Системы социальной защиты стран, входящих в ЕАЭС, имеют много общих черт и механизмов функционирования, что неудивительно: они сохраняют принципы, заложенные еще в СССР. Прежде всего это касается ключевой роли государства и значительной доли расходов, обеспечивающих надлежащий уровень развития медицины, образования, поддержки незащищенных слоев населения. Сегодня, когда большая часть постсоветского пространства испытывает демографические проблемы, борьба за человеческий капитал потребует новых ресурсов: организационных, кадровых, финансовых.
По европейским стандартам. Улучшение демографической ситуации в стране и повышение уровня социальной защищенности — одна из приоритетных задач в рамках программы социально-экономического развития на 2021-2025 годы, сообщили в Министерстве труда и социальной защиты Беларуси. Ранее президент республики Александр Лукашенко подчеркивал, что в основе государственной политики всегда будет человек, его интересы и потребности. «Сила белорусской власти, залог доверия к ней заключаются в том, что даже в самые трудные времена мы не отказывались от своей социальной политики, от социально ориентированного государства. Поддержка пенсионеров, многодетных семей, социально уязвимых слоев общества останется визитной карточкой белорусского пути при любых обстоятельствах и в любых условиях», — отметил Лукашенко во время своей инаугурационной речи в прошлом году.
Эти слова не расходятся с делом. Даже в условиях экономии республиканского бюджета на 2020 год социальная направленность государственной политики Беларуси была не только сохранена, но и усилена. Существенно увеличились расходы бюджета на оплату труда, выплату пенсий, стипендий, пособий, а также на выполнение государственных социальных стандартов. Так, в структуре расходов консолидированного бюджета в прошедшем году социальные расходы стали самыми значительными — 44,4%. Из них 17,8% предусмотрено на образование, 15,3% — на здравоохранение, 8,1% — на социальную политику, 3,2% — на физическую культуру и спорт, культуру и средства массовой информации. «Благодаря этому наши граждане продолжают пользоваться бесплатным и современным медобслуживанием, получать высшее образование за счет бюджета, оплачивать коммунальные услуги по тарифам ниже реальной себестоимости. Рационально, с учетом потребностей людей организована система соцзащиты», — говорится в сообщении Минтруда РБ.
Сеть стационарных учреждений социального обслуживания Беларуси включает в себя свыше сотни крупных соцобъектов: домов-интернатов для престарелых и инвалидов, учреждений психоневрологического профиля, детских домов. Наибольшее их сосредоточение — в столице страны Минске, в городе и его пригородах расположено около 20 таких объектов. Крупнейшее — Специальный дом для ветеранов, престарелых и инвалидов № 1. Это учреждение во многом уникального для постсоветского пространства формата, при котором его подопечные проживают в изолированных квартирах и более или менее самостоятельной жизнью (готовят, ухаживают за собой, оплачивают коммунальные платежи), но под присмотром квалифицированного персонала.
Старики и дети должны жить в семьях. Существенное повышение уровня жизни населения, последовательный рост занятости, реальное увеличение пенсий и зарплат, смягчение поляризации, профилактическая деятельность против рисков, порождающих бедность, — именно таким был один из ключевых принципов политики команды премьер-министра Армении Никола Пашиняна, когда она приходила к власти в 2018 году. По словам армянского лидера, сегодня целями государства в социальной сфере являются адресность, справедливость и эффективность помощи, предоставляемой малообеспеченным семьям и одиноким гражданам.
В республике функционирует система социальных учреждений, которая полностью закрывает потребности всех нуждающихся слоев населения: детей, оставленных без попечения родителей, инвалидов, одиноких стариков. Однако национальные особенности Армении, где в культ возведены семейные ценности, оказывают существенное влияние на развитие этой системы. Еще в советские годы здесь, в отличие от других субъектов, практически не существовало проблемы сиротства и детской беспризорности: малышей разбирали по семьям, не доводя дело до органов опеки. То же самое можно было говорить и о пожилых — на улице они не оставались.
С момента обретения независимости в республике работают социальные учреждения, однако руководством страны поставлена задача постепенно отказаться от классических детдомов и домов престарелых в пользу семейного и общинного проживания. Как рассказали в Министерстве труда и социальных вопросов РА, сегодня существует 12 учреждений, предоставляющих круглосуточные услуги дневного ухода для пожилых людей. Чтобы сделать их жизнь более комфортной, при каждом учреждении создаются небольшие общинные дома — здесь старики, которые не нуждаются в круглосуточном наблюдении и уходе, смогут жить в более просторных комнатах, самостоятельно готовить пищу, планировать свой день и в целом быть более самостоятельными и свободными. Средства для строительства и обустройства таких домов выделяются не только из госбюджета, но и из благотворительных фондов.
Что касается детских учреждений стационарного типа, то армянское правительство ведет дело к их поэтапному закрытию либо же к кардинальному изменению формата. Эта реформа курируется на высшем уровне.
«Ситуация с тем, сколько детей из интернатов поступили в вузы, сколько сделали карьеру, просто позорная, поэтому мы последовательно будем продвигать реформы с единственной целью — повысить конкурентоспособность этих детей в жизни и их уверенность в собственных силах, помочь им получить знания и навыки для жизни. Тем самым мы повышаем продуктивность использования госсредств, а также возвращаем детей в семьи», — отмечает Никол Пашинян. После ликвидации организаций полученные средства будут полностью предоставлены на расширение сети центров дневного ухода в Ереване и регионах, создание центров кризисного содействия в Ереване, Капане и Гюмри, увеличение числа опекунских семей, материальное содействие семьям, а также на проведение превентивных мер, чтобы дети не оказывались в детдомах.
Помощь по адресу. Казахстан планомерно наращивает социальные расходы и расширяет меры поддержки населения, в первую очередь адресные. По данным Министерства национальной экономики РК, до 2018 года соцрасходы бюджета росли равномерно, в среднем не более чем на 400 млрд тенге в год. Ситуация стала меняться именно в 2018-м, после осеннего послания народу первого президента республики Нурсултана Назарбаева, — основная часть выступления касалась как раз социального блока. Именно тогда было поручено повысить минимальную зарплату в полтора раза — с 28 до 42 тыс. тенге, и отвязать ее от прожиточного минимума, серьезно повысились расходы и по другим социальным статьям. В 2021 году на них придется более половины всех бюджетных затрат страны — свыше 7 трлн тенге. Для сравнения: в 2020-м они составляли 6,66 трлн тенге, в 2019-м — 5,21 трлн. Ставка на соцсферу привела к тому, что расходы бюджета сейчас растут быстрее доходов, однако благосостояние населения, в том числе самой незащищенной части, благодаря этой политике существенно повысилось, отмечают в Правительстве РК.
По словам министра труда и социальной защиты Казахстана Серика Шапкенова, с прошлого года в республике действует целый ряд важных поправок, призванных существенно повысить эффективность социальных инвестиций, вектор оказания помощи меняется с заявительного на выявительный. Так, новые пособия стали выплачивать многодетным семьям, имеющим четырех и более детей, введен государственный социальный пакет для семей с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Еще один инструмент — внедрение социального кошелька, который привязан к счету в Национальном банке, средства с него не подлежат списанию за долги и не могут быть арестованы.
Значительное внимание уделяется социальной инфраструктуре. К сожалению, как отмечают в Минтруде РК, все еще много детей живут в детских домах (около 8 тыс. человек), контингент пожилых людей, находящихся в социальных учреждениях стационарного типа, составляет около 30 тыс. человек. В Казахстане уже достаточно давно деятельно пытаются бороться со стереотипами о том, что детский дом — это депрессивное место с гнетущей обстановкой, где ребенок априори не может быть счастлив. Еще несколько лет назад в республике стартовала кампания по реорганизации классических детских домов в учреждения семейного типа, где ребята живут со своими братьями и сестрами в коттеджах, а воспитательницу называют мамой. Не менее комфортные условия создаются и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Специализированные школы-интернаты закупают для адаптации и лечения малышей самое передовое оборудование, перенимают мировые методики лечения. Таким образом, работа системы социальной поддержки направлена на то, чтобы дети с первых лет жизни не чувствовали себя оторванными от общества инвалидами.
На пути к социальному государству. Избранный в нынешнем году президент Кыргызстана Садыр Жапаров сразу заявил, что основными чаяниями доверившегося ему народа являются рост благосостояния и преодоление бедности. На этом пути у нового руководителя будет много работы: республика имеет самый низкий среди стран ЕАЭС индекс человеческого развития ООН (ни разу не входила в топ-100), а экономика буквально обвалилась в 2020 году из-за пандемии (-9% от ВВП).
Первые шаги уже сделаны. С октября на 50% увеличены социальные пособия, ранее объявлено об индексации базовой и страховой частей пенсии. Политолог Эмиль Каниметов отмечает, что помощь социально уязвимым категориям населения Кыргызстана — ключевой приоритет Кабинета министров. «Сделан ряд важных шагов. Помимо увеличения пенсий и соцвыплат это, например, недавно подписанный президентом закон о трансформации земельных участков, который освобождает малоимущих граждан от необходимости выплаты компенсаций государству за сельскохозяйственные потери», — комментирует Каниметов. Кыргызстан ощущает существенное демографическое давление: в стране около 700 тыс. пенсионеров, а на каждого из них приходится всего 1 работающий. В результате большинство стариков получают от государства выплату меньше прожиточного минимума, да и с ними Социальный фонд едва справляется, получая постоянные доплаты из госбюджета. Для оставшихся без попечения родственников или испытывающих серьезные проблемы со здоровьем пожилых людей в стране работают два десятка соцучреждений, крупнейшие из которых расположены в Бишкеке и во втором по величине городе республики — Оше.
ТОП-20 крупнейших социальных учреждений стран ЕАЭС
№ |
Название учреждения |
Расположение |
Количество мест |
---|---|---|---|
Социальные учреждения Беларуси |
|||
1 |
Специальный дом для ветеранов, престарелых и инвалидов № 1 |
г. Минск |
370 |
2 |
Николаевщинский дом-интернат для престарелых и инвалидов |
д. Николаевщина, Минская область |
333 |
3 |
Психоневрологический дом-интернат № 4 |
г. Минск |
305 |
4 |
Республиканский дом-интернат для ветеранов войны и труда |
г. Ждановичи |
180 |
5 |
Дом-интернат для ветеранов войны, труда и инвалидов «Васильевка» |
пос. Сож, Гомельская область |
160 |
Социальные учреждения Армении |
|||
1 |
Ереванский дом-интернат № 1 |
г. Ереван |
260 |
2 |
Варденисский психоневрологический дом-интернат |
г. Варденис |
230 |
3 |
Гюмрийский дом-интернат |
г. Гюмри |
180 |
4 |
Гаварский детский дом-интернат |
г. Гавар |
165 |
5 |
Специализированный детский дом им. Мари Измирлян |
г. Ереван |
105 |
Социальные учреждения Казахстана |
|||
1 |
Центр оказания специальных социальных услуг № 1 |
г. Алматы |
710 |
2 |
Алматинский городской дом-интернат для инвалидов с психоневрологическими заболеваниями |
г. Алматы |
630 |
3 |
Городской дом надежды |
г. Алматы |
520 |
4 |
Центр социального обслуживания «Шарапат» |
г. Нур-Султан |
400 |
5 |
Областной детский дом № 1 |
г. Алматы |
180 |
Социальные учреждения Кыргызстана |
|||
1 |
Бишкекский городской дом-интернат общего типа для престарелых |
г. Бишкек |
600 |
2 |
Специализированный дом ребенка |
г. Бишкек |
440 |
3 |
Ошский дом ребенка |
г. Ош |
380 |
4 |
Дом-интернат для пожилых людей Ленинского района мэрии г. Бишкека |
г. Бишкек |
324 |
5 |
Бишкекское социальное стационарное учреждение для пожилых и ЛОВЗ |
г. Бишкек |
200 |