Минтруд РФ совместно Минздравом, АСИ и БФ «Старость в радость» в 2018 году отобрал 6 пилотных субъектов РФ, в 2019-м их стало 12, а в 2020 году — уже 18. О ходе работы рассказал Александр Шкребело, руководитель проектного офиса по внедрению системы долговременного ухода БФ «Старость в радость».

Какая работа уже выполнена в рамках пилотов?

Во-первых, во всех пилотных субъектах РФ был унифицирован и законодательно принят порядок взаимодействия с региональными органами здравоохранения по выявлению граждан плюс в 17 субъектах законодательно закреплен порядок проведения типизации. Типизацию должен кто-то проводить — нужные компетенции получили более 2300 специалистов органов соцзащиты и организаций соцобслуживания. Чтобы не возникало разночтений по поводу набора услуг, в 12 регионах законодательно закреплен их унифицированный перечень, а также стандарты их предоставления. Модель СДУ, как отмечалось выше, предполагает многократное расширение объема социальных услуг, для этого необходим персонал — в пилотных регионах введено 1520 дополнительных ставок. Обучение и комплексные инструктажи получили 580 преподавателей школ ухода, 310 руководителей организаций соцобслуживания и более 7500 работников этих организаций обучено современным техникам предоставления ухода.

Открыты новые социальные сервисы. Это более 120 школ ухода, более 55 центров дневного пребывания и более 80 пунктов проката ТСР. Плюс все пилотные субъекты запустили работу по медицинскому патронажу, проведению сплошной диспансеризации, подготовке медицинскими организациями рекомендаций по социальному обслуживанию получателей долговременного ухода.

Как в СДУ реализуется дифференцированный подход к оказанию соцуслуг?

Согласно модели СДУ, право на получение долговременного ухода у человека возникает на основе результатов индивидуальной оценки степени снижения способности к самообслуживанию и зависимости от посторонней помощи. Гражданину присваивается одна из трех степеней нуждаемости, в рамках которой предполагается разный объем услуг — надомный и полустационарный. Люди с I степенью получают 7-14 часов социальных услуг в неделю, со II степенью — 14-21 час, с III — 21-28 часов. С 2018-го по 2020 год апробировалась модель СДУ, в рамках которой каждый получатель имел возможность получить услуги в зависимости от определенной степени снижения способности самообслуживания в объеме до 28 часов с оплатой согласно уровню собственного дохода. В 2021 году модель предполагает аналогичные условия, но фокусируется на тяжелых группах, при этом в части субъектов РФ с получателей услуг не будет взиматься плата. С 2022 года люди в тяжелых группах будут получать уже бесплатный для них пакет важных для жизни социальных услуг в объеме до 28 часов. За 2018-2020 гг. в пилотных регионах процедуру типизации прошли более 150 тыс. граждан. Как результат, граждане, которые раньше получали социальные услуги 2 часа в неделю, теперь в зависимости от степени нуждаемости получают от 12 (6,7 тыс. человек) до 21 часа (12,3 тыс. человек) и даже 28 часов (36,5 тыс. человек). Для людей это разительное улучшение качества жизни.

Что препятствует внедрению СДУ, каковы основные проблемы?

Во-первых, ощущается недостаток финансирования. Во-вторых, проблемой является исторически сложившийся низкий уровень квалификации, в том числе управленческих кадров, что снижает эффективность проекта. При этом система повышения квалификации персонала, задействованного в системе соцобслуживания, по факту отсутствует. Еще одна проблема — почти полное отсутствие системно действующих механизмов межведомственного взаимодействия, предполагающих обмен информацией между сектором социального обслуживания и здравоохранения. Вносит свою лепту и низкий уровень автоматизации процессов соцобслуживания, что серьезнейшим образом увеличивает трудоемкость работы. Так, например, из-за отсутствия электронного документооборота каждая постовая медсестра в отделениях стационаров социального обслуживания вынуждена до пяти часов в смену тратить на ручное заполнение журналов в отношении лекарственных средств, а заведующий отделением надомного обслуживания до четырех часов в смену тратит на ведение журналов предоставляемых услуг. Играет роль и низкий уровень дохода получателей социальных услуг, не позволяющий им объективно принимать решение о необходимости получения той или иной услуги на дому, — за нее ведь придется заплатить. Большой проблемой является также крайняя скученность проживания граждан, а также моральное и физическое устаревание стационаров, подавляющее большинство которых располагается в зданиях, построенных в середине и начале второй половины ХХ века, что тоже ограничивает эффективность СДУ.


Каковы на сегодня первые результаты?

Во-первых, запущены новые технологии социального обслуживания на дому, в стационарах и полустационарных организациях. Все получатели социальных услуг, вошедшие в пилотный проект, а это 158 тыс. человек, прошли процедуру типизации, определения степени потребности в уходе. Серьезные плоды принесло развитие межведомственного взаимодействия. Благодаря ему выявлено более 10 тыс. потенциальных получателей соцуслуг, более 5 тыс. получателей услуг из тяжелых групп типизации теперь получают долговременный уход в форме совместной работы органов социальной защиты и здравоохранения, плюс более 10 тыс. получили рекомендации по социальному обслуживанию от медицинских учреждений. Большая работа была развернута и в створе повышения качества обслуживания: реализовано более 2,4  тыс. мероприятий в 150 стационарных организациях социального обслуживания (изменение штатных расписаний, доукомплектация материалами и средствами ухода, переоборудование помещений, социализация проживающих, внедрение новых технологий, в том числе предоставление социально-бытовых услуг, обеспечение ТСР, взаимодействие со здравоохранением и проч.). Важный результат этой работы: более 500 немобильных граждан переведены в категорию частично мобильных или мобильных. Более 9,5 тыс. проживающих охвачены новыми услугами по социализации. Более 10 тыс. родственников получили возможность выйти на работу в период предоставления услуг пожилым родственникам в рамках СДУ. В 18 субъектах РФ открыто более 120 школ ухода, благодаря чему появилась возможность получить рекомендации по переоборудованию жилья для облегчения ухода. Плюс открыто более 80 пунктов проката ТСР с расширенными перечнями ТСР. В результате внедрения СДУ преображаются и стационары (дома престарелых и ПНИ). 148 таких учреждений провели системную работу по улучшению обслуживания, благодаря чему 488 человек частично вернули самостоятельность, 1309 человек из категории немобильных и маломобильных впервые побывали на прогулке, в том числе 300 человек — на мобильных кроватях.