В Апатитском комплексном центре социального обслуживания населения реализуются социальные практики и технологии, успешно показавшие себя при их внедрении. Они разнообразны, каждая из них направлена на определенную категорию граждан — от несовершеннолетних детей и их родителей до пожилых граждан и инвалидов. Один из таких проектов — «Стеллаж щедрости» — объединяет в себе оказание помощи всем незащищенным слоям населения. 

В мае 2020 года в ГОАУСОН «Апатитский КЦСОН» на базе отделения социального обслуживания на дому стартовала реализация проекта «Стеллаж щедрости», направленного на улучшение качества жизни граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Первоначально данный проект задумывался как организация разовых благотворительных акций и помощь нуждающимся в период распространения новой коронавирусной инфекции. Но в последующем стало понятно, что проблемы, с которыми обращаются граждане, слишком разные, чтобы ограничивать работу только акциями по сбору продуктов. Кроме того, и категории людей, обращающихся за помощью в рамках проекта, стали шире: если в первое время это были в основном одинокие, нуждающиеся в помощи пожилые граждане, которые соблюдали режим самоизоляции и не имели возможности выйти из дома, то в настоящий момент за помощью обращаются не только пожилые и инвалиды, но и малообеспеченные граждане, многодетные, неполные семьи. А в 2022 году в связи с началом специальной военной операции на территории Украины список тех, кому оказывается помощь в рамках проекта, пополнился лицами, вынужденными переехать в Россию в силу чрезвычайных обстоятельств (беженцы), а также семьями мобилизованных граждан.

В рамках проекта создан виртуальный «стеллаж», основанный на вовлечении жителей города, общественных организаций и трудовых коллективов в решение социальных проблем обращающихся за помощью граждан.

На «стеллаже» находятся две виртуальные «полки». Первая из них — «полка» с благотворительной помощью, где можно найти продукты питания, средства первой необходимости, лекарственные препараты (безрецептурные, строго по назначению врача), одежду и обувь, книги, журналы и газеты.

Работа «полки» помощи строится на акциях по сбору благотворительной помощи для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Специалисты осуществляют сбор информации от всех, готовых оказать благотворительную помощь, и в последующем выступают в роли посредника между обратившимися за помощью гражданами и жителями, общественными и иными организациями муниципалитета. То есть вся благотворительная помощь, собранная в рамках акций, находится дома у жителей, готовых помочь, либо в организациях. В дальнейшем формируется список запросов от нуждающихся, и собирается продуктовый либо иной набор, который выдается в определенное время по предварительной договоренности на дому или в организациях.

К определенным датам — Дню отца, Дню матери, Международному дню помощи бедным, Дню пожилых людей, Дню инвалида и т.п. — из собранной в рамках проведенных акций благотворительной помощи формируются наборы, которые выдаются в Апатитском комплексном центре по предварительной записи.

Кроме того, в рамках работы по данному направлению формируется «информационный банк помощи», где фиксируется оставшаяся после выдачи нуждающимся благотворительная помощь. Таким образом, на виртуальной «полке» помощи всегда присутствует минимальный запас для экстренных случаев.

За весь период реализации проекта в рамках работы «полки» помощи было организовано большое количество благотворительных акций.

В 2022 году были организованы масштабные благотворительные акции. Одна из них — акция по сбору гуманитарной помощи для жителей Донбасса, прошедшая в августе. В ее рамках был организован сбор благотворительной помощи с последующей ее передачей в пункт приема гуманитарной помощи муниципалитета. Вторая акция, организованная в декабре, — «Добрый Новый год 2.0».

Другая виртуальная «полка» называется «полка услуг». В рамках ее работы обратившимся гражданам оказывается содействие в наиболее востребованных услугах, например, в трудоустройстве, прохождении медицинской комиссии при трудоустройстве, выделении жилого помещения, ремонте жилого помещения.

Для реализации работы по данному направлению специалисты учреждения направляют ходатайства в организации, занимающиеся решением конкретных вопросов. Привлекаются администрация города, ЦЗН, медицинские организации, частные предприниматели.

По ходатайству и благодаря проведенной специалистами работе в рамках данного направления обратившиеся граждане смогли найти работу и официально трудоустроиться, были обеспечены жилым помещением и проживают в своих квартирах, нуждающимся было оказано содействие в ремонте их квартир.

Проект «Стеллаж щедрости» размещен на сервисе по поиску лучших практик «Смартека» и доступен к тиражированию и внедрению в других регионах. А в Апатитском КЦСОН работа «Стеллажа щедрости» обязательно будет продолжена.