Сдвиг по срокам. Программа «Доступная среда» была разработана и принята еще в начале уходящего десятилетия и первоначально рассчитывалась лишь на 2010-е годы. Создание условий для формирования безбарьерной среды было связано не только с общемировыми тенденциями большей заботы о маломобильных группах населения и интеграции инвалидов в общественную жизнь, но и с проведением в России крупных международных соревнований — зимней Олимпиады 2014 года в Сочи и чемпионата мира по футболу 2018 года. В курортной столице России проводились также и Паралимпийские игры-2014, что требовало коренного переустройства городской и спортивной инфраструктуры Сочи под нужды инвалидов. Сочинский опыт затем был ретранслирован сначала на «футбольные» города страны, а затем и на крупные города России, являющиеся центрами компактного проживания и работы инвалидов.
По данным Минтруда РФ, за минувшее десятилетие удалось свыше 27 тыс. объектов приспособить для посещения инвалидами — 67,5% от 40 тыс. объектов, ранее отобранных регионами с участием инвалидов.
Созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования в школах и детских садах. Частично такая работа проведена в организациях дополнительного образования детей и образовательных организациях среднего и высшего образования.
Количество детских садов, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, увеличилось с 6,6 тыс. в 2016 году (16 %) до 7,4 тыс. (это 18% от общего количества таких учреждений).
Количество школ, в которых обучаются дети-инвалиды, увеличилось в 4,8 раза — с 2 тыс. в 2011 году до 9,8 тыс. (22,8% от общего количества таких учреждений).
Была создана целая сеть базовых профессиональных образовательных организаций в 81 субъекте РФ и начато функционирование 21 ресурсного учебно-методического центра, где созданы условия инклюзивного образования.
По данным Минпросвещения России, к концу 2020 года будут созданы условия, позволяющие обеспечить доступность процесса обучения для 100% детей-инвалидов в детсадах и школах. Возросло общее количество учреждений по адаптивной физической культуре и спорту с 15 в 2011 году до 67 учреждений в 2019 году.
Принятые меры позволили в разы повысить долю парка городских транспортных средств, оборудованных для перевозки инвалидов. Так, доля «инклюзивных» автобусов выросла с 4,4% до 19,9%, трамваев — с 3% до 12,8%, троллейбусов — с 9,6% до 26%.
Оказываемая с 2017 года финансовая поддержка регионам на оснащение реабилитационных организаций оборудованием, развитие региональных информационных систем и обучение специалистов позволили увеличить долю инвалидов, в отношении которых проведены мероприятия по реабилитации у взрослых с 44% в 2015 году до 70,9% в 2019-м, показатель в части реабилитации детей выше — 72%.
Некоторые регионы даже перевыполнили свои задачи по адаптированию объектов под нужды инвалидов. К примеру, как рассказала Елена Елисеева, министр труда и социальной защиты Ростовской области, в регионе были намерены добиться адаптации 75% объектов, которые были намечены различными обществами инвалидов для их доступности (объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта, соцобслуживания и др.) в рамках региональной программы «Доступная среда». «Ими стали 24 объекта, на переоборудование которых было израсходовано более 170 млн рублей. За счет аналогичных муниципальных программ были модернизированы 189 объектов. Всего в области более доступными стали 1736 объектов из 2315, прошедших паспортизацию и включенных в планы адаптации», — сообщила она.
По информации Минтрудсоцзащиты Свердловской области, в регионе до-
оборудованы 67,8% объектов. В Татарстане таких объектов уже насчитывается порядка 200. Однако задача оказалась глобальнее, чем предполагалось ранее: сегодня в России около 9% населения — инвалиды. Даже за десятилетие решить вопросы обеспечения доступности маломобильных групп населения к городской и социальной инфраструктуре было крайне затруднительно.
«Еще несколько лет назад передвигаться по городу было практически невозможно. Сейчас подъемами и спусками оборудованы многие объекты, в том числе музеи и магазины. Вот только не все выполнены так, чтобы по ним можно было передвигаться самостоятельно. Я живу в Азино, и в нашем микрорайоне забраться на коляске на тротуар мешают высокие бордюры. Угол пандусов делают под большим наклоном, а их часто ширина не соответствует ширине коляски. Приходится просить помощи», — признался инвалид-колясочник из Набережных Челнов Виталий Раков.
«Как шахматист я езжу на соревнования в разные страны, и мне есть с чем сравнить то, что у нас называется доступной средой, — говорит он. — В программу включили медицинские, культурные и другие учреждения. Но как инвалид попадет туда, если на его пути постоянно встречаются препятствия? Я выхожу из подъезда и упираюсь в машины, которые стоят на тротуаре. Летом их хотя бы можно объехать по проезжей части, а зимой там глубокая автомобильная колея, по которой коляска никак не проедет. Другого выхода из двора моего дома, в котором больше 10 подъездов, у меня нет. Вот я и вынужден сидеть дома по ползимы», — рассказал поволжский инвалид Станислав Михеев.
Поэтому президент РФ Владимир Путин принял решение о продлении госпрограммы «Доступная среда» на 2021-2025 годы. В связи с этим Министерство труда и социальной защиты РФ внесло дополнение в госпрограмму, призванное улучшить ситуацию в социальной сфере.
Ближайшие меры. По информации министра труда и социальной защиты РФ Антона Котякова, в ближайшие пять лет необходимо будет сосредоточиться на реализации трех подпрограмм в рамках «Доступной среды». Прежде всего это доступность для инвалидов в сферах образования, организации детского отдыха, общественного транспорта и культуры. По словам министра, до 2025 года в 350 организациях среднего профессионального образования (10% от их общего числа) будут созданы условия для организации обучения инвалидов. Специальным оборудованием будет оснащено до 76% (9,52 тыс. из 12 тыс.) организаций дополнительного образования. Это позволит увеличить долю детей-инвалидов, обучающихся по программам допобразования, до 75%.
Дети-инвалиды получат возможность отдыхать во многих лагерях детского отдыха, в том числе в таких, как «Артек», «Орленок», «Смена», «Океан», где ранее вовсе не было условий для их содержания. Для активного вовлечения инвалидов в культурную жизнь общества и развития их творческого потенциала будет сформирована сеть инклюзивных творческих лабораторий (центров).
За пять лет доля адаптированного транспорта увеличится с 14,1% на конец 2018 года до 23,8% к 2025 году. На улицы городов и населенных пунктов выйдут дополнительно 675 доступных для инвалидов автобусов.
Особое внимание, по словам Антона Котякова, будет уделяться совершенствованию комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов. Для повышения качества технических средств реабилитации будет внедрена обязательная маркировка средств реабилитации, а также актуализированы соответствующие национальные стандарты. Кроме того, будет внедрен дополнительный механизм обеспечения инвалидов средствами реабилитации на основе электронного сертификата.
Как сообщили в пресс-службе Минтруда РФ, в рамках проекта госпрограммы «Доступная среда» до 2025 года будут отработаны подходы по формированию модели жизнеустройства и сопровождения, включая альтернативные формы размещения инвалидов. Для этого будут проведены пилоты в Воронежской и Нижегородской областях.
Также будет синхронизирована работа с Минюстом России в рамках законопроекта о так называемой распределенной опеке.
Третьим направлением деятельности федерального ведомства должно стать совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы.
В министерстве намерены организовать процесс автоматизации в учреждениях медико-социальной экспертизы, в том числе электронное взаимодействие и обмен документами со всеми организациями здравоохранения.
Ожидается, что принятые меры помогут к означенному сроку довести уровень доступности объектов инфраструктуры для инвалидов в России в среднем до 61,8%, увеличить число подпадающих под реабилитацию и абилитацию инвалидов до 76,5% от их общего количества, организовать рабочие места для 51,7% инвалидов трудоспособного возраста.
Согласно паспорту госпрограммы, для этого ежегодно в 2021-2025 годах предполагается привлекать из федерального бюджета порядка 55,6-57,6 млрд рублей.