На протяжении почти 60 лет Ленинградский областной многопрофильный реабилитационный центр для детей-инвалидов оказывает комплексную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. В Год семьи работы у специалистов центра прибавилось. Главное — не оставаться равнодушными к судьбам своих воспитанников, для которых центр стал по-настоящему вторым домом. 

Приозерский детский дом-интернат для умственно отсталых детей открылся в Приозерске Ленинградской области в 1965 году. С 2019 года организация носит свое нынешнее название. Сегодня центр предоставляет социальные услуги детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, а также родителям или законным представителям несовершеннолетних детей, которые в этом нуждаются.

В центре успешно внедрены инновационные технологии соцобслуживания, проводятся мероприятия по социальному сопровождению. «Ежегодно в нашем центре свыше 200 детей-инвалидов и порядка 50 родителей получают социальную помощь, — делится директор ЛОГБУ «Ленинградский областной многопрофильный реабилитационный центр для детей-инвалидов» Ирина Грищенко. — Это социально-бытовые, социально-медицинские, психологические, педагогические, социально-трудовые, правовые услуги, помощь в целях повышения коммуникативного потенциала. Также наши специалисты консультируют родителей, обучают их методам реабилитации в домашних условиях».

WhatsApp Image 2024-06-14 at 16.52.00.jpeg

Передовые методики. В центре успешно реализуются несколько программ. Например, в рамках программы «Служба ранней помощи» для профилактики инвалидности оказывается помощь детям в возрасте от 0 до 3 лет с третьей и пятой группой здоровья. Технология социального обслуживания «Передышка» применяется для оказания услуг детям-инвалидам Ленинградской области в возрасте от 3 до 18 лет, имеющим ограничения способности к самообслуживанию и самостоятельному передвижению. Эта методика направлена на создание реабилитационной среды для детей-инвалидов и обеспечение так называемой «передышки» для их родителей. У мам и пап появляется свободное время, чтобы просто отдохнуть или заняться неотложными делами, а ребенок тем временем занимается со специалистами и находится под наблюдением персонала.

Многопрофильная направленность. В структуру центра входят отделения медико-социальной реабилитации (милосердие), психолого-педагогической помощи и социальной реабилитации, функционируют стационарное отделение с временным пребыванием (5 дней) и полустационарное отделение (4-8 часов). Также учреждение имеет лицензию на дошкольное и дополнительное образование. Дошколята занимаются с воспитателями по адаптированным программам дошкольного образования. Педагоги допобразования и инструкторы по труду реализуют адаптированные программы, направленные на формирование и развитие у воспитанников культуры здорового и безопасного образа жизни, двигательной активности, сенсорной сферы и творческих способностей, духовно-нравственных ценностей, трудовых навыков, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы. Воспитатели проводят коррекционно-развивающие занятия в зависимости от состояния здоровья детей.

Гордятся коллегами. В коллективе центра трудятся более 200 человек. В штате есть и медицинские специалисты, которые проводят комплексную реабилитацию ребят. Это врачи-педиатры, медсестры, специалисты по массажу, физиотерапии и лечебной физкультуре. На постоянной основе привлекаются специалисты в области эрготерапии, пульмонологии, ортопедии, кардиологии и психиатрии. В числе педагогов — психологи, логопеды, воспитатели, педагоги допобразования, инструкторы по труду и физкультуре. Все специалисты регулярно проходят курсы повышения квалификации, участвуют в обучающих мероприятиях, конкурсах, форумах.

Грантовая поддержка. В течение последних пяти лет учреждение ведет активную грантовую деятельность, реализуя инновационные социальные проекты. В их числе проект «Смогу жить самостоятельно» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Его задача — формирование эффективной модели организации жизнеустройства выпускников детских домов-интернатов, позволяющей молодым инвалидам социализироваться в обществе. Проект «Мы вместе» направлен на повышение качества жизни детей с тяжелыми нарушениями развития посредством формирования у них базовых навыков взаимодействия, развития уже сформированных навыков общения. «Рука в руке» — это проект по уходу за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

В нынешнем году проект центра «Создание семейной гостиной» также получил грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Ежегодно учреждение принимает участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства, Всероссийском конкурсе профессиональных достижений «ИнваПрофи», где занимает призовые места. В последние два года руководитель центра и его заместитель принимали участие в областном проекте «Область заботы: профессиональное развитие команды 47 в социосфере», реализуемом Российской академией народного хозяйства и государственной службой при президенте РФ. Презентация о реализуемых в центре технологиях была высоко оценена организаторами проекта. Учреждение также является ежегодным участником Всероссийского форума «Вместе ради детей!», «Сильные идеи для нового времени».

1a22e9ca-389c-457f-88c4-eb078fbff758.jpg

Лучшие условия. В центре для детей созданы благоприятные, практически семейные условия, способствующие их интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию. Для занятий со специалистами оборудованы кабинеты логопедов, психологов, релаксации, сенсорные и соляная комнаты, кабинет для занятий изобразительным искусством, есть швейная и столярная мастерские, кабинет информационно-коммуникационных технологий. В игровых комнатах также есть все необходимое для проведения коррекционно-развивающих занятий детей-инвалидов. Воспитанники проживают в комфортных условиях, обеспечена доступная среда, обустроены прогулочные площадки.

«Приоритетом в нашей работе всегда являлось повышение качества, доступности и непрерывности реабилитационного процесса, — делится Ирина Грищенко. — С этой целью мы разработали комплекс мер, позволяющий неуклонно повышать уровень жизни воспитанников, обеспечивать права и законные интересы детей-инвалидов. Мы активно сотрудничаем с благотворительными фондами и организациями. Благодаря взаимодействию с региональным отделением Всероссийской организации родителей детей-инвалидов решена проблема качества поставляемых для воспитанников средств технической реабилитации, использование которых позволяет значительно снизить риски возникновения вторичных нарушений опорно-двигательного аппарата, увеличить реабилитационный потенциал ребенка-инвалида. Качество поставляемых технических средств значительно повысилось за счет приобретения их по электронным сертификатам. Каждое новое техническое средство принимается комиссионно и настраивается специалистом индивидуально под ребенка. По моей инициативе для улучшения качества жизни воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями развития специалист по реабилитации, имеющий квалификацию «эрготеравпевт», систематически проводит обучение персонала (более 140 человек) постуральному менеджменту по модулям: «Позиционирование», «Кормление», «Перемещение в рамках развивающего ухода». Также специалисты межрегиональной благотворительной организации «Ты ему нужен» (г. Санкт-Петербург) регулярно приезжают к нам, проводят медицинский осмотр, дают рекомендации по дальнейшему лечению, составляют индивидуальные маршруты здоровья, планы обследования, лечебных и реабилитационных мероприятий для каждого ребенка. Впереди у нас грандиозные планы. Мы продолжим работу по повышению профессиональных компетенций специалистов, освоению инновационных технологий для достижения лучших результатов в реабилитации детей с инвалидностью. Есть много интересных идей, их нужно реализовывать! Мы продолжаем участвовать в различных всероссийских грантах и конкурсах. На данном этапе уже подана заявка на участие во Всероссийском грантовом конкурсе «Центры новых возможностей». Четыре заявки — на Всероссийский конкурс профессионального мастерства. Наша цель — работать, чтобы жизнь наших воспитанников оставалась на достойном уровне».