Проведенные нашим журналом исследования говорят о том, что персонифицированное финансирование комплексно применяется в субъектах РФ в размере от 2% до 22% от всего объема финансирования социальных услуг региона. При этом государственный регулятор в каждом субъекте является одновременно законодателем, распорядителем бюджета, заказчиком и контролером, а также поставщиком соцуслуг. Между тем ФЗ № 442 содержит инструменты повышения эффективности и качества работы в данной сфере: индивидуальные программы предоставления социальных услуг, подушевые нормативы финансирования. Считаете ли вы, что описанная ситуация приводит к конфликту интересов? Какие, на ваш взгляд, необходимо принять меры законодательного характера, стимулирующие в регионах переход от монопольных (только государственных) к рыночным механизмам развития социального обслуживания населения?
Федеральный закон № 422 достаточно четко выстраивает нормативно-правовые рамки, в пределах которых регионы могут реализовывать свои полномочия по оказанию услуг в соцобслуживании. А принятые в конце 2024 года изменения в ФЗ № 189 «О государственном (муниципальном) социальном заказе...» вообще не оставляют разночтений в данном вопросе. Теперь соцзаказ действует во всех субъектах без ограничений, отбор исполнителей и конкуренция между ними зависят только от соответствия необходимым условиям. Это ли не конкурентный подход?
Другое дело, что разнообразие поставщиков, исполнителей должно приводить к качественному росту оказываемых услуг. А для этого нужен более жесткий контроль за деятельностью как государственных, так и частных организаций. Но госорганизациям деваться некуда: они все в обязательном порядке находятся в реестре поставщиков, их можно проверить, отследить, обжаловать качество работы. А вот с частниками ситуация куда более сложная. Включение в реестр для них не обязательно. Лицензирования деятельность, связанная с предоставлением соцуслуг в стационарной форме, не требует. Выявить нарушения, доказать несоответствие оказываемых услуг крайне непросто.
Поэтому первоочередная законотворческая задача — обеспечить государственный надзор и доступ контролирующих органов во все организации, оказывающие соцуслуги в стационарной форме. Для этого необходимо ввести обязательное лицензирование. Разработка соответствующего законопроекта идет уже несколько лет. Мы с депутатами предлагали свои инициативы, Минтруд пытается доработать собственную версию, учитывающую интересы всех ведомств. Какой бы вариант ни был выбран в качестве отправной точки, его нужно внедрять как можно скорее.
Считаете ли вы, что настало время исследовать сложившийся в России за десять лет опыт социального обслуживания, изучить успешные модели и накопившиеся проблемы при внедрении инновационного для нашей страны ФЗ № 442 и выработать государственную политику по распространению положительного опыта и исправлению допущенных ошибок?
Анализом качественных и количественных показателей, связанных с реализацией тех или иных нормативных актов, федеральных и региональных программ, конкретных механизмов социального обслуживания граждан на регулярной основе занимается Минтруд. Это его полномочия. Важную роль (опять же в меру возложенных законодательством возможностей) играет и Счетная палата. У законотворцев такой задачи нет, однако и мы вносим свой посильный вклад. Так, Комитет Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов взял за правило регулярно проводить выездные заседания. В таких поездках мы с коллегами знакомимся с социальной инфраструктурой конкретного субъекта, обеспечивающими соцобслуживание организациями и специалистами. Изучаем лучшие региональные практики. Полученный массив данных становится основой для разработки различных предложений, с которыми можно выходить к правительству и Госдуме.
Эксперты считают, что на всей территории России необходимо обеспечить универсальный характер индивидуальной программы получателя социальных услуг, включая детей с инвалидностью, с возможностью получения этих услуг в полном объеме независимо от региона пребывания гражданина, а для этого разработать и внести изменения в ФЗ № 442 и соответствующие подзаконные акты. Как вы относитесь к подобной инициативе?
Доступность необходимых социальных услуг в полном объеме на всей территории страны базово предусмотрена в ФЗ № 442 и еще целом ряде нормативно-правовых актов. Но как соцобслуживание может не зависеть от региона пребывания, если его обеспечение — полномочия субъектов? Региональные программы, бюджеты, расходы — все зависит от количества получателей услуг и строгого финансового планирования.
А теперь давайте представим: субъекты не знают, сколько таких получателей. Не знают, какое число соцучреждений нужно. Не знают размеры и количество выплат... Вы только вообразите, какие неразбериха и повсеместное нарушение прав могут начаться! Ведь если граждане не в конкретном регионе обслуживаются, а в любом «по месту пребывания», где-то их окажется слишком много, а где-то вообще не будет. Кто-то услугу или выплату дважды получит в разных субъектах, а кто-то вообще без помощи останется. Этого никак нельзя допустить.
Наша общая задача — разглаживание лишних заломов и швов в полотне социального обслуживания. И, конечно, повышение его качества на местах. Для этого систему нужно упрощать, а не усложнять.
Внесение любых изменений в законодательство — важная и ответственная работа, требующая высокой профессиональной подготовки, серьезной организации законотворческого процесса. Тем более, в соцсфере, ведь для России как социального государства всегда важными были различные механизмы помощи и поддержки. Как, по вашему мнению, могла бы происходить эта работа?
Социальная политика — важнейший нормотворческий блок, и к нему всегда было и будет особое внимание президента, депутатов, сенаторов, членов кабмина — всех, от кого зависит принятие ключевых для нашей страны решений. И эта ювелирная работа, считаю, не должна останавливаться. Коллективно мы делаем большое общее дело, вытягивая социальную «репку» с ее перекосами, недочетами и брешами. И однажды непременно выйдем на урожай, приносящий достойный уровень обеспечения и поддержки всем, кто в этом нуждается.
Этот выпуск нашего журнала приурочен к 80-летию Великой Победы. Что бы вы пожелали по случаю праздника редакции и членам редсовета — ведущим отраслевым экспертам России в их совместной с органами власти работе по дальнейшему повышению качества, эффективности и доступности социального обслуживания в стране?
И редакции журнала, и экспертам, и, вообще, всем россиянам — мои самые теплые поздравления с юбилеем Великой Победы. В непростые времена информационных войн и регулярно переворачиваемых смыслов 9 Мая — это триумф, который никто никогда не сможет у нас отнять. Это наш генетический код, заточенный на крепкую волю, благодарность и очень бережно хранимую память. Это то, что сформировало нашу национальную идентичность и должно как знамя передаваться из поколения в поколение.