Ярослав Евгеньевич, участники всероссийских онлайн-конференций, состоявшихся на платформе нашего журнала, и отраслевые эксперты в ходе проведенного социологического исследования предложили законодательно закрепить за федеральными органами власти контроль реализации в субъектах РФ принципов и полномочий органов власти, изложенных в ФЗ № 422, а также в других правовых актах федерального уровня в сфере социального обслуживания, предусмотреть меры ответственности региональных властей за их несоблюдение. По вашей оценке, обеспечивают ли субъекты РФ самостоятельную реализацию требований ФЗ № 422? Используются ли на местах в полном объеме инструменты эффективности, заложенные законодателем в указанном законе?

Наша работа как законодателей — создать и отточить некую нормативную рамку, а вот полотно в ее пределах — задача органов исполнительной власти. И если смотреть со стороны этой «рамки», процессы могут выглядеть весьма эффективно. Но так ли это в пределах самого полотна реализации? И как вся эта система выглядит со стороны получателя соцуслуг? Здесь очень важно оценивать в комплексе и с независимых позиций. Поэтому, считаю, предложенное экспертами заслуживает внимания и тщательного обсуждения.

Для меня главные критерии эффективности — качество и оперативность оказываемой социальной помощи на местах. А как это отследить вне сухих отчетов? Тем более, отсутствие массированного потока жалоб от получателей соцуслуг вовсе не говорит об их качестве. Нужно посещать регионы и оценивать ситуацию лично. Поэтому так важны и персональные поездки на региональных неделях, и регулярные выездные заседания комитетов Госдумы. Их частота, кстати, увеличилась в два раза в нынешнем году благодаря принципиальной позиции нашего спикера Вячеслава Володина.

Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов в 2024-м посетил Ставрополье, Кузбасс, Хакасию и Коми. В каждом субъекте знакомились с социальной инфраструктурой, обеспечивающими ее организациями и специалистами. Конечно, на местах не обходится без определенных шероховатостей, но их зачастую перекрывают уникальные нестандартные решения. Например, в Ставрополье силами филиала фонда «Защитники Отечества» и Краевого лечебно-реабилитационного центра организован прокат технических средств реабилитации.

Не секрет, что сбор документов и предоставление ТСР — процесс небыстрый. Вот в субъекте нашли промежуточное решение: пока ждешь, например, собственную «умную» трость, можно взять аналог напрокат. А Кузбасс — один из первых регионов, организовавших лечение, протезирование и обслуживание вживленных конструкций для участников СВО в одном месте. Не должны инвалиды боевых действий бегать с бумажками по инстанциям, чтобы в одном месте получать лечение, в другом — протез, а в третьем — его обслуживание. Сегодня уже на федеральном уровне пришли к тому, что необходимо организовывать такой комплекс услуг в едином бесшовном формате.

Вообще, выездные мероприятия Госдумы — это и обмен практиками, и наработка вертикальных связей, и решение региональных проблем на федеральном уровне. Поэтому такой формат наш комитет будет обязательно практиковать и дальше.

По вашему мнению, каким образом можно добиться соблюдения антимонопольного законодательства при его реализации в отношении поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм и форм собственности?

Против монополий инструмент один — здоровая конкуренция. Для этого каждый получатель социальной услуги должен рассматриваться как дорогой во всех смыслах клиент, которого нужно привлечь и удержать. Поэтому я — за разнообразие поставщиков, за повышение качества оказываемых ими услуг, но и за жесткий контроль их работы.

Сейчас поставщиком социальных услуг может быть любое юрлицо или ИП. Лицензия для этого не требуется. Как и включение в реестр сегодня добровольная опция. Как итог — большинство негосударственных поставщиков, оказывающих услуги в стационарной форме, не состоят в реестре. И ни один не имеет лицензию. Как, спрашивается, государству их контролировать? Если о нарушениях мы узнаем по жалобам или из новостей: то случайно отравили кого-то, то не соблюли нормы и допустили пожар... Не такой ценой должна создаваться конкурентная среда. Поэтому включение в реестр поставщиков и лицензирование деятельности в сфере соцобслуживания должны стать обязательными. Только при таких условиях мы сможем добиться обеспечения безопасности и достойного уровня оказания услуг.

Как вы оцениваете идею унификации правового регулирования социального обслуживания на всей территории России по примеру таких сфер, как образование и здравоохранение?

С одной стороны, к этому можно и нужно стремиться. Однако унификация хороша в отношении набора базовых услуг. А если регион имеет возможности, подкрепленные собственным бюджетом, для дополнительной помощи? Зачем его в этом ограничивать? И, напротив, как заставить другой субъект соответствовать этой планке? Так сложилось, что каждый регион устанавливает дополнительные меры поддержки в зависимости от местной специфики. Скажем, одним нужно стимулировать рождаемость, а другим — сдерживать отток населения из-за суровых климатических условий. Разные задачи — разные льготы.

Хороший пример сбалансированного решения — социальная поддержка участников СВО. С одной стороны, есть федеральные меры поддержки — они универсальны. Но каждый субъект на эту нитку бус по возможности нанизывает дополнительные льготы: где-то транспортный налог отменили, где-то дрова семье дали, где-то путевку детям в лагерь предоставили. А дальше можно анализировать этот региональный опыт, его эффективность, возможность транспонирования на федеральный уровень.

получатель соц услуги.jpg

Обратная связь

На запрос федерального журнала «Социальная защита в России» Генеральная прокуратура РФ рекомендовала редакции для получения комментариев по вопросам совершенствования правового регулирования социального обслуживания, применения антимонопольного законодательства обратиться в Федеральную антимонопольную службу и Министерство труда и социальной защиты России.

ФАС России выразила готовность продолжить дальнейшее взаимодействие с журналом в рамках своих полномочий, ответить в очередных выпусках издания на все вопросы редакции, касающиеся применения антимонопольного законодательства.

Минтруд России заявил о готовности предоставить журналу необходимую статистическую и справочную информацию, относящуюся к теме социального обслуживания граждан.

Важным итогом проведения в 2022-2024 годах на платформе журнала всероссийских онлайн-конференций, посвященных рассмотрению наиболее проблемных вопросов в сфере социального обслуживания граждан, является признание отраслевыми комитетами Совета Федерации и Госдумы необходимости оптимизации текущего законодательства в сфере соцобслуживания, разработки подзаконных нормативных правовых актов, связанных с осуществлением равного доступа граждан к соцобслуживанию, установления единых базовых стандартов предоставления соцуслуг, разработки и принятия единого механизма финансирования по подушевым нормативам государственных и негосударственных поставщиков соцуслуг и требований по формированию единого правового регулирования и разрешения соцвопросов на всей территории России.