Насколько известно, в створе реализации проекта внедрения системы долговременного ухода, что реализовывался при вашем непосредственном участии фондом «Старость в радость», проведена большая исследовательская работа, которая позволила вскрыть самые явные недостатки имеющейся на тот момент практики. Как обстоят дела в этом направлении сегодня?

С самого начала, внедряя систему долговременного ухода, мы запустили пилотный проект в нескольких регионах, их было 6, потом 12, потом 18, и в каждом регионе отлаживались механизмы работы с людьми, получателями социальных услуг. И сделано было очень многое. Фактически унифицированы механизмы приема на социальное обслуживание — они стали абсолютно объективны, прозрачны и понятны. Далее — функциональное обследование. Раньше каждый соцработник в этом деле руководствовался в основном какими-то своими внутренними ощущениями. Не было сформулировано четких и понятных критериев, которые нужны для принятия решения о том, что человеку необходимо социальное обслуживание. Сейчас же все эти процедуры унифицированы, для чего созданы нормативные документы, с которыми каждый может ознакомиться, и если решение кажется некорректным — и пожаловаться (такие механизмы также прописаны).

СДУ принесла перемены и в саму практику социального обслуживания. До запуска системы в социальном секторе оказывалось примерно 3% услуг, которые на самом деле нужны. С запуском СДУ их количество увеличилось втрое. Появились услуги, которых раньше не было. Как результат, пилот оказался результативным, и СДУ теперь тиражируется. Более 600 организаций социального обслуживания, которые внедряли эти технологии, мы объединили в ассоциацию. Показали им новые технологии, внедрили новые механизмы обучения. Теперь для меня снова актуальна исследовательская работа, но более широкого толка. Основные направления, которые сейчас в РГСУ являются ведущими, — это демография, труд, занятость, безработица, доходы населения, бедность, социальное обслуживание…

Прикладные вопросы долговременного ухода мы стали привязывать к более широким областям работы, с такими, например, как демография. С этими вопросами каждый работник отрасли сталкивается каждый день.

Какие перемены могут ждать социальную сферу в ближайшем будущем?

Сейчас уделять внимание социальной сфере очень важно, так как отрасль стоит перед серьезными вызовами. Конечно, это в первую очередь изменение количества получателей, прежде всего вследствие военных действий. Людям уже в ближайшем будущем нужно будет социальное обслуживание, но готова ли к этому система? В России, особенно в регионах, очевидно, должны появиться новые механизмы получения. А кроме того, нужно больше персонала, потому что те люди, которые работают в отрасли сегодня, уже по максимуму задействованы с текущим объемом получателей. Кроме того, работа с пожилыми людьми сильно отличается от работы с более молодыми инвалидами. Это совершенно иная технология работы, новые техники. Это целый комплекс психологической работы.

В связи с этим уже в ближайшее время потребуются новые программы обучения персонала, новые программы аккредитации, освидетельствования, большое количество изменений в нормативно-правовой базе.

Мы понимаем, что в связи с непростой ситуацией в стране денег в отрасли в ближайшем будущем вряд ли станет больше, и мы на самом деле будем рады, если финансирование не сократится. А это значит, что должны быть внедрены новые технологии социального обслуживания, менее капиталоемкие и не требующие длительной подготовки. И позволяющие при этом оказывать услуги более эффективно. Тогда мы можем использовать внутренние резервы и понимать, как работать в этой ситуации.

CLE.jpg

Пользоваться новыми технологиями еще надо научиться, не так ли?

Скорее всего, мы столкнемся с необходимостью переобучения персонала в ближайшем будущем, причем делать это будет необходимо в очень сжатые сроки. А помимо обучения надо менять нормативную базу — сейчас она не предполагает внедрения каких-то новых технологий. Сейчас нормативная база заточена на работу с пожилыми людьми, для новых задач ее нужно будет менять, адаптировать. И это должен быть централизованный процесс, потому что если меняться «правила игры» в социальной сфере будут в каждом регионе независимо, мы неизбежно снова придем к неудовлетворительной ситуации. На федеральном уровне определить, каковы будут критерии отнесения граждан к категории получателей социальных услуг, кто будет осуществлять эту процедуру, какими будут сами эти услуги, их объем в зависимости от категории, какое финансирование необходимо (и есть ли возможность остаться в текущих его параметрах) — это было бы как минимум очень разумно сейчас, это была бы правильная постановка вопроса. Но пока этого сделано не было. Думаю, здесь должен свою лепту внести наш университет, РГСУ — провести исследования, показывающие наличие проблемы, сформировать возможные подходы к ее решению. Все-таки РГСУ — это, наверное, самый большой профильный вуз в России и единственный признанный центр компетенции в области социальной защиты. Это не только учебная база, но и научно-методическое и научно-прикладная площадка, и ее роль в становлении социальной сферы в России будет только расти.

Однако РГСУ владеет и образовательными возможностями. Этот потенциал также, наверное, стоит использовать?

Конечно, и он будет использован. За последние несколько месяцев в РГСУ были подготовлены новые программы дополнительного профессионального образования. Но для того чтобы эти программы заработали, нужно, чтобы руководители учреждений в регионах понимали, кого нужно отправлять на обучение, куда и чему надо учить. Я думаю, что РГСУ станет прекрасной базой для масштабного переобучения. И для этого сегодня есть все возможности, ведь проводить повышение квалификации специалистов можно и в дистанционном режиме. Не по всем направлениям, конечно. Некоторые вопросы, такие как практические методы и приемы ухода, желательно все-таки давать «вживую», с демонстрацией на практике. А вот обучить специалиста правильно подбирать технические средства реабилитации, оптимальные для той или иной ситуации — совершенно не проблема и в дистанционном режиме. Если техническая оснащенность позволяет, если есть преподаватели, если есть программы — никаких серьезных препятствий для организации масштабной кампании я не вижу. У РГСУ все это есть.

А вот как раз аналитическое сопровождение этой работы, решение вопросов о том, сколько людей надо переподготовить, сколько денег это может стоить, как организовать финансирование процесса — это как раз та часть задач, которыми я и мои коллеги занимаемся. Это большая и долгая работа, в том числе и ввиду некоторой инертности государственного аппарата, но этот путь нужно пройти.