Первые месяцы 2023 года для журнала «Социальная защита в России» ознаменовались важным событием — проведена работа по обсуждению действенных инструментов повышения эффективности социального обслуживания граждан и членов их семей при формировании единой доступной системы соцобслуживания в Российской Федерации. Эта работа велась на площадке издания на протяжении нескольких месяцев. В ее рамках прошли две всероссийские онлайн-конференции, по итогам которых была принята резолюция.

В ходе онлайн-конференции, состоявшейся 16 февраля 2023 года, участники обсудили возможные меры, которые направлены на обеспечение равного и свободного доступа к социальным услугам на всей территории Российской Федерации и развитие системы соцобслуживания в регионах. Они дали оценку тому, какие факторы способствуют формированию в России единой доступной системы социального обслуживания, а какие еще сдерживают этот процесс.

Участники конференции обозначили и обсудили те проблемы, которые, несмотря на положительную динамику развития некоммерческого сектора, остаются пока не решенными и препятствуют развитию социально ориентированных НКО на рынке социальных услуг. Они затронули вопросы обеспечения равенства прав граждан и возможностей получения помощи в сфере социального обслуживания независимо от их проживания, необходимости реализации в регионах на практике принципа равных условий всех поставщиков социальных услуг, уход от монополизации каких-либо участников рынка соцуслуг и развитие конкуренции. Поделились мнением о том, что важно разделять тарифы для поставщиков соцуслуг и расценок для получателей в случае реализации программ социального обслуживания за частичную плату, и затронули вопросы правового регулирования сферы социального обслуживания.

На ситуацию удалось взглянуть с разных сторон благодаря пулу спикеров мероприятия, в числе которых оказались представители федеральных и региональных органов власти, общественные деятели и эксперты, а также представители государственных учреждений социального обслуживания и негосударственных поставщиков соцуслуг.

Одним из важных аспектов принятой резолюции стали рекомендации различным структурам: Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации и другим. Что касается журнала «Социальная защита в России», то авторы резолюции в числе прочего рекомендовали опубликовать во втором и третьем выпусках издания 2023 года материалы о принимаемых соответствующими органами государственной власти и ведомствами Российской Федерации мерах по реализации резолюции конференции. На основании этого публикуем выдержки из ответов, которые мы получили по запросам редакции, направленные в различные структуры. В них мы попросили рассказать о принимаемых соответствующими должностными лицами, органами государственной власти и ведомствами РФ мерах по реализации резолюции конференции.

21b9ba748608e36d6e9ff0a1b8bdd91a.jpg

Министерство экономического развития РФ: «В соответствии с пунктом 3.6. резолюции предлагается поручить Минтруду России разработать предложения по введению показателей эффективности исполнения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» (далее — закон № 422-ФЗ) в форме учета объема государственных средств, оплаченных поставщикам социальных услуг, в соответствии с подушевыми нормативами финансирования социальных услуг, по отношению ко всему объему денежных средств в бюджете региона, выделенных для финансирования поставщиков социальных услуг всех форм собственности.

Полагаем, что реализация указанных предложений требует предоставления дополнительных обосновывающих материалов, подтверждающих целесообразность и востребованность реализации данных инициатив. В связи с чем сообщаем о готовности рассмотреть обоснованные предложения при их поступлении в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 3.7. резолюции предлагается поручить Минтруду России во взаимодействии с Министерством экономического развития РФ, Федеральной антимонопольной службой РФ, комиссиями по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов и по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Общественной палаты РФ осуществлять плановый системный контроль ситуации, складывающейся на рынке социальных услуг в субъектах РФ, выполнения соответствующими должностными лицами положений закона № 422, иных федеральных законов и правовых актов в сфере социального обслуживания.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 33 закона № 422-ФЗ реализация полномочий, связанных с осуществлением федерального государственного контроля в сфере социального обслуживания за организациями социального обслуживания, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти и субъекта РФ, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами, региональный государственный контроль за поставщиками социальных услуг из числа негосударственных организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение поставщиками социальных услуг требований закона № 422-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания.

Учитывая вышесказанное, полагаем, что реализация данного предложения является избыточной с учетом действующей системы государственного контроля в сфере социального обслуживания. При этом допускаем целесообразность для Минтруда России осуществлять обобщение информации по итогам осуществления контрольных мероприятий (федеральных и региональных) в целях дальнейшей выработки предложений по совершенствованию контроля за предоставлением социальных услуг и законодательства в сфере социального обслуживания.

С учетом того, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания населения, является Министерство труда и социальной защиты РФ, отмечаем готовность рассмотреть соответствующие предложения по реализации резолюции при их поступлении в установленном порядке.

При этом Минэкономразвития России отмечает важность и востребованность проработки инициатив, направленных на совершенствование системы предоставления социальных услуг».

1635315322_adobestock_78991469.jpg

Министерство юстиции РФ: «В соответствии с пунктом 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. № 10 (далее — Положение), Минюст России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами РФ, а также Положением.

Согласно подпункту 1 пункта 20 Положения Минюст России проводит в случаях, предусмотренных законодательством РФ, антикоррупционную экспертизу проектов федеральных законов, проектов нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, проектов поправок Правительства РФ к проектам федеральных законов при осуществлении их правовой экспертизы, нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органов государственной власти субъектов РФ, иных органов и другие виды экспертиз.

Кроме того, согласно пункту 2 Указа Президента РФ от 20 мая 2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» на Минюст России возложены функции по осуществлению мониторинга правоприменения в РФ (далее — мониторинг) в целях выполнения решений Конституционного суда Российской Федерации, в связи с которыми необходимо принятие (издание), изменение или признание утратившими силу (отмена) законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, а также по координации мониторинга, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти, и его методическому обеспечению.

В соответствии с пунктами 13 и 17 Положения о мониторинге правоприменения в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 20 мая 2011 г. № 657, Министерство юстиции РФ на основе докладов федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ о результатах мониторинга, осуществленного ими в предыдущем году, и других материалов, поступивших в Министерство, подготавливает проект доклада Президенту РФ о результатах мониторинга и предложения к плану законопроектной деятельности Правительства РФ.

Доклад о результатах мониторинга после рассмотрения его Президентом РФ подлежит опубликованию Министерством юстиции РФ в средствах массовой информации, а также размещению на официальных сайтах Президента РФ, Правительства РФ и Министерства юстиции РФ в сети Интернет.

Кроме того, в соответствии с пунктом 29 Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ, утвержденных приказом Минюста России от 31 мая 2012 г. № 87, при выявлении в правовом акте норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, коррупциогенных факторов, нарушении требований юридической техники экспертное заключение для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений направляется в орган государственной власти субъекта РФ, принявший правовой акт, и в копии — в органы прокуратуры соответствующего субъекта РФ для принятия мер прокурорского реагирования».

Генеральная прокуратура РФ: «Пунктом 4 изданной по итогам конференции резолюции Министерству юстиции РФ рекомендовано провести в плановом порядке правовую экспертизу и мониторинг применения нормативных правовых актов субъектов РФ, принятых во исполнение Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», и о результатах проинформировать Правительство РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ и Генеральную прокуратуру РФ.

При поступлении информации и материалов из Минюста России они будут рассмотрены в установленном порядке.

Между тем прокурорами в рамках компетенции осуществляется надзор за законностью региональных нормативных правовых актов, в том числе контролируется приведение действующих актов в соответствие с изменившимся законодательством.

В 2021-2022 годах меры реагирования, направленные на изменение или отмену незаконных правовых актов и их проектов в сфере социального обслуживания граждан, принимались прокурорами в Республике Карелия, Кабардино-Балкарской Республике, Пермском крае, Ростовской области, г. Москве и в других регионах».

sotstaksi.jpg

Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов: «Позвольте поблагодарить редакцию журнала «Социальная защита в России» за работу, проделанную в рамках всероссийской онлайн-конференции «Действенные инструменты повышения эффективности социального обслуживания граждан и членов их семей при формировании единой доступной системы социального обслуживания в Российской Федерации», прошедшей на площадке федерального издания 16 февраля 2023 года.

Доступность социального обслуживания для населения даже в самых отдаленных и малочисленных населенных пунктах России, адресность и высокая степень эффективности такой поддержки — непростая задача, стоящая перед правительством страны в целом и руководством каждого субъекта в частности. Обе палаты парламента РФ: и Государственная Дума, и Совет Федерации — в ежедневном режиме обеспечивают законодательное сопровождение решения указанной задачи.

Аккумулированное мнение экспертного сообщества, собранное в ходе всероссийской онлайн-конференции, считаю, стоит направить в профильное Министерство труда и социальной защиты РФ и главам субъектов с целью анализа эффективности региональных практик. Что касается предложений, высказанных в отношении работы Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, депутатам-членам будут переданы рекомендации обратить дополнительное внимание на работу организаций, осуществляющих социальное обслуживание населения, в каждом из регионов, которые они представляют в Государственной Думе».

В соответствии с пунктом 6.4. резолюции редакцией были направлены запросы полномочным представителям президента РФ в федеральных округах с просьбой проинформировать о ходе выполнения в субъектах РФ требований Указа президента РФ от 16.03.2022 № 121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации» в части принятия высшими должностными лицами субъектов РФ дополнительных мер по сохранению доступности социальных услуг для граждан, бесперебойному функционированию объектов социального обслуживания, поддержке социально ориентированных НКО, осуществляющих деятельность по социальному обслуживанию, социальной поддержке и защите граждан Российской Федерации.

Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе: «В настоящее время получателями различных мер социальной поддержки в Сибири являются порядка 5 млн человек, что составляет 30% от населения округа. Это граждане старшего возраста, многодетные семьи и семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, ветераны.

В сфере приоритетного внимания региональных органов исполнительной власти также находятся участники специальной военной операции и их семьи.

С 1 июня 2023 года во всех сибирских регионах начата работа филиалов Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества».

Для семей участников специальной операции доступно внеочередное зачисление детей в детские сады, кружки, секции и освобождение от платы за их посещение. А также сопровождение семей социальными службами, содействие в трудоустройстве, в том числе с бесплатной профессиональной переподготовкой.

На базе медицинских учреждений организована реабилитация участников специальной военной операции. В Новосибирской области запущен пилотный проект по сопровождению прибывших в отпуск бойцов (в т.ч. организация для них культурно-досуговых мероприятий).

Система адресной социальной помощи населению в округе продолжает совершенствоваться в целях обеспечения поддержкой различных категорий граждан.

Например, в Кемеровской области — Кузбассе развиваются технологии социальной реабилитации детей-инвалидов и помощи их семьям. В этих целях в регионе работают микрореабилитационные центры, организована надомная работа с такими детьми и государственная поддержка в приобретении средств реабилитации.

В Томской области получила развитие практика поддержки старшего поколения. В регионе реализуется проект «Академия активного долголетия», в рамках которого около 15 тыс. пожилых граждан охвачены досуговыми и развивающими мероприятиями, такими как посещение спортивных секций, изучение иностранных языков и основ цифровой и компьютерной грамотности.

Для доступности социальной помощи и удобства ее получения используются различные формы и инструменты, в том числе электронные (заявления на получение социальных услуг можно направить через единый портал государственных и муниципальных услуг), а для жителей отдаленных и труднодоступных территорий Сибири предусмотрены мобильные социальные бригады.

В совершенствование системы адресной поддержки граждан вовлечены волонтеры. С их помощью, например, организовано онлайн-консультирование психологами граждан, попавших в трудные жизненные ситуации. Также в регионах работают специальные кризисные линии для женщин, подростков и детей.

Аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе поддерживается работа в указанном направлении и социальные инициативы органов власти, общественных организаций и неравнодушных граждан. Считаем, что инициативность, консолидация и взаимопомощь являются важными условиями для обеспечения социально-экономической стабильности во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16 марта 2022 г. № 121 «О мерах по обеспечению социально-­экономической стабильности и защите населения в Российской Федерации».

Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе: «Аппаратом на постоянной основе осуществляется контроль за реализацией в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Кавказского федерального округа (далее — субъекты СКФО, регионы округа), государственных программ социальной поддержки населения, направленных на совершенствование мер социальной защиты и социального обслуживания граждан.

Предоставление социальных услуг гражданам, нуждающимся в них, осуществляется в Северо-Кавказском федеральном округе в полном объеме с сохранением условий их доступности. Принимаются и реализуются дополнительные меры адресной поддержки различных категорий граждан Российской Федерации, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, у которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, реализуются мероприятия по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Для участников социального контракта в регионах округа организована работа по развитию вспомогательной инфраструктуры для ведения предпринимательской деятельности и сбыта продукции, произведенной в личном подсобном хозяйстве. Самым доступным каналом сбыта продукции, произведенной в личном подсобном хозяйстве, являются региональные продовольственные ярмарки.

Также регионами округа установлены дополнительные меры социальной поддержки военнослужащих и иных категорий лиц, принимавших участие в специальной военной операции, и членов их семей.

Следует отметить, что деятельность по обеспечению реализации комплекса мер социальной поддержки семей граждан, призванных на военную службу по мобилизации, в субъектах СКФО осуществляется оперативно. Меры социального характера применяются без оценки дохода и уровня имущественной обеспеченности семьи.

С учетом Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в РФ до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р, в подпрограммы действующих государственных программ соответствующего субъекта Российской Федерации включены мероприятия, предусматривающие развитие современных форм социального обслуживания, расширение спектра предоставляемых социальных услуг гражданам пожилого возраста, реализацию мер социальной поддержки граждан старшего поколения.

Система социального обслуживания граждан пожилого возраста, сформированная во всех регионах округа, позволяет своевременно предоставлять им государственные социальные гарантии, установленные на федеральном и региональном уровнях, в виде широкого перечня социальной помощи, социальных услуг и социального сопровождения.

Во всех субъектах округа приняты налоговые, имущественные и иные меры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — СОНКО). Сформирован реестр СОНКО — получателей поддержки и поставщиков социальных услуг, обеспечена реализация мероприятий по финансовой, информационной, консультационной, имущественной поддержке указанных организаций.

СОНКО привлекаются к оказанию социальных услуг населению на конкурсной основе. Так, во всех субъектах СКФО организована процедура конкурсного отбора проектов СОНКО для предоставления субсидий из средств регионального бюджета».

Министерству труда и социальной защиты РФ пунктом 3 резолюции было рекомендовано:

— обобщить и проанализировать результаты деятельности государственных органов, уполномоченных решать вопросы социального обслуживания в субъектах РФ по обеспечению равных условий деятельности и финансирования государственных и негосударственных поставщиков услуг, уровня доступности социального обслуживания населения, осуществляемого негосударственными поставщиками услуг, на примере количественного соотношения поставщиков разных форм собственности в реестрах субъектов РФ; изучить положительный отечественный и зарубежный опыт организации систем социального обслуживания населения с учетом применяемых в них технологий работы соответствующих специалистов и критериев оценки эффективности деятельности организаций;

— отдельным нормативным правовым актом установить единообразный подход к финансированию государственных и негосударственных поставщиков социальных услуг в форме оценки стоимости часа работы специалиста с получателем социальных услуг;

— разработать методические рекомендации по реализации мероприятий, направленных на формирование и развитие рынка социальных услуг, в том числе на поддержку и развитие негосударственных поставщиков социальных услуг, включающие единые федеральные нормативы перечня социальных услуг, порядок их оказания и финансирования независимо от формы собственности и организационно-правовой формы поставщика социальных услуг, с правом субъекта РФ вводить дополнительные услуги субъекта РФ, исходя из местной специфики;

— другие рекомендации — см. п.п. 3.4.-3.7. резолюции.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации: «Департамент социальной защиты и социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках компетенции рассмотрел Ваше обращение от 4 апреля 2023 г. № 125/4 с резолюцией конференции на тему «Действенные инструменты повышения эффективности социального обслуживания граждан и членов их семей при формировании единой доступной системы социального обслуживания в Российской Федерации» и выражает признательность за Вашу активную гражданскую позицию и желание участвовать в разработке мер, направленных на улучшение качества жизни граждан России.

Все предложения, поступающие от граждан и организаций в органы государственной власти Российской Федерации, в частности, в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, внимательно рассматриваются, изучаются и при наличии необходимых средств на их реализацию с учетом других (социальных и правовых) факторов по возможности учитываются».