В городе Колпино на Адмиралтейской улице работает детский дом, который за свою более чем 60-летнюю историю несколько раз менял название: интернат № 27, дом-школа. С 2016 года учреждение, находящееся в ведении Комитета по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга, именуется Центром содействия семейному воспитанию № 9. Директор центра Светлана Дюба считает, что нынешнее название в полной мере отражает главные задачи коллектива: создание семейной, домашней обстановки и подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.  

Сейчас здесь живут 70 детей в возрасте от 1,5 до 20 лет: сироты и ребята, родители которых лишены родительских прав или оказались в трудной жизненной ситуации. Проблем хватает. Дети поступают из неблагополучных семей с ослабленным здоровьем, пагубными привычками, зачастую с большим отставанием по школьной программе.

Свой негативный вклад внесла пандемия. Результаты самоподготовки выпускников 9-го класса существенно отразились на средних баллах их аттестатов, у детдомовцев практически не осталось шансов конкурировать с домашними детьми при поступлении в лицеи и колледжи. В 2020 году шесть выпускников ЦССВ № 9 не прошли по конкурсу ни в одно из учреждений профтехобразования. Для них пришлось организовать дневное обучение в вечерней школе. «Раньше в 10-й класс шли дети, которые хотят получить высшее образование. А сейчас там оказались те, кого никуда не взяли, — констатирует директор школы Татьяна Кудашова. — А что ждет этих ребят дальше? Их знаний не хватит для сдачи ЕГЭ, а средний балл аттестата за 9-й класс уже не изменится. Фактически эти дети выпустятся в никуда».

О недоступности профтехобразования для большинства выпускников детских домов заговорили на различных уровнях. Обсуждая эту тему в эфире «Радио России», Светлана Дюба подчеркнула, что проблема стала системной для сиротских учреждений Санкт-Петербурга. «Значительно выросший конкурс в учреждения профобразования из-за изменения демографической и экономической ситуации, отмена целевых квот для детей-сирот привели к тому, что на пороге взрослой жизни наши ребята остались без профессии, — говорит она. — Теперь в Петербурге только два учебных заведения со структурным подразделением «Детский дом» продолжают прием сирот. Есть еще один аспект: поступившим ребятам трудно удержаться в колледжах, они зачастую не могут осилить программу. А профессиональная подготовка привязана к получению среднего образования, и молодым людям 16-17 лет для получения диплома нужно учиться 4 года. На годичные курсы профподготовки принимают только совершеннолетних по направлению биржи труда. Но зачем ждать 18? Необходима ранняя индивидуальная маршрутизация. Если дети по каким-то причинам выпали из поля зрения государства, их надо «подхватить» как можно раньше и дать им профессию».

Весной 2021 года на межведомственных совещаниях, проходящих на различных площадках Северной столицы, не раз возвращались к теме нехватки мест в системе среднего профобразования. Обсуждается возможность увеличения набора в колледжи и возвращение к квотированию мест для выпускников сиротских учреждений. Сегодня же в колпинском Центре нынешние девятиклассники и прошлогодние выпускники — 15 ребят — ожидают решения своей судьбы.