Владимир Хацкелевич, вы прекрасно знакомы с методиками работы советской и российской геронтологии. Каковы их ключевые отличия?

В Советском Союзе геронтология была сосредоточена в УССР. В 1958 году в Киеве открыли первый в стране Всесоюзный институт геронтологии АМН, где работали видные геронтологи, имеющие солидный авторитет за рубежом: руководитель института, академик Дмитрий Чеботарев, академик АН УССР Владимир Фролькис, академики АМН Украины Геннадий Бутенко и Олег Коркушко. Более 30 лет руководит институтом академик НАМН Украины Владислав Безруков, одно время он работал в ВОЗ.

Институт имел колоссальный опыт изучения геронтологии и гериатрии в международном масштабе. В 1972 году на базе именно этого института проходил IX Конгресс Международной ассоциации геронтологии и гериатрии. Институт стал ведущим геронтологическим центром в СССР, полностью специализирующимся на изучении фундаментальных проблем старения.

Но это был единственный в своем роде такой центр, вся работа была сосредоточена в Киеве. Хотя вопросами геронтологии уже занимались профессор Владимир Дильман в НИИ онкологии им. Н. Н. Петрова в Ленинграде (ныне Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н. Н. Петрова), профессор Владимир Анисимов, являющийся сейчас президентом Геронтологического общества РАН. Очень важно было иметь зарубежные научные публикации, а их в СССР по геронтологии имелось не очень много.

Современная российская геронтология более многоплановая. В эту сферу вовлечены научные сотрудники, клиницисты со всей страны, начиная от Якутии, где сосредоточена эффективная геронтологическая служба.

Еще одно отличие — в СССР не существовало научной специальности по геронтологии и гериатрии в соответствии с классификацией ВАК (Высшей аттестационной комиссии). Она была создана позднее, уже в России, благодаря совместным усилиям Геронтологического общества и нашего института. Мы сумели доказать, что научная специальность «геронтология и гериатрия» для ВАК необходима как воздух.

А сейчас отличия от зарубежной геронтологии сохраняются?

Как наука геронтология в СССР начала активно развиваться, но не было сообщества геронтологов как такового. В 1992 году, уже в России, был создан Санкт-Петербургский институт биорегуляции и геронтологии, а в 1994-м появилось Геронтологическое общество при РАН. Сейчас по всей стране работают 50 его региональных отделений. В 1999 году Геронтологическое общество РАН вошло в состав Международной ассоциации геронтологии и гериатрии. В 1997 году начал выходить специализированный журнал «Успехи геронтологии». Сегодня в Европе и США издается уже второй журнал — Advances in Gerontology («Достижения в геронтологии»). Оба журнала входят в список ВАК и в мировую базу данных Scopus (инструмент для мониторинга цитируемости статей в научных изданиях). Журнал Advances in Gerontology обладает солидным авторитетом и имеет высокий импакт-фактор (численный показатель цитируемости статей).

Конечно, зарубежные страны обладают большим опытом в гериатрии. Здесь нужно четко разделять: геронтология — наука о старении, а гериатрия — наука о лечении болезней у пациентов пожилого и старческого возраста. И именно успехи в гериатрии в Европе более яркие. Также за рубежом чаще, чем в России, проводятся научные мероприятия, конференции, семинары.

Разнятся и показатели. Например, в Европе, США, Японии, как правило, продолжительность жизни превышает 80 лет. Отличаемся мы пока и по пенсионному возрасту. За рубежом он в среднем 65 лет и выше. Но сейчас в России серьезно взялись за решение и этого вопроса.


Сегодня много говорится об активном долголетии. Жить долго и счастливо становится модным?

Активное долголетие — это априори здоровье человека, когда все органы находятся в хорошем состоянии и функционируют нормально. Прежде всего нужно думать о состоянии своего здоровья: своевременном выявлении отклонений, диспансеризации, которая позволяет выявлять заболевания на  ранних сроках, что также важно для активного долголетия. И моды тут никакой нет. Любой человек хочет и хотел всегда жить долго и счастливо. А для этого он должен работать над собой. Самый лучший врач — это сам себе человек! Он должен думать, что ему есть, пить, то же самое и со здоровьем. В заботе человека о собственном здоровье кроется один из главных резервов долголетия.

И каковы же первые шаги к долголетию?

Первое, что должен сделать человек, прочитав эту статью, — подумать, в каком состоянии его здоровье, какова его генетика, какие проблемы были у его родителей. Далее нужно сделать обследование: кардиограмму, УЗИ внутренних органов, биохимические анализы, в том числе липидограмму, коагулаграмму, узнать показатели углеводного обмена. Затем — планировать свое пищевое поведение. Например, если у человека высокий уровень мочевой кислоты и подагра, то ему нельзя есть баранину, которая, повышая уровень мочевой кислоты, усиливает развитие этой болезни. На все вопросы точно ответит доктор, который определит, насколько повышен уровень и есть ли необходимость в лекарственных препаратах. В идеале, если нужно, сделать генетический паспорт. Сегодня в России уже проводятся исследования, выявляющие гены предрасположенности к тем или иным заболеваниям: инфаркту, диабету, атеросклерозу, болезни Альцгеймера.

Прошли исследования. Что дальше?

Первый важнейший фактор активного долголетия — соблюдение биоритма. Днем нужно бодрствовать, а ночью спать. С полуночи и до трех часов в эпифизе мозга вырабатывается важный гормон — мелатонин, который регулирует эндокринную и иммунную системы организма, и, если человек в это время не спит, то выработка мелатонина нарушается. Кстати, в Европе ночная работа признана канцерогенным фактором. У людей, работающих по ночам, частота развития рака достоверно выше.

Второй ключевой фактор — ограничение калорийности питания. В свое время в США провели эксперимент. 20 лет шли испытания сначала на обезьянах, потом на людях, и было установлено, что ограничение калорийности питания на 20-30% за счет снижения употребления жиров и углеводов повысило качество жизни на 15-20%. Также это привело к снижению почти в два раза частоты развития диабета 2-го типа. Достоверно снизилось количество опухолей. Известный академик АМН СССР Федор Углов говорил так: «Из-за стола надо вставать чуть-чуть голодным». Мы с ним много общались, он всегда был строен, подтянут и прожил 104 года!

Геронтологи также советуют людям старшей возрастной группы не увлекаться мясом. Более безопасны мясо птицы и кролика, все виды рыб, особенно из местных водоемов. Мясо — не чаще двух раз в неделю, и лучше телятина, чем свинина. Важно употреблять больше овощей и фруктов, особенно произрастающих в той полосе, где человек живет. При этом овощи, фрукты, ягоды нужно употреблять с минимальным количеством сахара.


Существует ли единый рецепт здорового питания для всех?

Мне очень понравился ответ на этот вопрос президента России. Когда спросили, какую диету он предпочитает, Владимир Владимирович сказал, что никакой диеты нет, все — в умеренном количестве. Действительно, здоровому человеку нужно есть все, но в разумных объемах. Вредные продукты, те же копчености, не должны быть системой. Не стоит забывать об исконно русской кухне: квашеной капусте, салатах из свеклы, моркови с подсолнечным маслом, репчатым луком. Российские продукты являются основой нашего традиционного питания, механизм которого выработан веками.

Эти же принципы применимы для ведения здорового образа жизни?

К соблюдению биоритма и здоровому питанию необходимо добавить движение и физкультуру. Это третий фактор. И не спорт или фитнес, а именно физические упражнения, двигательная активность. В день нужно проходить по 5-10 тыс. шагов. Это надо делать в парке, по мягким тропинкам или дорожкам. Очень полезна скандинавская ходьба: стимулируется сердечно-сосудистая деятельность, тонизируются клапаны сердечно-сосудистой системы, нормализуется перекачка крови сердцем. Подойдут и занятия в бассейне. И, главное, как можно больше находиться на свежем воздухе, а не сидеть в изоляции дома. Гиподинамия — враг здоровья человека старшей возрастной группы.

А вредные привычки?

Несомненно, здесь важен вопрос воспитания, все идет из детства, когда человеку с пеленок внушают, что курение и алкоголь — вещи несовместимые с ЗОЖ. Курение я называю растянутым самоубийством. И злоупотребление алкоголем крайне вредно для организма: это разрушает печень, пищеварительную систему. Особенно важен вопрос качества алкоголя. Должно быть известно, кто и где его произвел.

Также вредно пожилым людям смотреть психологически тяжелые фильмы, которые разрушают нервную систему. А вот концерты, музыка, наоборот, являются лекарственным средством. Ритм классической музыки чрезвычайно полезен, очень физиологичен, у него такая же синусоидная траектория, как и у синтеза белков. Возможно, поэтому классическая музыка и имеет глубокое биологическое воздействие на организм человека.

По вашей оценке, достаточно ли мер поддержки пожилых людей, обозначенных в национальном проекте «Демография»?

Проект очень своевременный и нужный. Проводится большая работа по увеличению количества врачей-гериатров, числа коек гериатрического профиля в медучреждениях. Поставлена задача обеспечить доступность прохождения всех видов анализов для пожилых людей. Предоставление старшим возрастным группам возможности реализовать себя, заниматься творчеством, повышать компьютерную грамотность очень важно.

Расскажите о созданных вами пептидных биорегуляторах.

Впервые в истории СССР и России в 2011  году российский профессор Владимир Хавинсон был избран президентом Европейской ассоциации геронтологии и гериатрии. Само по себе это уже событие. Поводом для избрания стала разработка геропротекторов — препаратов, замедляющих старение. В данном направлении России принадлежит ведущая мировая роль, что признано всеми геронтологами Европы. В 2019 году меня пригласили уже занять пост финансового директора ассоциации. Совместно с профессором Владимиром Анисимовым было опубликовано около 100 научных статей, получено более 200 патентов, порядка 100 из них — международных.

Именно российские пептидные геропротекторы (пептиды, выделенные из органов молодых животных) находятся на лидирующих позициях в мире. С возрастом концентрация пептидов в организме уменьшается, и функции различных органов страдают, а введение этих веществ активирует синтез белков, восстанавливает функции иммунной, эндокринной системы, работу мозга, сетчатки глаза — практически всех основных систем организма. Это лекарственные препараты, которые вводятся внутримышечно.

Мы создали шесть новейших геропротекторов, которые доступны всем. Главное, помнить: все лечение — только через доктора. Самолечение недопустимо! И инициатива должна исходить от пациента: именно он должен задать вопрос врачу, какой геропротектор ему лучше подойдет. На сегодня лекарственные пептидные препараты уже получили более 20 млн пациентов.

Какое значение имеет для старшего поколения вакцинация?

Был такой случай в СССР. Вернулся в Москву из Индии художник, инфицированный оспой. Так за неделю вакцинировали несколько миллионов человек. И никто не противился: все понимали, что это нужно для защиты населения. А сейчас у нас начали путать демократию с гарантией безопасности общества. Все вдруг стали эпидемиологами и инфекционистами. Не имеет права человек без знаний и профессионального образования рассуждать и призывать к отказу от вакцинации других людей. Я считаю, это преступление.

Мы провели серьезные исследования и выяснили, что препарат «Тималин», известный еще с советских времен, в дополнение к стандартному лечению, значительно улучшил функции иммунной системы, свертывания крови, тем самым снизив риск развития тромбоза. И даже если человек выздоровел после ковида, «Тималин» нужно обязательно вводить. Да, заболеть после вакцинации можно, но болезнь будет протекать в гораздо более легкой степени. И опять же, вакцинация — тоже один из важнейших факторов долголетия. Ведь страшнее самого вируса осложнения после перенесенного заболевания. Поэтому вакцинация, особенно для пожилых людей, крайне важна: она поможет минимизировать последствия от COVID-19, и с этим не поспоришь. 


Досье | Владимир Хацкелевич Хавинсон. Советский и российский геронтолог, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный изобретатель РФ, иностранный член АМН Украины, основатель и директор АННО ВО НИЦ «Санкт-Петербургский институт биорегуляции и геронтологии», вице-президент Геронтологического общества РАН, президент Европейской ассоциации геронтологии и гериатрии (2011-2015 гг.). В 1971 г. окончил Военно-медицинскую академию имени С. М. Кирова. Сферы научной деятельности: геронтология, биохимия, иммунология, технологии антивозрастной медицины, разработка новых классов пептидных биорегуляторов. Автор более 1000 научных публикаций, 215 патентов в области геронтологии, биотехнологии, иммунологии, в том числе 110 международных патентов в США, Канаде, Австралии, Японии, Швейцарии и других странах. В 2016 г. награжден орденом Дружбы за большой вклад в развитие здравоохранения и медицинской науки, имеет 10 медалей и 4 почетных знака СССР и РФ, лауреат премии Национальной академии медицинских наук Украины, обладатель медали имени Пауля Эрлиха «За выдающиеся достижения в области профилактической и социальной медицины», присужденной Европейской академией естественных наук.