Пандемия заставила пройти проверку на прочность не только системы охраны здоровья стран мира, она подтолкнула к мобилизации и бизнес, и государственные структуры, особенно в сфере социальной поддержки граждан. С 2020 года эта область государственной политики становится едва ли не самой основной. И серьезным инструментом для расширения помощи и, главное, ее оперативности в этот период выступили цифровые ресурсы. Какие из них стали наиболее эффективными, а какие еще предстоит развивать, обсудили участники сессии «Стратегии готовности: мультисервисы и технологии государства и бизнеса», состоявшейся в рамках XXIV  Петербургского международного экономического форума.

Начиная с прошлого года как бизнес, так и государственные структуры многих стран столкнулись с необходимостью переводить взаимодействие с гражданами в онлайн-формат и предоставлять услуги в удаленном режиме. Во многих странах в этот период возросла социальная направленность как государственных, так и коммерческих проектов, начали создаваться новые и совершенствоваться существующие технологические решения, направленные на поддержку людей, которые в этом особенно нуждаются. Как подчеркнули участники тематической сессии на ПМЭФ-2021, развитие таких сервисов и сегодня остается актуальным, особенно в социальной сфере.

Вокруг платформы. За последний год серьезно изменилась и роль финансовых институтов, которые более активно, чем ранее, стали развивать свои цифровые платформы. Однако главным двигателем онлайн-работы в сфере финансов продолжает оставаться государство. «Если мы посмотрим на наш финансовый рынок сегодня, то увидим, что на нем есть разные игроки — и крупные, и небольшие, и вообще он очень концентрированный, — отметила председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина. — И те платформенные решения, которые развиваются, как и развитие платформенной экономики, могут профинансировать только очень крупные игроки».

По словам главы Центробанка, роль государства в развитии цифровых сервисов банковской сферы очень важна. «Если государство не будет вмешиваться, то у нас в конечном счете может остаться один-два игрока, а мы знаем, что когда их меньше трех — это уже не конкуренция, и, соответственно, на следующем этапе потребители за эти услуги будут платить больше, как это происходит, когда появляется монополия. Поэтому мы и развиваем наши сервисы, — подчеркнула она. — Ни в коем случае речь не идет о том, чтобы подменить рынок, мы хотим как раз дать возможность развиваться конкуренции, делаем это именно в интересах конечных потребителей, людей, бизнеса и создаем свои инфраструктурные сервисы на принципах равноудаленности от всех игроков и реально открытые для участия. Если же не раскрывать технологические возможности для конкуренции — а мы как раз их раскрываем — у нас не только будет технологический разрыв между участниками рынка, но и произойдет торможение технологического прогресса».

Эльвира Набиуллина сообщила, что есть случаи, когда на финансовом рынке возникают новые технологические решения, достаточно удобные для потребителей и даже более дешевые, но зачастую они кладутся на полку, потому что крупным игрокам важно монетизировать предыдущие инвестиции от прежних технологических решений. «И если не раскрывать эти возможности, будет более медленный технологический прогресс. И для экономики это будет обозначать сохранение высоких транзакционных издержек, это те издержки, которые люди, бизнес платят за проведение операций, — уточнила она. — Технологически мы готовы к тому, чтобы удешевить такого рода операции, и их удешевление должно проникать в экономику. И такая общая инфраструктура, которую мы создаем, позволяет рыночным игрокам сфокусироваться именно на создании удобных клиентских сервисов, работать с конечными потребителями, клиентами. И это не искажение конкуренции, а наоборот, выравнивание условий и снижение негативных эффектов от уже искаженной конкуренции».

При этом глава Центробанка уверена, что на фоне геополитических рисков государству необходимо иметь элементы национальной финансовой инфраструктуры, а все новые проекты вводить открыто, обсуждая их целесообразность с экспертами. «Те проекты инфраструктуры, которые развиваем, мы обсуждаем с рынком. Например, система быстрых платежей, цифровой профиль, маркетплейс — мы даже проводили специальное голосование между участниками нашего отраслевого форума. Поэтому считаю, что наше участие — не подмена рынка, а импульс для его развития. Так мы видим свою миссию», — завершила Эльвира Набиуллина.

Блага новых технологий. На быстро ставшие привычными для граждан цифровые сервисы, такие как портал госуслуг или система быстрых платежей, главный управляющий директор АО «Альфа-Банк», член наблюдательного совета консорциума «Альфа-Групп» Владимир Верхошинский предложил посмотреть свежим взглядом. «Если взглянуть на уровень цифровизации финансовой индустрии и государственных услуг в России, то мы — один из лидеров в мире, — подчеркнул он. — На таком же уровне, хоть и со своей моделью — Китай, что-то аналогичное есть в Скандинавии. Но в целом Европа, Америка отстают от нас по уровню цифровизации, по моему мнению, лет на семь или десять. И такой прорыв — это, конечно, заслуга правительства страны, Центрального банка, то есть государственных структур, которые действительно могут проводить масштабные инвестиции и строить какие-­то платформенные решения. Мы и прошлый коронакризисный год прошли без финансового кризиса в отличие от многих стран. Это во многом стало возможно благодаря той технологической трансформации, тем технологическим платформам, которые реализует государство в лице правительства, Центробанка. Посмотрите, система быстрых платежей — ну очень крутая штука. Ее создали всего за два-три года, а ведь это сложный инфраструктурный проект, и не каждый опытный бизнес, который умеет внедрять проектные решения, сможет за столь короткие сроки наладить такую систему».

Не менее уникальным назвал эксперт и российский портал госуслуг. «Уровень цифровизации государственных сервисов в России просто немыслим. И я считаю, что это, конечно же, хорошо. Это создает преимущество для нашей страны в глобальной конкуренции», — заявил Владимир Верхошинский.

Кроме того, по его словам, до тех пор пока государство не вмешивается в бизнес-вопросы и в вопросы цено­образования, в рамках созданных платформ идет демонополизация рынка, что положительно отражается и на бизнесе, и на качестве жизни граждан.

Пять часов на выплаты. Быстроту и удобство цифровых технологий в прошлом году сумела оценить вся страна, когда в связи с пандемией было принято решение о срочных прямых выплатах. Именно тогда стало понятно, насколько важно, чтобы государство обладало эффективным инструментом быстрых выплат конкретным гражданам или определенным группам граждан, которые еще предстоит определить.

«В прошлом году, наверное, впервые в современной России совместными усилиями федерального казначейства, Центрального банка, банковского сектора в течение пяти часов государство осуществило выплату 28 миллионам человек, — сообщил министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков. — Это была адресная выплата, и независимо от часового пояса мы ее осуществили за такое короткое время».


Глава ведомства отметил, что такие действия стали возможны за счет государственной инфраструктуры, за счет взаимодействия с банковским сектором, а выполнение столь масштабной задачи, с одной стороны, продемонстрировало эффективность отрасли и ее цифровых ресурсов, с другой  — подняло планку даже выше намеченных прежде амбициозных планов. Они касаются в том числе и удобства получения социальных услуг.

«Мы понимаем, что у наших граждан есть запрос на уровень сервиса государственных услуг, сопоставимый с уровнем сервиса в коммерческом секторе с точки зрения, например, финансовых услуг», — сообщил он.

Сегодня процедура доведения денег и выплаты через платежную систему благодаря межведомственному взаимодействию уже хорошо отлажена. «Но нам нужно посмотреть на этот процесс чуть шире, потому что в него должен войти еще этап принятия решения осуществления этой выплаты,  — уверен Антон Котяков. — И на сегодняшний день мы четко понимаем, что уровень сервиса, который просит наш конечный потребитель, соответствует либо проактивному доведению до него соответствующих ресурсов, либо максимум доведению ресурсов только по одному заявлению».

При этом часть мер государственной поддержи сегодня уже оказывается проактивно, сообщил министр. «У вас родился в семье ребенок, вы зарегистрировали этот факт в органах ЗАГС, и в течение 10 дней в личный кабинет на едином портале госуслуг придет информация, что вы стали обладателем материнского капитала, — привел он пример. — Следующая задача для нас совместно с банковским сектором — сделать использование материнского капитала максимально простым и удобным. Наверное, каждый хочет, чтобы уже в мобильном приложении его банка была конкретная возможность направить соответствующие средства материнского капитала на те цели и задачи, которые возможны и которые семья выбирает в качестве приоритетных».

С января 2021 года Минтруд РФ запустил сбор согласий граждан на проактивное информирование их относительно тех мер государственной поддержки, на которые они могли бы рассчитывать после наступления определенной жизненной ситуации. «Соответственно, если вы заранее сообщили свои координаты, сообщили свои данные, то по истечении некоторого периода времени, в случае наступления у вас соответствующей жизненной ситуации, мы предоставим вам весь спектр возможных мер государственной поддержки, и они могут быть оказаны», — рассказал министр.

Однако в отрасли есть и определенные проблемы. Они, по словам главы ведомства, касаются инфраструктуры органов государственной власти, межведомственного взаимодействия между разными информационными системами и ресурсами, необходимыми для принятия того или иного решения об осуществлении выплаты. Так, например, информацией о прописке гражданина владеет МВД, факт рождения фиксируют органы ЗАГСа, доходы — ФНС, имущество — Росреестр, за родительство отвечают органы опеки. И для того чтобы поднять уровень сервиса обслуживания граждан и запрашивать у них только условно основную информацию, всю работу по проверке этих данных, по обоснованности, по их достоверности необходимо вынести на межведомственное взаимодействие, уверен министр. «Мы должны обеспечить инфраструктуру органов государственной власти, сформировать понятные правила обмена информацией и возможность на сегодняшний день эту работу между органами государственной власти выстроить», — уверен он.

Большим прорывом прошлого года назвал Антон Котяков единый портал государственных услуг, который стал по сути для граждан одним окном для всех вопросов и взаимоотношений с государством. «Но теперь нам нужно наполнять его новыми сервисами, — уверен он. — И тот стандарт, та планка качества, которую мы сейчас задаем для этих сервисов, должна быть единая. Только заявление либо даже без заявления для гражданина».

Для этого в Минтруде РФ предлагают пересмотреть бизнес-процессы органов государственной власти, а также провести обучение персонала, ведь работа в современных информационных системах, обработка данных не всегда возможны в автоматическом режиме.

Примером, подтверждающим то, что отрасль социальной защиты в части ее цифровизации развивается в стране в хорошем темпе, может служить внедрение электронного сертификата, которое произойдет в ближайшее время. Это возможность получения товара, который гражданам обеспечивает государство. Например, сейчас речь идет о средствах технической реабилитации для инвалидов. То есть если гражданину служба медико-социальной экспертизы выписала соответствующее средство реабилитации, необходимое для его жизнедеятельности, то он сможет выбрать его в любом сервисном предприятии или специализированном магазине, забрать его, а расчеты по оплате этого товара с помощью национальной платежной системы «Мир» возьмет на себя государство.