О некоторых инициативах мы попросили рассказать председателя Комитета Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Нилова.


Ярослав Евгеньевич, в чем, на ваш взгляд, будет состоять основное преимущество универсального пособия, которое Правительство РФ предложило ввести с 1 января 2023 года? Кто сможет воспользоваться им и почему его использование будет удобным? Что необходимо для того, чтобы данный инструмент сработал максимально эффективно?

С этой инициативой пришлось изрядно потрудиться, а ко второму чтению текст документа и вовсе был серьезнейшим образом переработан. В результате мы ушли от использования терминологии «универсальное пособие». Теперь это «пособие гражданам, имеющим детей». Все три чтения позади, так что весь объем необходимых поправок депутатским корпусом поддержан.

Основной функциональный замысел законопроекта продиктован практической необходимостью — свести воедино в рамках одного документа все то, что сегодня регулируется различными нормативно-правовыми актами, включая указы президента и действующие законы. Под эгидой пособия семьям, имеющим детей, заложен новый, более прозрачный и рациональный подход к старым выплатам. То есть объединение законодательной базы, общие подходы к определению критериев нуждаемости и сам формат выплат — одна вместо нескольких. Ну и, конечно, дебюрократизация процедуры оформления таких выплат. Это особенно важно для семей, где воспитываются несколько детей. Ведь что сейчас происходит? В зависимости от возраста малыша нужно раз в несколько лет собирать пакет документов, требуемых для назначения каждого пособия. В это же время система межведомственного взаимодействия сегодня позволяет минимизировать число бумажек и количество обращений, сократить ненужный и явно лишний объем документооборота. Оставалось только на практике закрепить этот механизм законодательно, что и было сделано.

Для кого это пособие? Для тех, кто нуждается в социальной поддержке: беременных женщин и семей с детьми до 17 лет. Если семья попадает под критерии нуждаемости и в ней несколько детей до 17 лет, пособие будет назначено на каждого из них.

Чтобы новое пособие сработало максимально эффективно, необходимо, во-первых, чтобы имеющие право на соцподдержку своевременно за ней обращались, и, во-вторых, чтобы регионы, которые будут финансировать реализацию закона самостоятельно, не злоупотребляли в вопросе определения критериев нуждаемости. Закон вступает в силу с 1 января 2023 года. 1,7 трлн рублей из федерального и региональных бюджетов будет направлено на поддержку всех нуждающихся семей с детьми в рамках нового пособия.

Мелитополь Крым 07-08.10.2022-216.jpg

Насколько активно бизнес участвует в развитии социальной сферы? Какие меры предпринимаются для того, чтобы данное взаимодействие было наиболее продуктивным? И как можно усилить коллаборацию бизнес- и соцнаправления?

Социальная включенность предпринимательского сообщества ценилась во все времена, и сегодня на фоне беспрецедентного санкционного давления и общего экономического спада эта тема звучит еще актуальнее. Социально ориентированный бизнес даже в сложное время продолжает поддерживать свои проекты, направленные на поддержку благотворительных некоммерческих организаций, протекцию участников СВО и их семей, оказание гуманитарной помощи нуждающимся. В узком смысле социальное «бремя», которое компании берут на себя в добровольном порядке, не обязательно касается широкого круга лиц. Это могут быть и сотрудники самой организации. Многие компании стараются создать такие условия, чтобы их работники были обеспечены комфортным жильем, дополнительным страхованием, расширенным спектром платной медпомощи. Кто-то компенсирует своим специалистам затраты на проезд, занятия спортом, путевки в оздоровительные учреждения и детские лагеря. Один из ярких примеров социально ответственного бизнеса — «Доробуж», завод по производству азотных удобрений в Смоленской области. Там начали внедрять различные механизмы соцподдержки сотрудников, когда это еще не было так модно, как сейчас. Дополнительная качественная медпомощь предоставляется не только действующим работникам и их семьям, но и пенсионерам, которые когда-то трудились на предприятии.

А вообще это, конечно, дорога с двухсторонним движением: синергетический эффект от взаимодействия бизнеса и государства социальная сфера сможет почувствовать, когда проявится максимальная взаимная заинтересованность. Если на государственном уровне предоставить весь необходимый стимулирующий инструментарий в виде налоговых льгот, определенных преференций, грантов, компенсаций (что, кстати, частично уже закреплено в законодательстве), это позволит бизнесу чувствовать себя комфортно и активнее включаться в социальную повестку.

Как ваш комитет участвует в законодательном сопровождении обеспечения жителей новых территорий, вошедших в состав РФ, социальной поддержкой и защитой?

Надо понимать, что для обеспечения социальной поддержки новых территорий требуется выполнить ряд задач. В первую очередь необходимо унифицировать законодательство. Дальше — актуализация данных нуждающихся в получении господдержки граждан, встраивание в общую систему работы органов соцзащиты и налаживание процесса выплат.

Поэтому мы достаточно плотно взаимодействуем с профильными ведомствами ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, особенно в части консультирования по стандартизации нормативно-правовой базы. Пока наиболее конструктивно эта работа идет с парламентами Донецкой и Луганской республик. Летом на базе Госдумы у нас состоялось совместное заседание с коллегами из профильного комитета Донецкой Народной Республики. Одним из спикеров на встрече выступала глава Комитета Народного Совета ДНР по труду, социальной политике и делам ветеранов Юлия Крюкова, представляющая фракцию «Донецкая Республика».

В республике пока сохраняются проблемы с трудовым и пенсионным законодательством, приходится соединять воедино законодательные базы нескольких субъектов. Сложность здесь в том, что унифицировать необходимо и подход к определению трудового стажа, и формируемые пенсионные коэффициенты, и возрастной порог для выхода на пенсию… И для отладки такого механизма необходимо множество документов, в том числе те, которые должны помочь людям подтвердить критерии нуждаемости, доходы, стаж. Зачастую эти данные по объективным причинам безвозвратно утеряны.

Помимо назначения пенсий и урегулирования трудовых отношений, непростая ситуация с усыновлением сирот. Здесь камни преткновения — утерянная документация и необходимость законодательного урегулирования. И если с восстановлением документов мы помочь не в силах, то в части обновления юридической базы члены Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов и его аппарат в Госдуме — к услугам коллег из новых российских регионов. Все депутаты, работающие в социальном комитете, известны своей активной общественной и волонтерской деятельностью. Это и защита прав инвалидов, и поддержка сирот, и работа с поисковыми отрядами, и взаимодействие с профсоюзами. У каждого члена комитета — свой блок специализации и плюс общественная работа. И они всегда готовы проконсультировать коллег по любым вопросам.