Феномен социального сиротства, когда ребенок при живых родителях попадает под опеку государства, несмотря на все усилия общества, все еще довольно распространен в России. Для того чтобы свести число таких случаев к минимуму, нужны адресная помощь, причем не только материальная, скоординированная работа органов опеки и общественных организаций, а также проработанное законодательство в этой сфере.

Комплексная работа по укреплению семьи, улучшению ее материального и социального положения, пристальное внимание к жизнеустройству детей со стороны федеральных и региональных органов власти дает свои плоды. Число детей-сирот в России в 2021 году уменьшилось на 6% по сравнению с предыдущим годом. А всего за три последних года число сирот уменьшилось почти на 20%. Правительство оценивает число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в более чем 400 тыс. человек. При этом 89% от общего числа детей находятся на воспитании в замещающих семьях. Детский омбудсмен Мария Львова-Белова отмечает, что за последние пять лет на 27,7% сократилась численность воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Число же образовательных учреждений данного типа уменьшилось на 10,3%.

Сиротство по наследству. Директор благотворительной организации «Детские деревни — SOS» Николай Слабжанин объясняет, что детей, которые живут и воспитываются в российских детских домах, можно разделить на три категории: дети-сироты, чьи родители умерли; социальные сироты — их родителей или опекунов лишили родительских прав и так называемые дети «по заявлению». Из 47 тыс. детей, которые в России сейчас нуждаются в устройстве в семьи, только у 1% погибли оба родителя. «Социальные сироты — это дети, которые имеют родителей, но воспитываются в государственных учреждениях, а не в родных семьях. Причины бывают разные: родителей лишили родительских прав или ограничили в правах, родители отказались от ребенка, их признали недееспособными», — говорит Николай Слабжанин. Эксперт поясняет, что каждый четвертый ребенок в российском детском доме относится к третьей категории. «Из-за тяжелого материального положения семьи или болезни ребенка родители просят временно забрать их сына или дочь. «По заявлению» дети могут находиться в детдомах годами. Количество сирот в последние годы снижается, но детей, которые попали в детский дом по заявлению родителей, не становится меньше», — отмечает он.

Как отмечают эксперты, одной из основных причин социального сиротства является неблагополучие семьи: психологические заболевания, алкогольная и наркотическая зависимости у родителей, заключение опекунов в места лишения свободы. Это опасно тем, что в этом случае ребенок рискует вступить на тропу маргинального образа жизни и повторить судьбу своих родителей. Лишение родительских прав из-за алкогольной зависимости является наиболее распространенным основанием попадания ребенка в детское учреждение. В исследовании Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко утверждается, что алкоголизм становится причиной социального сиротства в 40% случаев. Чтобы все дети росли в семьях, нужно параллельно решать две задачи: проводить профилактику социального сиротства и устраивать детей из детских домов и домов ребенка в семьи, уверен Слабжанин. Этой проблемой в России занимаются разные службы: за профилактику сиротства и работу с неблагополучными семьями отвечает соцзащита, с мамами, которые решили отказаться от ребенка в роддоме, работает Минздрав, органы опеки и попечительства работают с приемными семьями, а комиссии по делам несовершеннолетних работают с детьми, которые оказались в сложных ситуациях. Ведомств много, и действуют они разрозненно. Чтобы эффективно решать проблему, нужен единый орган, в котором государственные специалисты и представители НКО вместе бы помогли ребенку найти подходящую для него семью. «В профилактике сиротства сейчас работает заявительный принцип — если семья сталкивается с кризисом, она говорит о своей проблеме и просит поддержку. Профильное ведомство разово поддерживает и забывает об этой истории. Мало кто разбирается в причине проблемы. Может быть, родители потеряли работу, после развода у одного из родителей началась депрессия или в семье начали пить», — рассказывает Слабжанин.


Наставник на путь истинный. Аппарат благотворительной деятельности состоит из многих различных организаций. Это детские учреждения, организации по оказанию гуманитарной помощи малоимущим, волонтеры, осуществляющие психологическую помощь, программы наставничества для детей-сирот. Некоммерческие организации сотрудничают в целях оказания полноценной всесторонней помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Значительная часть работы с социальными сиротами сегодня возложена на некоммерческие благотворительные организации, главная задача которых — оставить ребенка в родной семье. Председатель Совета Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александр Спивак отмечает, что деятельность его организации прежде всего направлена на выявление кризиса в семьях и проактивное предложение услуг, призванных восполнить недостающие социальные компетенции, знания, навыки и иные внутрисемейные ресурсы для преодоления трудной жизненной ситуации. «Существующие отдельные практики, социальные технологии, услуги должны стать не существующими сами по себе, а встроиться в комплексную систему помощи, которая решала бы эту задачу», — уточняет Александр Спивак.

Благотворительный фонд «Я без мамы» осуществляет программу «Счастливая семья», рассказали «Социальной защите в России» его представители. В рамках этой инициативы оказывается помощь многодетным, неполным, приемным, воспитывающим детей с инвалидностью, опекунским семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. «Мы помогаем в тех ситуациях, когда можно помочь взрослому справиться со сложностями, чтобы дети вернулись в семью, и главное — не допустить помещения ребенка в социальное учреждение», — отметили в фонде. Некоммерческая организация «Старшие Братья Старшие Сестры» реализует программу индивидуального наставничества для детей. Суть программы наставничества заключается в том, что подготовленные волонтеры становятся «значимыми взрослыми» для ребенка, который остался без попечения родителей. Организация в том числе помогает сохранить целостность семьи в трудной жизненной ситуации, говорит исполнительный директор организации Нина Воронцова. «Также, как и в случае с детьми, оставшимися без попечения родителей, мы подбираем ребенку волонтера-наставника, который выслушает, поймет, направит в выборе ориентиров, поможет научиться чему-то полезному и избежать дурной компании», — отмечает она.

Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения учредил имеющую лицензию образовательную организацию, которая постоянно реализует курсы повышения квалификации специалистов по темам, связанным в том числе с профилактикой сиротства. Представители фонда считают одним из ключевых факторов профилактики социального сиротства профессионализацию специалистов сферы, в связи с этим была издана «Рабочая книга специалиста» с кейсами из практики. Председатель совета фонда заявляет о необходимости ввода специализации «куратора случая», компетентность которого не должна уступать уже существующим специалистам. «Необходимо закрепить институт «куратора случая», ответственного за диагностику ситуации и разработку (совместно с семьями) планов профилактической работы. Наличие куратора — главный ключ к организации процесса помощи семье, оно дает возможность не прерывать его, поддерживать постоянное взаимодействие с семьей, организовывать процесс реабилитации, мотивировать семью на изменения, преодолевать возникающие по ходу трудности», — объясняет Александр Спивак.

Национальный фонд также оказывает содействие органам власти, муниципальным образованиям, учреждениям во внедрении профилактических услуг, проводит исследования лучших практик, анализ региональных систем профилактической работы с выработкой практических рекомендаций. «Мы реализуем заказы госорганов, а также привлекаем грантовые и благотворительные средства на эту работу — успешно выполнено более 30 проектов», — говорит эксперт.

Важным шагом в работе над проблемой социального сиротства является координация всего профессионального сообщества, а лучшие практики в этом направлении должны стать «настольной книгой» для всех, кто этим занимается. Так, в феврале этого года семь благотворительных фондов, реализующих программу наставничества, встретились, чтобы создать Содружество наставнических программ и действовать вместе для того, чтобы развивать программу наставничества по всей территории РФ. Обмен экспертизой является действительно важным компонентом в некоммерческой деятельности, особенно на региональном уровне. Фонд «Старшие Братья Старшие Сестры», работающий с 2003 года, накопил большой опыт в благотворительной деятельности, рассказала Нина Воронцова, сотрудники фонда проводят исследования в области и работают над распространением собственного опыта. «Мы заинтересованы в том, чтобы у нас в стране были благополучные дети. Поэтому мы обучаем другие фонды практикам наставничества, готовы отвечать на вопросы и активно поддерживаем это направление», — отмечает она.

Государство — в игре. Конечно, НКО и благотворительные фонды вряд ли смогли бы вести активную и эффективную деятельность без поддержки государства. Так, почти все опрошенные организации являются грантополучателями, причем на постоянной основе. К примеру, фонд «Старшие Братья Старшие Сестры» получил грант, поддерживающий региональное развитие программы. «В регионах запрос на программу наставничества очень велик, и именно благодаря грантам мы уже активно открываем региональные отделения, чтобы помочь большему количеству детей. Мы видим очень большой запрос на наставничество и, выходя в новые регионы, помимо того, что мы развиваем нашу программу, действующую по стандартам, которые обеспечивают результат для ребенка, его безопасность, безопасность волонтера, делимся экспертизой для того, чтобы развивалось сообщество и росла профессионализация в области организации таких программ, как наша, в тех регионах, где мы действуем. Сейчас мы делаем это из Москвы и Санкт-Петербурга, но в будущем планируем, что наши специалисты из всех отделений, которые открылись в регионах, будут выполнять эту роль уже для других организаций, волонтеров, сотрудников социальных служб для того, чтобы усиливать эти практики на местах, и мы считаем это частью нашей миссии», — рассказывает Нина Воронцова. О важности для государства темы семьи и детей говорится на высоком уровне, а с 2018 года в стране реализуется проект «Десятилетие детства», в рамках которого огромное внимание уделяется социальному благополучию самых маленьких россиян. Самая значительная часть работы проделывается на региональном уровне, каждый субъект в обязательном порядке должен был разработать план мероприятий, сейчас большинство из них активированы и вносят значительный вклад в формирование грамотной демографической политики. Решение проблем социального сиротства — одна из ключевых для Новосибирской области в рамках проекта, рассказали в отделе межведомственной координации вопросов демографической и семейной политики министерства социального развития региона. В частности, в субъекте поэтапно решается проблема социального обеспечения сирот, в том числе жильем. Снижается число воспитанников соцучреждений Новосибирской области, в одном из крупнейших — Барабинском доме социальной реабилитации несовершеннолетних — за последние пять лет помогли найти приемных родителей почти для 600 ребятишек.