Защита населения от перманентного экономического кризиса, усугубленного санкционной войной и пандемией, в последние годы превратилась едва ли не в основную задачу федерального правительства. Оно спасало силовиков, бизнесменов, аграриев, представителей ТЭК, малые народности. Масштабные меры поддержки были приняты для семей с детьми.
По данным Росстата, в прошлом году на фоне пандемии число россиян с доходами ниже прожиточного минимума увеличилось. На пике распространения коронавируса во II квартале 2020 года количество малоимущих достигало 19,9 млн человек (13,5%), тогда как годом ранее их численность составляла 19,2 млн (13,1%). К концу года после некоторого оживления в экономике это число снизилось до 17,8 млн человек (12,1%).
«Уровень бедности в России, оцениваемый в 17,8 млн человек, является лишь формальностью, — считает преподаватель экономического факультета РУДН Алена Массарова. — Сегодня величина прожиточного минимума составляет 11 653 рубля на душу населения, и, если доход конкретного человека превышает эту сумму хотя бы на 100 рублей, бедным он не считается. Такой подход занижает реальные показатели бедности в России». По ее словам, в 2020 году среднедушевой денежный доход населения РФ составил 35 361 рубль. И, если применить к нашей стране относительную концепцию определения бедности, которая используется во многих развитых странах (50% от среднедушевых денежных доходов — 17 680,5 рубля), уровень бедности в России вырастет в разы.
Потребовались срочные правительственные меры для помощи наиболее пострадавшим. В частности, семьям с детьми. Еще в 2020 году президент РФ Владимир Путин объявил о единоразовых выплатах в 10 тыс. рублей на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет включительно, а на детей до 3 лет предусматривались пособия в размере по 5 тыс. рублей ежемесячно с апреля по июнь, в самый разгар пандемии.
В 2021 году, когда начала раскручиваться спираль третьей волны пандемии, было принято решение в срок с июля по декабрь семьям с детьми выплатить еще по 10 тыс. рублей на каждого ребенка от 6 до 18 лет. Помощь важная, ибо зачастую именно в малоимущих семьях наблюдается большое количество детей.
Но куда труднее в этих условиях повлиять на общую ситуацию в социальной сфере, тем более что правительство поставило для себя задачу сократить уровень бедности в стране до 6,6% к 2030 году. Достичь этого результата планируется не рывком, а постепенным снижением числа малоимущих, считает профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора ИГСУ РАНХиГС Людмила Пронина. «За точку отсчета был принят уровень бедности в 13% по итогам 2020 года. В 2021-м показатель должен сократиться на 0,9 п.п. — до 12,1%. Таким образом, если брать за основу численность населения, которую прогнозирует Минэкономразвития на 2021 год (146,5 млн), черту бедности преодолеет 1,3 млн человек. А на последующие годы, по его данным, ориентиры таковы: 2022 год — 11,5%, 2023-й — 10,9%, 2024-й — 10,4%, 2025-й — 9,9%, 2026-й — 9,3%, 2027-й — 8,8%, 2028-й — 8,2%, 2029-й — 7,5% и 2030-й — 6,5%», — рассказала она.
По мнению директора Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игоря Николаева, сократить уровень бедности в стране можно в первую очередь за счет обеспечения динамичного роста экономики государства, который даст импульс к увеличению зарплат, а также за счет финансовых вливаний в социальные программы в период пандемии со стороны государства. С ним согласен директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. «Для борьбы с бедностью надо вкладывать в человеческий капитал и стимулировать рождаемость. Если сегодня дать людям образование и помочь семьям с детьми, через 15 лет у нас вырастет и экономика, и уровень благосостояния», — считает он.
Аналитики уверены, что для борьбы с бедностью правительству необходимо расширять для населения компенсирующие меры соцподдержки, повышать уровень пенсионного обеспечения и занятости, применять механизмы социального контракта.
Главный экономист Всемирного банка по России Апурва Санги предложил свой пакет мер по борьбе с бедностью в РФ, которая будет более экономной и более результативной. В частности, расширение контингента получателей помощи, внедрение комплексной оценки нуждаемости, дифференциация размеров выплат по отдельным мерам поддержки, установление единых правил предоставления поддержки.
«Россия традиционно имела весьма впечатляющий комплекс систем социального обеспечения. Однако страна расходует на системы соцобеспечения больше средств (3% ВВП, или 30 млрд долларов ежегодно), чем другие страны региона Европы и Центральной Азии, где этот показатель составляет 2,2% ВВП», — пояснил директор и постоянный представитель Всемирного банка в России Рено Селигманн. По его словам, можно ликвидировать бедность быстрее и с меньшими затратами для бюджета. В Министерстве труда и социальной защиты РФ отмечают, что такие рекомендации, как «усилить адресность поддержки, внедрить единую методологию оценки нуждаемости», уже реализуются. Например, выплаты на детей от 3 до 7 лет, выплаты женщинам, ожидающим детей, и одиноким родителям вводятся с учетом комплексной оценки нуждаемости: органы соцзащиты на основании данных информационных систем оценивают доходы и имущество граждан. Достаточно эффективным средством помощи малоимущим может считаться социальный контракт на срок от 3 до 12 месяцев, на который в 2021 году из федерального бюджета регионам будет выделено 26 млрд рублей.
Помощь по соцконтракту смогут получить малоимущие семьи или одинокие граждане, а также другие малообеспеченные лица, чей среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума по независящим от них причинам.
Главное условие для заключения соцконтракта — обратившийся за государственной помощью должен иметь статус малоимущего. Малоимущей семьей считается та, где средний доход на одного человека меньше прожиточного минимума в регионе. В зависимости от региона, помощь по соцконтракту может выражаться в бесплатных услугах по трудоустройству или направлении на обучение, в лекарственных препаратах, медицинском оборудовании, продуктах питания, одежде, канцтоварах, дровах и др. Либо иметь материальную составляющую в виде пособий от 20 до 250 тыс. рублей, что должна определять экспертная комиссия.
«Мы считаем возможным рассматривать пособия по социальной поддержке, которые исходили бы из дохода семьи, и распространять на другие категории населения, не только имеющие детей», — говорит председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. Ожидается, что за счет компенсирующих мер и пособий в 2021 году уровень бедности может уже снизиться до 11,4%.