Некоммерческие социальные организации осваивают рынок соцобслуживания населения, где составляют конкуренцию государственным структурам. О том, как это происходит, о деятельности в нынешних условиях рассказал создатель Первой социальной службы Свердловской области Алексей Новожилов.

— А так ли актуален 442-й ФЗ для некоммерческих организаций? Практика показывает, что нет. Закон вступил в силу в 2015 году. Мы ждали возможность работать с государственными учреждениями на равных и иметь бюджетное финансирование. До вступления в силу закона мы смело обращались во властные органы за поддержкой. После 2015 года нам стали отвечать: вступайте в реестр, получайте поддержку. Мы подали документы для вхождения в реестр по стационарной форме социального обслуживания, приехала большая комиссия — посмеялись над нами. Мы по сравнению с государственными учреждениями смотрелись жалко. Через два года мы вошли в Реестр поставщиков социальных услуг и с 2019 года являемся получателями компенсаций. На начало 2022 года у нас более 300 заключенных договоров на соцобслуживание, 7 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 1 центр отделения временного пребывания для граждан, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, большая сеть надомного социального обслуживания.

В Свердловской области в Реестре поставщиков социальных услуг 188 организаций разных форм. В 2022 году только 4 некоммерческие организации заявились на компенсацию, то есть подтверждают свою работу. Встает вопрос: нужна ли такая поддержка некоммерческим организациям, что мешает работать на рынке оказания социальных услуг? В беседах с представителями некоммерческих организаций слышны одни и те же фразы: низкие тарифы, сложные отчеты, высокая забюрократизированность. Наши 5 лет работы показали необоснованность таких рассуждений. Откуда же берутся такие мифы? Похоже, их распространяют сами поставщики социальных услуг.

В начале своей деятельности негосударственные рыночные игроки столкнулись с непониманием со стороны чиновников. Нас не знали, нам не доверяли, приходилось кровью и потом доказывать, что мы имеем право работать так же, как и госучреждения. Прошли годы, и практика показала, что госструктуры нам совершенно не конкуренты, но если работать совместно, то можно стать надежными партнерами.

И вот этот вектор развития социального обслуживания стал наиболее актуален. В конкурентной борьбе повышается качество обслуживания, появляются инновационные решения, и все это сказывается положительно на самих получателях соцуслуг. Те, кто не выдерживает конкуренции, начинают распространять ложные мнения о сложности войти в реестр, о «нищенском» состоянии поставщиков из-за низких тарифов, сложной отчетности и т.д. Возможно, это и отпугивает новых поставщиков.

Какое будущее у социального обслуживания? Я не вижу в этом будущем некоммерческие организации. Рано или поздно государство введет новые правила, в которых нам не выжить. Время показало, что 442-й ФЗ оказался не востребован, многие предпочли несистемную работу, гранты, субсидии и работу на пожертвования. Для нашей организации такой путь в никуда, и поэтому мы ежечасно и ежедневно повышаем уровень оказания социальных услуг, открываем новые центры, в которых нуждающиеся граждане могут получить поддержку в шаговой доступности от своего дома.