Это дефицит финансирования, низкий уровень автоматизации процессов и отсутствие актуальных статистических данных, крайняя изношенность, недостаток материальной и инфраструктурной базы, разбалансированность механизмов тарифообразования в субъектах РФ, отсутствие эффективной системы подготовки кадров. О путях преодоления данных барьеров — исполнительный директор Ассоциации профессиональных участников системы долговременного ухода Александр Шкребело.

Дефицит финансирования

— В 2020 году объем государственных расходов на финансирование социальных услуг (стационарная, полустационарная и надомная формы обслуживания) составил в России около 228 млрд рублей. При внедрении системы долговременного ухода (СДУ) на всей территории страны, а также с учетом умеренных темпов выявления дефицит финансирования может составить 265 млрд рублей в год. При этом в случае покрытия дефицита добавочный бюджетный эффект составит 103 млрд рублей, то есть эти средства вернутся в бюджет РФ в виде налогов и взносов.

Согласно данным нашей ассоциации, большинство стран с развитой СДУ используют многоканальность в вопросах источников финансирования долговременного ухода. К таким источникам относятся государственные бюджеты разных уровней, страховые компании, благотворительные организации, ресурсы семей нуждающихся в уходе граждан и собственные средства нуждающихся граждан. Доли задействованных источников меняются от страны к стране, но в абсолютном большинстве случаев в той или иной пропорции используются все источники.

При становлении СДУ в разных странах первоочередным источником ее финансирования является государственный бюджет, финансирование через который позволяет охватить группы наиболее нуждающихся граждан. Дальнейшее развитие СДУ предполагает кратное расширение целевой группы нуждающихся за счет снижения порога «степени нуждаемости» для включения в СДУ, количество нуждающихся возрастает в 4-6 раз, при этом удельные затраты на обслуживание каждого нуждающегося снижаются. На данном этапе происходит подключение иных источников финансирования, в первую очередь страховых компаний. Другие источники финансирования используются как вспомогательные средства, подключаемые в отдельных случаях.

Недостаток финансирования отрасли ведет к невозможности предоставления соцуслуг всем нуждающимся и, как следствие, к тому, что часть граждан остается без помощи, что приводит к риску снижения продолжительности здоровой жизни. Сейчас мы занимаемся организацией пилотного проекта по запуску в 2022 году добровольного страхования социального обслуживания и долговременного ухода в отдельных регионах РФ. Средства для его реализации предоставят страховые компании и прочие участники программы.

Низкий уровень автоматизации процессов социального обслуживания и отсутствие актуальных статистических данных

— Информационный контур системы социального обслуживания в России включает три основных уровня: федеральный, где основным ИТ-решением является ЕГИССО, региональный — здесь основой служат региональные регистры и реестры поставщиков и получателей услуг, локальный — уровень организаций соцобслуживания, где в локальное ИТ-решение заносятся данные о предоставляемых услугах.

В ЕГИССО сегодня присутствуют только интегральные данные о семи видах предоставляемых социальных услуг (сгруппированные в соответствии с ФЗ № 442) с максимальной аналитической глубиной на уровне региона. Данные о наименовании услуг, их поставщиках и получателях отсутствуют.

На региональном уровне в реестрах поставщиков и регистрах получателей соцуслуг в большинстве субъектов присутствуют данные о количестве предоставленных услуг и об их поставщиках. На локальном уровне данные вводятся в абсолютном большинстве случаев вручную. Источником данных служат бумажные отчеты работников социальной сферы, предоставляющих соответствующие услуги.

Вносимые в течение года на локальном уровне поставщиков социальных услуг данные в абсолютном большинстве случаев обязаны ничем не отличаться от утвержденных до начала календарного года органом социальной защиты населения субъекта РФ государственных заданий. В случае, если будет выявлено несоответствие, поставщик услуг может недополучить финансирование.

В силу указанных причин на локальном уровне данные вносятся не в соответствии с тем, какие услуги предоставлены получателю, а в соответствии с утвержденным до начала года государственным заданием. Это существенно искажает статистику, степень искажения настолько велика, что делает ее непригодной для принятия управленческих решений не только на региональном, но и на федеральном уровне. Из-за этого решение вопроса автоматизации отрасли путем доработки федеральных и региональных программ нецелесообразно.

Для разрешения указанных проблем необходимы изменения методологии финансирования предприятий-поставщиков социальных услуг, унификация наименования и стандартов предоставления услуг в регионах РФ.


Крайняя изношенность, недостаток материальной и инфраструктурной базы

— Сегодня в России насчитывается более 1600 объектов — организаций, предоставляющих услуги в стационарной форме социального обслуживания. Суммарное количество граждан, получающих уход в таких организациях, — 280 тыс. человек. Свыше 90% объектов (около 1400 единиц) — государственные учреждения, подведомственные региональным органам социальной защиты населения.

Более 70% объектов возведены в 1950-1980 годах, часть из них — дореволюционной постройки. Более 60% учреждений находятся в приспособленных зданиях. Плановый срок эксплуатации многих зданий и сооружений истек. В субъектах отсутствуют возможности перемещения проживающих там граждан в новые объекты.

В рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» предусмотрено выделение 40,3 млрд рублей для возведения 79 новых объектов в период до 2024 года. Это обеспечит около 5% потребности в обновлении инфраструктуры стационарного социального обслуживания РФ. Модернизация и обновление инфраструктуры за счет региональных бюджетов не представляются возможными из-за недостатка финансирования и дефицита средств даже на текущую деятельность организаций соцобслуживания.

Одним из возможных решений был бы запуск проектов государственно-частного партнерства, при которых частная сторона брала бы на себя расходы по возведению, запуску и эксплуатации объектов инфраструктуры, в то время как государственная компенсировала бы ей понесенные расходы в согласованном объеме через уплату тарифа, содержащего инфраструктурную (инвестиционную) составляющую. Однако сегодня успешные примеры реализации таковых проектов практически отсутствуют.

В 2022 году наша ассоциация совместно с рядом крупнейших финансовых организаций реализует пилотную программу по строительству стационаров социального обслуживания нового типа без дополнительных затрат бюджетов регионов.

Разбалансированность механизмов тарифообразования в субъектах РФ

— Сейчас финансирование организаций социального обслуживания, подведомственных органам соцзащиты населения, осуществляется в большинстве случаев многоканально, по различным назначениям: плата за предоставление социальных услуг, капитальный ремонт, гранты и проч. В случае же с негосударственными поставщиками предусмотрен только один канал (источник) финансирования: либо плата за предоставление социальных услуг, либо грант на осуществление социально значимой деятельности по предоставлению соответствующих услуг.

Неравные условия не позволяют привлечь в отрасль организации негосударственного сектора. Это крайне негативно сказывается на развитии конкуренции, что в свою очередь ведет к объективному снижению качества предоставляемых услуг и, как следствие, к повышению зависимости получателей социальных услуг от посторонней помощи. А это уже напрямую влияет на показатель продолжительности здоровой жизни граждан России.

Отсутствие эффективной системы подготовки кадров

— Численность персонала отрасли социального обслуживания в стране достигает 300 тыс. человек, включая персонал по работе с гражданами, а также административно-управленческий аппарат. Основным персоналом являются социальные работники, помощники по уходу (сиделки), специалисты по социальной работе, психологи в социальной сфере и проч. Практически все категории персонала охвачены профессиональными стандартами, однако часть из них должна быть актуализирована.

Сегодня система подготовки кадров включает отраслеобразующий вуз в Москве, ряд факультетов в региональных вузах, несколько колледжей для среднего медицинского персонала и около 20 учебных центров для уходового персонала. Более 30 субъектов РФ и более 40% работающего персонала отрасли остаются не охваченными данной системой. Единственным поставщиком услуг повышения квалификации руководящего состава в части управленческих навыков с отраслевой спецификой для учреждений соцобслуживания является Финансовый университет при Правительстве РФ, организовавший соответствующие программы в дистанционном формате.

По данным на портале Goszakupki, с 2018-го по 2020 год совокупные расходы учреждений соцобслуживания на обучение персонала составили около 22 млн рублей, то есть 24 рубля 45 копеек на одного работника в год. Такая сумма представляется экстремально низкой и недостаточной для системного поддержания квалификации задействованного в отрасли персонала. Решением является формирование комплексной программы повышения квалификации работников соцобслуживания как на федеральном, так и на региональном уровне, стимулирование процессов обучения, совместное с ведущими вузами создание и развитие региональных центров компетенций.

Как видно, все пять ключевых барьеров имеют идентифицированные пути решения. Многие проблемные области начали «расшиваться», к этому подключились ведущие центры компетенций России. Уже в ближайший год мы сможем увидеть серьезные сдвиги в развитии отрасли социального обслуживания.