Ярослав Евгеньевич, какие направления работы стали ключевыми для Комитета Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов VIII созыва? Какие законопроекты удалось принять в 2021 году? Расскажите о ближайших планах возглавляемого комитета в текущем году.

Практически ежедневно в комитет поступают законопроекты от различных субъектов законодательной инициативы. К сожалению, большинство из них не поддерживается правительством, поскольку предполагают дополнительные расходные обязательства федерального бюджета. Но мы стараемся находить компромиссы и поступательно решать вопросы обеспечения мер социальной поддержки наших граждан. Этот баланс и есть ключевое направление нашей работы.

Говоря про прошлый год, стоит отметить большую работу, которая привела к принятию поправок в Трудовой кодекс, в закон о занятости, закон о соцзащите инвалидов, закон об обязательном пенсионном страховании, закон о минимальном размере оплаты труда — все это очень важные новеллы.

Прошлый год — это в первую очередь поправки в Трудовой кодекс: удаленная и смешанная занятость. Пандемия подтолкнула нас к появлению новых форм трудовой деятельности, что потребовало изменений в закон о занятости и дополнительных мерах соцподдержки. Серьезно был скорректирован закон об охране труда — это 10-й раздел Трудового кодекса, вступивший в силу 1 марта 2022 года. Чтобы эти коррективы появились, закон прошел серьезное обсуждение, вызвал бурную реакцию как среди населения, так и в экспертном сообществе, но в итоге было найдено компромиссное решение, и необходимые поправки в трудовом законодательстве появились.

Важные изменения были зафиксированы в пенсионном законодательстве: теперь граждане, которым была назначена повышенная пенсия за их продолжительную работу в сельской местности, сохраняют ее при переезде, выплата для них не уменьшается. Не менее важная законодательная новелла 2021 года — это урегулирование вопроса оказания мер социальной поддержки для семей с детьми. Как результат, ребенок может быть обеспечен от состояния эмбриона до совершеннолетия. Хотя еще недавно соцобеспечение после достижения ребенком 1,5 лет завершалось. Сейчас, если женщина соответствует критериям нуждаемости, она будет получать пособие с ранних сроков беременности и до исполнения ребенку 18 лет.

С прошлого года социально защищеннее стали люди с ограниченными возможностями здоровья. Здесь было принято несколько актуальных законов, в частности беззаявительный порядок назначения пенсий и дополнительные гарантии официального трудоустройства.

В планах Комитета Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов — продолжение работы с внесенными законопроектами и разработка новых. Сейчас в комитете на рассмотрении порядка 86 законодательных инициатив — это, кстати, один из самых высоких показателей среди думских комитетов. Так что работа предстоит масштабная. Вероятно, аппарат уполномоченного по правам человека в России вскоре будет с нашей помощью вносить свои инициативы. Обсуждали с омбудсменом Татьяной Москальковой такую возможность на одном из недавних заседаний комитета. Продолжаем плотно взаимодействовать с другими профильными комитетами Госдумы, Правительством, Министерством труда РФ.

В этом году, как и в предшествующие, нам предстоит работа над бюджетом следующего года. И весь блок социальной политики (в части бюджета) находится как раз в ведении нашего комитета. Поскольку пенсия была доиндексирована выше уровня официальной инфляции, очевидно, понадобится корректировка параметров бюджета Пенсионного фонда. Установление МРОТа тоже ежегодная процедура. Минимальный размер оплаты труда — одна из главных социальных величин. Сейчас она рассчитывается по новой методике, но при ее принятии прогнозная инфляция явно была не такой, какой станет, в том числе в связи с теми событиями, которые сейчас происходят в мире. Что еще в планах? Вопросы дополнительных мер социального страхования, вопросы ведения социального казначейства. Сейчас работа в этом направлении поступательно движется, законодательное регулирование уже идет.

Впереди у нас также объединение внебюджетных фондов, а это, очевидно, означает принятие специального закона о социальном фонде, рассмотрение его бюджета. Хотя я бы термин «фонд» вовсе исключил: слишком отрицательный у него шлейф. Лучше использовать формулировку «учреждение социальной помощи».

Отдельно хочу отметить ситуацию в пенсионном блоке. Индексация пенсий для работающих и неработающих пенсионеров — одна из наиболее значимых задач, я считаю. Направили недавно в правительство свои рекомендации относительно необходимости вывода накопительной пенсии из системы обязательного пенсионного страхования с целью ее формирования на добровольной основе и последующего сохранения установленных гарантий для пенсионеров. Традиционно направляем постановления с рекомендациями для Правительства РФ по итогам правительственных часов, проходящих в Думе.

На оперативном совещании с постоянными членами Совета безопасности 21 января 2022 года президент РФ Владимир Путин коснулся в том числе вопросов пенсионного обеспечения, отметив, что эта тема важна для миллионов наших граждан. Как вы оцениваете существующую систему пенсионного обеспечения? Помогут ли изменения в системе пенсионного обеспечения поддержать благополучие и сохранить доход людей старшего поколения в целом?

Мы должны сделать все, чтобы пенсионную систему перестало лихорадить. Ее необходимо перенастроить, обеспечив возможность лицам, получающим пенсию, жить, а не перебиваться с хлеба на макароны. Потому что пенсии очень маленькие, до пенсионного возраста многие не доживают, накопительная часть пенсии уже много лет заморожена. И я считаю, что это было большой ошибкой — вводить ее в систему пенсионного страхования. Бюджет пенсионного фонда дефицитный, а сам пенсионный фонд, что называется, «и швец, и жнец»: одновременно и страховщик, и оператор множества государственных функций.

Пенсии работающим пенсионерам до сих пор не индексируются. А для неработающих они были проиндексированы первоначально в этом году ниже уровня фактической инфляции, что вообще недопустимо. Хорошо, что после вмешательства президента этот вопрос был урегулирован. Теперь осенью во время бюджетного процесса важно не допустить повторения этой ситуации.

Необходимо также вывести из системы обязательного пенсионного страхования накопительный элемент, обеспечить рост пенсий выше уровня реальной инфляции, а не той, которую нам считает Росстат. Поэтому, может быть, стоит предусмотреть иной вид исчисления уровня инфляции именно для индексации пенсий, пособий и прочих социальных выплат.


Как отразилась пандемия на качестве жизни людей с небольшими доходами, молодых семей с детьми? Достаточно ли тех мер поддержки, которые в этот период предложило государство?

Мер поддержки, я считаю, много не бывает, если только это не веерная поддержка, тут я против. Например, перед 1 сентября всем семьям, где есть дети, выплатили по 10 тысяч рублей: и семьям олигархов, и семьям топ-менеджеров госкорпораций — им явно это не нужно. Эти деньги бы сэкономить и направить в виде дополнительной помощи нуждающимся гражданам, скажем, безработным. Хотя сейчас мы и видим, что безработица вернулась на допандемийный уровень, в том числе благодаря различным программам и активизации центров занятости. Но у нас по-прежнему около миллиона безработных.

В связи с тем, что реальная инфляция гораздо выше, чем 8,4%, которые определил Росстат, проиндексированные пенсии и пособия существенно влияют на покупательскую способность наших граждан. Поэтому надо вводить такую меру поддержки, как продовольственно-лекарственные сертификаты. Мы столкнулись с жалобами, что граждане не имеют возможности в пандемию приобретать дорогие лекарства. А для полноценного лечения от ковида требуются серьезные препараты, витамины. Чем больше мы будем оказывать помощь, тем лучше. Но при этом необходимы четкие критерии нуждаемости. Пандемия во многом подтолкнула государство, было принято много «дорогих» с точки зрения бюджетных расходов решений. Но ситуация в экономике остается сложно — цены абсолютно необоснованно растут, и все это сказывается на появлении дополнительного числа людей, кто живет за чертой бедности.

Как в России за последние годы изменилась жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья? В каких направлениях предстоит совершенствовать государственную поддержку инвалидов?

Реализация государственной программы «Доступная среда», выделяемые средства, законодательное регулирование различных вопросов — все это во многом улучшило жизнь людей с инвалидностью, но проблема еще сохраняется. И я считаю, что здесь нужна ментальная перезагрузка всего общества, потому что многие еще живут советским прошлым, когда практиковалась политика изоляции в отношении людей с инвалидностью.

В отличие от подсознательных установок, законодательство серьезно продвинулось, другое дело, как его исполняют. И  здесь зависит от региона, от региональных властей. Например, Москва и Татарстан серьезно продвинулись вперед и демонстрируют одни из лучших в России показателей. А есть регионы, где даже тактильную плитку для слабовидящих ровно выложить не могут. Я уже не говорю о вопросе назначения инвалидности как таковой, о проблемах с обеспечением жильем людей с ограниченными возможностями. Еще хочется отметить, что пособие по уходу за инвалидами первой группы всего лишь 1200 рублей. Выплата по уходу за инвалидами с детства и детьми-инвалидами всего 10 000 рублей. И эта выплата не индексируется. Мы считаем, что эти суммы должны быть на уровне МРОТ как минимум.

Не решен вопрос с работающими инвалидами — им также не индексируют пенсию. Проблемой остается парковка для инвалидов, особенно около социальных учреждений. Мы предложили дать инвалидам возможность парковаться бесплатно где угодно, вне зависимости от наличия специальных парковочных мест. Еще мы считаем, что семьи, где есть дети-инвалиды, должны иметь возможность брать средства из маткапитала на приобретение отечественного автомобиля.

Если говорить о достижениях законодательного процесса, теперь можно технические средства реабилитации приобретать за счет использования сертификата. Это значит, что человек сам их выбирает. Досрочную пенсию, страховые и социальные пенсии по инвалидности можно назначить без лишних бумажек. Региональные власти стали вводить дополнительные льготы для тех, кто ограничен в возможностях, — это тоже влияет на ситуацию в позитивном ключе. В целом постепенно ситуация меняется, но задач еще много. Они требуют нашего внимания, постоянной включенности — как законотворческой, так и человеческой.


Нынешняя ситуация красной нитью проходит через все темы — и в плане изменений на рынке труда, и в плане текущей необходимости, а каким образом необходимо скорректировать меры соцзащиты для значительной части социально уязвимых категорий граждан?

На днях мы приняли целый пакет законов для защиты граждан и поддержки экономики в условиях зарубежных санкций. В сложившейся ситуации главная задача государства — сохранить действующие меры поддержки и выполнить все принятые ранее социальные обязательства. Поэтому Госдума поддержала предложения правительства, направленные на исполнение обязательств и реализацию дополнительного комплекса мер по стабилизации экономической ситуации. Сюда входят механизмы введения кредитных каникул для граждан и компаний, дополнительной индексации пенсий, поддержки малого и среднего бизнеса. И это только первые точечные операции в большой схеме оздоровления социального блока. Уверен, что кризисная ситуация, в которой мы оказались, — это шанс для реформирования и перенастройки действующей системы пенсионного законодательства, социального обеспечения, фондов страхования.