туризма известны. В той же Франции, например, сектор социального туризма конкурирует с сектором коммерческого туризма, активно вовлечен в предоставление услуг социального туризма частный сектор в Бельгии и Великобритании.

«России нужна своя программа по развитию социального туризма», — еще восемь лет назад указал в своем новом учебнике «Основы туризма» ректор Российской международной академии туризма Евгений Трофимов. И этот призыв актуален и сегодня, поскольку хотелось бы видеть по этому направлению системное развитие. Пока же оно движется только благодаря небольшому числу воодушевленных. В числе таких локомотивов — компания из Санкт-Петербурга «Либерти», а также Светлана Нигматуллина, директор АНО «Центр развития социальных и образовательных проектов «Аура» и автор проекта «Путешествие мечты» (Калининградская область), в рамках которого ежегодно проводятся разнообразные туры внутри региона и за его пределами для инвалидов-колясочников, незрячих и глухих туристов — как взрослых, так и детей. Несмотря на то, что эти туры коммерческие, с каждым годом запрос на них становится все больше. Кроме того, в процесс, подогреваемый спросом, вовлекается и больше объектов гостеприимства, отелей, рассматривающих возможности формировать доступную среду для отдыха людей с ОВЗ. «В частности, благодаря выигранным грантам на территории национального парка «Куршская коса», нашего большого партнера, мы смогли воссоздать доступный (универсальный) маршрут для людей с ОВЗ. На сегодня уже три таких проекта реализовано», — делится Светлана Нигматуллина. Кстати, ее авторский проект «Путешествие мечты» уже не раз становился победителем различных отраслевых конкурсов. В 2020 году он признан в числе лучших на Всероссийском конкурсе детских туристических проектов, который организовал Ростуризм. «Наш опыт организации туров выходного дня для семей, имеющих детей с инвалидностью, будет включен в национальную стратегию развития туризма в РФ. И мы будем делиться своим опытом и помогать другим регионам профессионально развивать это направление, — написала автор проекта «Путешествие мечты» на своей странице в FB по случаю победы на премии «ПРОФИ» в 2021 г. в номинации «Турмаршрут года». — Туризм для людей с инвалидностью приобретает статус полноценного направления в отрасли туризма и переходит из категории социального в категорию бизнеса».