Специалисты ОГАУ «Центр медико-социальной реабилитации «Чайка» не первый год занимаются важнейшей проблемой человеческих взаимоотношений, применяя для этого медиацию — способ разрешения конфликтов с помощью третьей, независимой стороны. В центре используют инновационные технологии, программы визуализации, построение ситуационных моделей. Наиболее востребованными у подопечных являются наработки «Чайки» по разрешению детско-родительского конфликта в пубертатный период несовершеннолетнего. 

В жизни любого человека случаются конфликты в самых разнообразных житейских ситуациях, будь то работа, учеба, семья, творчество, спорт или политика. И то, как человек с этими конфликтами справляется, является показателем его психологической и интеллектуальной состоятельности, устойчивости и способности к защите других.

Особенно это касается подростков как наиболее неустойчивой категории населения, подверженной мощнейшему влиянию извне. Реабилитация ребят, находящихся в пубертатном возрасте и подвергшихся серьезным стрессам, проходит в специализированных центрах. Но при этом сами семьи снимают с себя ответственность за решение проблемы и перекладывают ее на специалистов. Это приводит к немотивированности семей, которые ждут, что психологи решат за них все проблемы. Такая ситуация свидетельствует о необходимости изменения подходов к работе с семьей и детьми, ориентированных на внедрение современных технологий, к числу которых относится технология медиации.

В Центре медико-социальной реабилитации «Чайка» уверены, что необходим другой способ решения вопросов воспитания. Это медиация (посредничество) — способ разрешения конфликтов с помощью третьей, независимой стороны. Медиация изначально задумывалась как способ решения конфликтов в период пандемии, но и после нее она не утратила актуальности.

Процедура семейной медиации проводится в случае конфликта между ребенком и его родителями, когда стороны не в силах урегулировать его самостоятельно. Такие ситуации возникают чаще всего тогда, когда ребенок достигает подросткового возраста и отношения между родителями и детьми становятся более напряженными, близкие люди не всегда понимают друг друга, не всегда способны договориться. В таких ситуациях важно понимать, что речь идет о неспособности родителей быть таковыми. Наоборот, только по-настоящему ответственный родитель способен вовремя увидеть, что его отношениям с ребенком требуется помощь, способен обратиться за ней, например, к медиатору, чтобы урегулировать конфликт. В качестве медиатора выступает психолог, который оказывает содействие сторонам, участвующим в конфликте, в поисках взаимовыгодного решения.

«Это крайне актуальная проблема, решением которой занимаются специалисты центра на ежедневной основе, — рассказала руководитель центра Ирина Щербакова. — Специалисты отделения социальной реабилитации детей и подростков в своей работе используют современные технологии, такие как видео- и аудиосвязь через платформы обратной связи и посредством программ телекоммуникации. Кроме того, специалисты и психологи руководствуются дополнительными механизмами инновационной деятельности. Это познание мира и опыт через программы визуализации, построение ситуационных моделей, когда ребенок с помощью взрослого строит свой дом, наполняет модель своей семьи необходимыми навыками, дополняет опции для комфорта общения. В связи с этим используются техники, программы и занятия на интерактивных световых столах с песочной терапией».

При работе с юными подопечными в процессе медиации психологи «Чайки» используют игры Гюнтера — «Лепешка», «Замок Эриды», которые прорабатывают проблемы самого ребенка, а также игру «Семейные псикреты», направленную на проработку внутрисемейных конфликтов. Используется и игровая технология «Мозартика» — это набор конструкторов, фактически проективных методик, которые помогают постепенно восстановить картину мира ребенка, разрешать психологические проблемы детей вне зависимости от их состояния, возраста в игровой форме. При беседе конфликтующих сторон присутствует психолог учреждения, который выполняет роль медиатора.

В работе центра приходится учитывать особенности региона. Ввиду удаленности иногда родители не имеют физической возможности приехать к своим детям в «Чайку» и лично пообщаться со специалистом, поэтому дистанционная медиация решает массу проблем. Посредством связи специалисты могут поговорить, дать необходимые рекомендации, привлечь ребенка к нужной игре. Таким образом, выстраивается достаточно серьезный разговор между психологом, ребенком и его родителями. То есть специалисты делают все возможное для того, чтобы родители были ближе к своему ребенку, чтобы вопросы воспитания были решены. Чтобы сохранялся мостик между родственными душами, не прервалось общение и восстанавливался психологический климат в семье.

Сегодня «Чайка» — это уникальная социальная организация, где проходят реабилитацию люди всех возрастов. Это 300 работников, 10 структурных подразделений, 3 из которых — отделения для проживания престарелых граждан и инвалидов (села Чехов, Пионеры и Правда) и 2 отделения детских (социальной реабилитации детей и подростков, а также детский оздоровительный лагерь «Чайка» на базе санаторно-оздоровительного отделения).