По предварительным оценкам Института социальной политики НИУ ВШЭ, в России 9 из 10 человек остаются наедине с проблемой соцобеспечения. Государственная помощь — это чуть меньше 300 тыс. мест при потребности в 3,8 млн нуждающихся. А повышение пенсионного возраста разгоняет спрос на стационарный уход так, что к концу десятилетия нужно будет уже 634 тысячи мест. Как на эту проблему отзывается частный сектор, в беседе с Владимиром Букреевым, основателем и руководителем национальной сети для пожилых людей «МИРРА» 
(член Национальной ассоциации участников соцобслуживания), узнавал корреспондент нашего журнала.

— Среди моих клиентов растет доля пожилых людей 40-х годов рождения. Их детям сейчас 55-60 лет — это первое поколение, которым в связи с пенсионной реформой (2019-2028 гг.) нужно дольше работать, и поэтому кто-то должен помочь им с заботой о родителях. Частный сектор очень быстро отзывается на существующую потребность. Но в отличие от государственной системы соцобслуживания, которая стремится к 2025 году построить 10 тыс. мест в новых домах престарелых, у частных компаний такая возможность даже не просматривается. В нашем секторе нет длинных денег, нет инвесторов. Только частные средства и собственные сбережения. Например, государство тратит 2-3 млн рублей на создание одного комфортного места и заложило на эти цели 50 млрд рублей.

Мы же пошли другим путем: приспосабливаем для организации ухода за пожилыми людьми недвижимость, которая уже построена и оказалась невостребованной. В нашей стране это особняки и коттеджи. Выбор таких велик в любом региональном центре, их размер вполне достаточен, чтобы открыть пансионат сопровождаемого проживания на 20-25 человек. Этот формат позволяет быстро удовлетворить локальный спрос и снять напряженность в обществе. Чрезвычайные происшествия и скандалы с пансионатами для пожилых людей в России — это результат пока недостаточного финансового состояния в отрасли. К примеру, исследование мировых рынков ухода Европы, Азии, США и Израиля, которое было проведено «МИРРА» в рамках проекта Future Tech Агентства инноваций Правительства г. Москвы вместе с РАНХиГС, показывает, что в мире нет социальной услуги дешевле четырехкратного регионального размера пенсии, а в России, наоборот, отсутствует платежеспособный спрос, превышающий двукратный размер пенсии.

Да, в мире множество форматов ухода за пожилыми людьми в частном секторе коттеджей. Например, в Италии это C.A.S.A. famiglia (домашний формат на 12 человек в коттедже на севере и до 20 человек на юге страны). Россия же может показать пример успешного собственного пути в индустрии заботы. Социальным предприятиям благодаря всеобщей бесплатной системе здравоохранения не нужно тратить средства клиентов на создание медицинского звена. Нужно использовать привилегию, которую дает бесплатная медицина, удешевляя себестоимость социальных услуг. Частные пансионаты встраиваются в систему социального и медицинского обеспечения в любом регионе страны и могут быть рентабельны даже за две пенсии. Фактически остается нерешенным лишь вопрос правового регулирования, который и мешает инвесторам работать на этом рынке. В России не артикулирована деятельность сопровождаемого проживания. Не описаны возможные форматы и порядок работы. А ведь индустрия ухода — это способ вернуть в экономику пожилых, которые иначе выключены из нее как активные потребители. Частный социальный сектор мультиплицирует финансы, разгоняет оборот средств в смежных отраслях, развивает инновации и возвращает миллионы потребителей в экономику. Время решать.