Дефицит социальной инфраструктуры является одним из главных вызовов для развития человеческого капитала в России. За последние годы в этом направлении предприняты значительные усилия, прежде всего в рамках приоритетных национальных проектов. Однако усилий, а главное, денег государства для создания достойных условий жизни явно не хватит — нужны и частные инвестиции, которые смогут обеспечить не только строительство социальных объектов, но и качественное управление ими.

Нужно больше ГЧП. Несмотря на повышающиеся год от года траты российского бюджета на так называемые социальные статьи (медицина, образование, культура, спорт), цели по обеспечению роста качества жизни, которые поставил в майских указах президент РФ Владимир Путин, требуют принципиально иных расходов. Многие эксперты сходятся во мнении, что в социальную сферу необходимо привлечь бизнес, причем не только в форме денег, но и в форме компетенций, которые обеспечат совершенно новый подход к комплексному социальному обслуживанию населения.

Российским регионам необходимо активнее реализовывать проекты государственно-частного партнерства в соцобеспечении, а организациям, развивающим данное направление, должны быть предоставлены равные с госучреждениями условия, отмечает генеральный директор АСИ Светлана Чупшева. По ее мнению, ГЧП нужно развивать, так как «у любого государства никогда не хватит ресурсов для обновления инфраструктуры в социальной сфере для привлечения высококонкурентных технологий и специалистов». Однако, подчеркивает Чупшева, для привлечения в эту сферу инвесторов и в целом для развития сферы необходимо создавать равные условия: если, например, госучреждение получает доплату из бюджета за оказание той или иной услуги, то и частное должно иметь право на нее. «Человек сам бы выбирал, в какое учреждение он пойдет — либо в государственное, либо в частное, но государство компенсировало бы ему эту определенную сумму, гарантированную на уровне государства», — пояснила она.

Отчасти таким образом можно было бы развивать конкуренцию в сфере предоставления соцуслуг. «Государственные, муниципальные учреждения привыкли быть на госзаказе, и у них нет стимула улыбаться клиентам, пациентам. Где-то это работает, а для нас важно, чтобы это была система, а не ручное управление губернаторов. Для этого надо создавать конкуренцию и привлекать бизнес, развивать НКО», — говорит Светлана Чупшева.

Найти прибыль. Схема государственно-частного партнерства в России существует довольно давно, но внятный инструментарий и четкие гарантии были получены 5 лет назад вместе с принятием закона о ГЧП. С этого момента число проектов с частичным госфинансированием заметно выросло, как и их масштаб. Согласно данным Национального центра ГЧП, по состоянию на сентябрь 2020 года в России реализовывалось больше 3 тыс. проектов ГЧП с общей стоимостью 4,5 трлн руб., из которых частные инвестиции составляли 3,1 трлн руб. (69%). Соцсфера никогда не была наиболее привлекательной для инвестиций, сильно проигрывая по интересу инвесторов, например энергетике и транспортной инфраструктуре, однако свою долю «ГЧП-пирога» получает и она. Так, согласно данным аналитического центра МИД «ЕвроМедиа», в инвестиционной стадии в 2020 году находилось 23 проекта социальной направленности стоимостью свыше 1 млрд рублей — это крупные современные медучреждения, спортивные объекты, образовательные центры. Как отмечают аналитики Национального центра ГЧП, проекты государственно-частного партнерства в социальной сфере менее маржинальные, чем проекты иных сфер общественной инфраструктуры — транспортной и коммунальной. В большом докладе, посвященном развитию ГЧП в России, они пишут, что финансирование таких проектов в соцсфере связано со значительными трудностями в связи с неоднородностью спроса, сложностью прогнозирования потребительского потока и оценки социального эффекта. «Порядка 80% проектов ГЧП в социальной сфере предусматривают окупаемость за счет прямого сбора платы с потребителей и осуществления иной коммерческой деятельности частного партнера. Проекты, в которых коммерческие риски разделены с публичным партнером, то есть государство гарантирует минимальную доходность, составляют порядка 10%. Остальные 9% проектов реализуются через механизм платы за доступность и, как правило, в отношении объектов дошкольного и школьного образования»,  — отмечают аналитики центра.

На здоровье не экономят. Если проанализировать составленный аналитическим центром «ЕвроМедиа» рейтинг самых дорогих ГЧП-проектов социальной направленности, заметно преобладание в нем объектов здравоохранения. Это и неудивительно: именно в медицине сегодня есть четкая схема, по которой инвестор может окупать затраченные средства — через оказание платных услуг населению, которое в целом ряде случаев оплачивает государство по системе ОМС.

Так, крупнейшим проектом ГЧП в социальной сфере, реализация которого ведется в настоящий момент, является Сургутский окружной клинический центр охраны материнства и детства, чья декларируемая стоимость вместе с оборудованием перевалила уже за 17 млрд рублей. В компании «ВИС Инфраструктура» сообщили, что по состоянию на середину марта объект готовили к приемке специалистами государственного архитектурно-строительного надзора. С начала 2021 года на объекте смонтировано более 1,5 тыс. единиц оборудования. Всего в высокотехнологичном медцентре, не имеющем аналогов в северо-восточной части России, готовится к работе 6 тыс. единиц медицинской техники. Самый масштабный социальный ГЧП-проект не получился простым и на каком-то этапе грозился превратиться в классический долгострой. Соглашение о строительстве центра Правительство Ханты-Мансийского автономного округа заключило еще в 2014 году, первоначально запланировав ввести объект в эксплуатацию за три года. В итоге по разным причинам (организационным, технологическим) ход строительных работ сильно выбился из графика, однако проект, ставший своеобразной витриной ГЧП в стране, в итоге практически завершен и станет крупнейшим и самым современным объектом своего профиля. Стоит отметить, что регион вложил в объект всего 2 млрд руб. «Все остальное — сумма частных инвестиций. После ввода в эксплуатацию до 2024 года, а при возможности и раньше, округ рассчитается за данный объект. Но суть ГЧП не только в том, что привлекаются частные инвестиции, но и в том, что это позволяет ускорить многие процессы проектирования и строительства», — рассказал директор департамента здравоохранения ХМАО Алексей Добровольский.

Еще один крупный проект ГЧП в социальной сфере — Международный медицинский кластер, который правительство Москвы реализует совместно с пулом иностранных и российских инвесторов. Всего на территории кластера планируется организовать работу 10 клиник, которые смогут ежегодно оказывать медпомощь более чем 300 пациентов.

Единственным немедицинским проектом в топ-5 социальных ГЧП-проектов стала «Школа 800» вместимостью 4550 мест в Нижегородской области, которая откроется уже в новом учебном году и станет крупнейшим образовательным центром России. Образовательный комплекс строится совместными усилиями Первой концессионной компании «Просвещение» (входит в одноименную группу компаний) и Нижегородской областью. Это самый дорогой проект в сфере образования, который реализуется через механизм концессии. 

25 крупнейших объектов социальных проектов, реализуемых в формате ГЧП

Название проекта

Регион

Общая сумма инвестиций в млн рублей

1

Создание Сургутского окружного клинического центра охраны материнства и детства

ХМАО-Югра

17 387

2

Создание объектов здравоохранения на территории Международного медицинского кластера

г. Москва

16 128

3

Строительство клинико-диагностического и терапевтического корпусов на территории Международного медицинского кластера

г. Москва

7 515

4

Создание, использование и содержание лечебно-реабилитационного корпуса городской больницы № 40 Курортного района

г. Санкт-Петербург

6 900

5

«Школа 800» вместимостью 4550 мест в г. Нижний Новгород и г.о. Бор

Нижегородская область

6 200

6

Молодежно-спортивный комплекс в г. Ханты-Мансийске с универсальным комплексом площадью 10 тыс. кв. метров

ХМАО-Югра

5 670

7

Создание и эксплуатация радиологического корпуса Восточно-Сибирского онкологического центра в г. Иркутске

Иркутская область

5 195

8

Реконструкция городской клинической больницы № 63 г. Москвы

г. Москва

4 990

9

Строительство многофункциональной арены на 10 тыс. зрительских мест в г. Белгороде

Белгородская область

4 260

10

Создание Центра ядерной медицины в п. Русский Владивостокского г.о.

Приморский край

3 687

11

Физкультурно-оздоровительный комплекс «Айка» в г. Норильске на 2 тыс. человек

Красноярский край

3 600

12

Реконструкция и эксплуатация Ленинградского областного центра медицинской реабилитации

Ленинградская область

3 146

13

Строительство и оснащение нового кардиологического центра в г. Самаре

Самарская область

3 000

14

Школа на 1725 мест в мкр. Иртыш-2 г. Ханты-Мансийска

ХМАО-Югра

2 366

15

Строительство многофункциональной ледовой арены на 15 тыс. зрителей в г. Екатеринбурге

Свердловская область

1 636

16

Создание современного международного образовательного кампуса ПГМУ в г. Перми

Пермский край

1 500

17

Строительство Регионального центра по хоккею в г. Улан-Удэ

Республика Бурятия

1 491

18

Школа на 1125 мест в квартале № 25 г. Нижневартовска

ХМАО-Югра

1 470

19

Строительство детского сада на 300 мест в мкр. Строителей г. Новый Уренгой

Ямало-Ненецкий автономный округ

1 455

20

Школа на 1056 мест в мкр. Учхоз г. Ханты-Мансийска

ХМАО-Югра

1 449

21

Школа на 1100 мест в пгт. Нижнесортымский Сургутского района

ХМАО-Югра

1 245

22

Школа на 1100 мест в п. Солнечный Сургутского района

ХМАО-Югра

1 245

23

Создание центра ядерной медицины в г. Улан-Удэ

Республика Бурятия

1 039

24

Строительство пансионата на 275 коек в п. Репино

г. Санкт-Петербург

900

25

Создание и эксплуатация имущества для санаторно-курортного лечения на территории п. Эльтон Палласовского района

Волгоградская область

850

Как мы считали. В рейтинг вошли проекты социальной сферы, реализуемые в формате государственно-частного партнерства в 2020 году (инвестиционная стадия). Основанием для ранжирования послужила заявленная стоимость проектов в млн рублей. Информация для составления топ-листа предоставлена региональными и муниципальными органами исполнительной власти, а также получена из открытых источников — публичных выступлений чиновников, проектной документации, размещенной на официальных сайтах органов власти, а также взята с сайта госзакупок. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.