Для всего мира первая волна коронавирусной инфекции послужила проверкой на прочность и в чем-то даже минным полем, продвигаться по которому приходилось нередко методом проб и ошибок. Рекомендации ВОЗ, ООН, минздравов и других ведомств вырабатывались буквально «здесь и сейчас». Впрочем, этот период подчеркнул важность консолидации сил между государством, НКО, другими общественными движениями и просто неравнодушными к заботе об окружающих людях гражданами. И вынес на ближайшую повестку те вопросы, считает ряд экспертов, которые уже давно ожидали более действенных обсуждений и выработки решений в нашей стране.

В ноябре 2020 года на форуме «Сильные идеи для нового времени» директор Института когнитивных исследований Санкт-Петербургского госуниверситета Татьяна Черни­говская пандемию оценила как ситуацию планетарного масштаба. «Все мы попали в иной мир, а дверь назад уже закрыта», — выразила она, пожалуй, мнение большинства. И подчеркнула, что в данной непростой ситуации необходимо «ментальное напряжение всех, кто может выработать новые правила игры, но у нас нет даже 10 лет, чтобы придумать эти правила».

Действительно, после коронавирусных вспышек в обществе, первым действенным способом борьбы с которыми регионы считали введение режима самоизоляции, пришлось по-новому пересматривать и форматы работы в социальных учреждениях. Они оказались в особой зоне риска, поскольку резиденты таких организаций — преимущественно люди пожилого возраста и с ОВЗ.

В ходе мероприятия в Общественной палате РФ, инициированного БФ «Старость в радость» и посвященного обсуждению работы домов престарелых и ПНИ в период пандемии, член Комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова отметила, что в первую волну пришлось столкнуться с большими сложностями защиты интернатных учреждений и социальной защиты, тех, кто там работает, их подопечных, волонтеров. «Определенный опыт уже накоплен, — считает эксперт. — И сейчас, когда мы уже прошли в этом плане полосу испытаний, важно, какие уроки мы выучили, что сейчас должны применить из того, что поняли во время первой волны».

Сегодня в России существует несколько тысяч государственных и частных организаций социальной направленности разного типа — от обслуживания на дому до полустационаров и стационаров. Суммарно соцуслуги в них получают не менее 1,5 млн человек. Уже в апреле, по данным информационного агентства ТАСС со ссылкой на замминистра труда и социальной защиты Ольгу Баталину, указывалось, что факты заболевания коронавирусом выявлены в 7 регионах и 16 стационарных организациях.

«На сегодня из 457 человек (390 проживающих и 67 сотрудников) госпитализировано 120 — у них состояние средней степени тяжести. У большинства заболевших заболевание проходит в легкой форме. А значит, граждане продолжают проживать в организации». В стране сегодня работает 1389 социальных стационарных учреждений интернатного типа, в них проживают 297 тыс. человек. К ноябрю директор департамента социальной защиты и социального обслуживания Минтруда РФ Тарас Васько на мероприятии в Общественной палате РФ отметил, что ковид был зарегистрирован в 965 организациях, в 611 к тому времени люди уже выздоровели. Всего же с апреля по ноябрь заболевших новой инфекцией было свыше 19 000 человек, из них 5700 — сотрудники самих интернатов.

Надо сказать, что уже на первом этапе был разработан и внедрен ряд оперативных мер. Во многом именно они способствовали сдерживанию распространения инфекции как непосредственно внутри учреждений, так и вовне. Изоляция, ограничения на «вход и выход» — один из таких механизмов. Безусловно, мера сложная, жесткая, особенно в тех случаях, когда изоляция была практически полная, с кардинальным сокращением перемещений и привычного общения даже внутри стационарных учреждений. Однако в период эпидемических сезонов, а тем более в момент столкновения с малоизученной инфекцией, мера не новая и распространенная в мире.


Быстрое реагирование. Это было одним из самых серьезных испытаний: здесь и сейчас, в условиях эпидемии такого масштаба, с которой в новое время люди сталкиваются впервые, приходилось искать баланс между снижением риска от распространения инфекции, защиты от нее подопечных и минимизацией последствий от уменьшения частотности социальных связей, снижения физической активности и морального дисбаланса. Эти вопросы коснулись и самих резидентов социальных учреждений, и работников.

В первую волну организации перешли на работу вахтовым методом — по две недели. В конце апреля Кабмин РФ утвердил эти временные правила и доплату к официальной зарплате за такой режим для сотрудников. Некоторые регионы также смогли изыскать средства, плюсуемые к так называемым президентским выплатам. «Для того чтобы снизить риск распространения коронавирусной инфекции, медперсонал и соцработники изолировались внутри социальных учреждений вместе с проживающими гражданами. Они получат доплату к зарплате за каждую смену, проведенную в карантине», — озвучил весной 2020 года принятое решение министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.

По информации департамента социальной защиты и социального обслуживания Минтруда РФ, таких стимулирующих выплат осуществлено уже более 440 тыс. на сумму примерно 12,5 млрд руб. (данные на ноябрь 2020 года).

Для сохранения на должном уровне напра­вления заботы в по-прежнему непростых условиях важно, что, согласно утвержденным в ноябре премьер-министром России Михаилом Мишустиным новым правилам, социальная поддержка сотрудников стационарных организаций и отделений соцобслуживания, работающих с гражданами с выявленной коронавирусной инфекцией и людьми из группы риска, сохранится схожая с той, что действовала в рамках особых условий труда в период пандемии. Так, врачи в социальных учреждениях за такую смену будут получать от 40 до 60 тыс. рублей, соцработники, педагоги и средний медперсонал — 25-35 тыс. рублей, младший медперсонал — 15 и 20 тыс. рублей, а технический — 10-15 тыс. рублей. Причем мера эта будет сохранена до конца 2021 года.


Все вместе. В условиях пандемии приходилось принимать экстренные меры для поддержки социальных служб. Оборачиваясь назад, сейчас можно уверенно сказать, что большую помощь в этом оказывали некоммерческие организации и волонтерское движение. «Начиная с 12 апреля, когда началась вспышка инфекций в Вязьме, и до сего дня мы круглосуточно на связи с учреждениями от Алтая до Марий Эл, от Биробиджана до Брянска», — написала на странице фонда «Старость в радость» его директор Елизавета Олескина. Она рассказывает, что кому-то нужна была помощь в организации превентивной изоляции, кому-то нужны были СИЗы и лекарства, все это приобреталось во взаимодействии с партнерами, бизнесом и адресно доставлялось туда, где были запросы. «Во многих учреждениях катастрофически не хватало рук, — вспоминает руководитель фонда. — В случае вспышки персонал заболевает первым, ведь общается со всеми подопечными и уходит на больничный. Мы не могли допустить, чтобы одна нянечка оставалась на 50 лежачих, чтобы в интернате во время вспышки не было врача. Интернаты не имели права нанимать дополнительный персонал, даже если заболеют все штатные сотрудники. На выручку приходил фонд. Найти сиделок и врачей для работы «в режиме ковида» можно было только на очень конкурентные зарплаты. Благодаря пожертвованиям мы сохранили качество ухода в интернатах. Ведь если некому будет кормить тех, кто не может поесть самостоятельно, если некому будет померить давление и сахар, некому вовремя помочь с гигиеной, ситуация будет опасной для жизни пожилых людей без всякого коронавируса».

При поддержке ОНФ «Регион заботы» НКО смогли донести и свои предложения, которые в апреле привели к созданию документа, больше известного сегодня как «письмо четырех министров». В нем министр труда и социального развития, министр здравоохранения, министр просвещения и главный санитарный врач России рекомендовали региональным властям привлечь к работе с интернатами сотрудников и волонтеров тех НКО, которые давно сотрудничают с ними. В рамках онлайн-конференции в ТАСС «Право на жизнь: интернаты и дома престарелых в условиях пандемии» член центрального штаба ОНФ, автор проекта «Регион заботы», учредитель фонда «Вера» Нюта Федермессер отметила: «Четыре ведомства, подписавшие единое письмо за два дня, — удивительный пример того, как может функционировать любая толково организованная структура. Я бы хотела, чтобы НКО, госсектор, СМИ всегда работали настолько эффективно, как это было с «письмом четырех». Она выразила надежду на то, что процесс, который был запущен после того, как письмо ушло в регионы, удастся удержать. Ведь, действительно, некоммерческие организации оказали мощную поддержку внутри интернатов, выведя эту помощь за их пределы. Как отмечают эксперты, процесс позволил затронуть ряд наболевших вопросов. Среди них — реформирование интернатов, их разукрупнение, широкое внедрение моделей сопровождаемого проживания и тренировочных квартир, более точечное взаимодействие с некоммерческими организациями и т.п.

Среди мер, которые позволили социальным учреждениям справиться с возросшей в условиях первой пандемической волны нагрузкой и сдержать распространение ковида среди людей, проживающих в стационарах, стоит выделить и временную опеку. В период пандемии волонтеры — сотрудники государственных и негосударственных организаций, добровольцы и просто граждане России — в период эпидемии могли принять на временное проживание, в том числе под временную опеку, инвалидов, граждан старшего возраста, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Сумма ежемесячной выплаты с 1 апреля по 30 июня составляла 12 130 рублей за каждого человека, которому оказывалась такая помощь. По предварительным данным, откликнулись на такую просьбу около 4,5 тыс. человек, под временную опеку было взято около 5,5 тыс. человек.

В их числе — сотрудники благотворительного фонда, хосписа «Дом с маяком»: в период пандемии 6 человек взяли домой из психоневрологического интерната тяжелобольных детей, в том числе директор по развитию в фонде «Дом с маяком» Лида Мониава, которая впоследствии и вовсе стала опекуном мальчика Коли с паллиативным статусом.

Использовали в период пандемии и механизм тренировочных квартир, волонтеры приезжали к подопечным в квартиры сопроводительного проживания. Эта мера важна не только в экстренных случаях, ведь она помогает людям за пределами стационаров научиться самостоятельной жизни в обществе. Благодаря консолидации властей и организаций, среди которых «Жизненный путь», творческое объединение «Круг», «Перспективы», «Антон тут рядом» и другими фондами, десятки подопечных интернатов получили в этот период такую возможность.

«Сейчас уже можно говорить о тех уроках, которые мы все извлекаем из экстренной ситуации, — поделилась в рамках онлайн-конференции ТАСС «Право на жизнь: интернаты и дома престарелых в условиях пандемии» президент благотворительной организации «Перспективы» Мария Островская. — О социальном эксперименте, который состоит из трех частей. Во-первых, это рост доверия между государственными и негосударственными учреждениями, во-вторых, опыт быстрой консолидации самих НКО. А еще одна сторона этого эксперимента в том, что мы видим, что даже самые слабые жители интернатов могут жить вне стационаров учреждения. При этом сейчас важно решить еще одну проблему. Поскольку мы говорим о высокой вероятности помещения ребят из ПНИ в медицинские стационары, мы хотим, чтобы у наших волонтеров появилась возможность сопровождать их там».

Первый шаг уже сделан: в ноябре 2020 года Михаилом Мишустиным подписан документ, внесший изменение в постановление № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» и позволяющий вводить срочную соцуслугу (без оформления служебной командировки, как было ранее, и в итоге такая практика была затратной по времени и редко задействованной) на время пандемии по сопровождению социальным работником своих подопечных при госпитализации в медицинские организации и по оказанию ему необходимой уходовой помощи.

Еще один урок, вынесенный из периода пандемии, — мощь волонтерского движения «Я уже не первый год участвую в различного рода благотворительных акциях. Но одним из самых важных событий сейчас считаю открытие регионального штаба «Волонтеры-медики», я незамедлительно присоединился к этому движению. Помогал развозить продукты жителям Комсомольска, помогал государственной поликлинике. Среди моих друзей и знакомых многие вступили в ряды волонтеров. И урок этого периода в том, что он показал, как мощно мы можем во всех регионах консолидироваться, сплотиться, чтобы выстоять в непростой ситуации», — считает студент Калмыцкого медицинского колледжа Уштан Босхамджиев.

На форуме «Сильные идеи для нового времени» была озвучена впечатляющая цифра: благодаря запуску в начале пандемии коронавируса общероссийской акции взаимопомощи #Мывместе больше 3,5 млн россиян получили помощь. А бизнес-партнеры проекта — около 9,5 тыс. человек — пожертвовали на их нужды 1,8 млрд рублей.


Не терять связь с реальностью. Сегодня, бесспорно, можно сказать, что в период эпидемии социальным учреждениям, в том числе стационарного типа, удалось избежать масштабных катастрофических последствий проникновения в учреждения новой коронавирусной инфекции. Но у медали — две стороны. Максимальная изоляция, большой список ограничительных мер сказался на привычном образе жизни получателей соцуслуг. Сузился круг контактов, снизилась активность. Одним из решений, чтобы хоть как-то сохранить эту хрупкость привычного бытия, стало внедрение онлайн-инструментов.

На круглом столе «Оценка эффективности реализации мероприятий федерального проекта «Старшее поколение» нацпроекта «Демография» первый заместитель председателя комитета по социальной политике Совета Федерации Валерий Рязанский отметил, что в условиях пандемии надо заботиться не только о показателях здоровья пожилых, но и об их социальной коммуникации, для которой надо проводить обучение работе с коммуникационной техникой.

«То, что пандемия дала всплеск психических расстройств, деменций и иных заболеваний, — факт, — рассказала Елизавета Олескина на мероприятии при Общественной палате РФ. — Поэтому примеры психологической поддержки, сохранения связи с близкими — это очень важно. Понятно, что не у всех есть ноутбуки и иные средства коммуникации, но, думаю, что всегда можно найти какое-то решение». К слову, в период пандемии фонд «Старость в радость» активно помогал с доставкой такой техники для социальных учреждений.

Экспертов тревожит и снижение тарифов в рамках работы отделений «Активное долголетие», ведь, чтобы продолжать оказывать услуги, которые не включили в ИИПСУ, приходится изыскивать дополнительно внебюджетные средства, а если таких ресурсов нет?

«В 2020 году на содержание постояльцев отделения «Активное долголетие» фонду приходится дофинансировать порядка 50% от суммы суточного тарифа. Это необходимо, чтобы продолжать оказывать услуги, которые теперь не внесены в ИППСУ. Поддерживать должный уровень физической активности, проводить когнитивные тренировки и реализовывать прочие виды активности среди людей пожилого возраста — это жизненно важные задачи для поддержания здоровья человека, для его более высокой устойчивости к различного рода заболеваниям, в том числе инфекционным. И вот на этом вопросе хотелось бы заострить внимание: он требует очень серьезного рассмотрения на уровне муниципальной и федеральной исполнительной власти», — считает руководитель Фонда «Пансион для пожилых людей» Юлия Шатова.

Стоит отметить, что у гериатров всего мира сегодня вызывает озабоченность становящиеся все более и более актуальными и масштабными проблемы остеопороза от падений и переломов, одной из причин которых является снижение физической активности получателей социальных услуг.

В декабре 2020 года на форуме Союза пенсионеров России «Социальная адаптация, поддержка и здоровье пожилых людей в современном обществе» главный внештатный гериатр Минздрава России, директор Российского геронтологического научно-клинического центра РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России Ольга Ткачева сообщила, что в рамках федерального проекта «Старшее поколение» в 7 пилотных регионах запущена комплексная программа по профилактике падений и переломов. Это Белгородская, Воронежская, Волгоградская, Калужская, Самарская области, Пермский край и Башкирия. В 2022 году к этому проекту присоединятся еще 10 регионов, в 2023 году участниками пилота будут 2 субъекта России, а с 2024 года — вся территория страны. Программа предусматривает не только профилактику и лечение остеопороза, но и оказание ВМП — операций по эндопротезированию суставов. Важно, что в этом году принято шесть новых рекомендаций по гериатрии, которые затрагивают не только падения и переломы, но и такие проблемы пожилых людей, как старческая астения, когнитивные расстройства, хронические боли, недостаточность питания, недержание мочи. По данным рекомендациям будут разработаны стандарты, которые должны стать основанием для финансирования медицинской помощи по этим направлениям в рамках ОМС.