Когда родители приходят на консультацию к психологу, они чувствуют себя беспомощными и нуждаются в поддержке, как и дети. И на первом этапе работы педагог-психолог ЦСОН «Елена» города Губкинского ЯНАО Елена Руссу применяет наиболее эффективные методики для снижения психоэмоционального напряжения родителя и ребенка, а также для выстраивания доверительных отношений между психологом и парой «родитель — ребенок». Подробнее об этих методиках Елена Николаевна рассказала нашему журналу.

1. «Гомеостат» — упражнение, способствующее формированию ценности сотрудничества, развитию внимания к реакциям других. Задача для родителя и ребенка — одновременно по команде психолога «выкинуть» одинаковое количество пальцев.

2. «Кто кого переглядит» способствует формированию зрительного контакта между родителем и ребенком.

3. «Шнурок» — упражнение выполняется одной рукой (левой или правой). Родителю и ребенку предлагается вместе завязать узелок на одном шнурке, а затем развязать его, используя при этом только одну руку. Упражнение ценно тем, что позволяет определить, кто ведущий, кто ведомый в паре, а также развивает умение чувствовать другого.

4. «Попугай» — родитель называет какое--нибудь время суток в любом порядке. Ребенок подхватывает слово родителя и говорит с ним в унисон. Затем роли меняются. Эта игра развивает внимание друг к другу.

5. «Ритм» — родитель или ребенок попеременно отбивают определенный ритм. Задача партнера — воспроизвести данный ритм как можно более точно. Затем роли меняются. Это упражнение позволяет научиться вслушиваться, быть восприимчивым к тому, что делает и хочет передать другой человек.

6. «Совместный рисунок» — родитель и ребенок одновременно рисуют на одном листе бумаги рисунок на любую тему. Наблюдение за процессом рисования дает специалисту информацию, как ребенок и родитель договариваются друг с другом, кто доминирует, кто отгораживается, имеет ли место контакт, дружелюбна или агрессивна атмосфера.

Для возникновения новых, более эффективных механизмов взаимодействия в паре психолог стимулирует участников, организуя взаимодействие родителя и ребенка на конкретном материале арт-терапевтических методик и упражнений.

1. «Совместный рисунок без слов» — родитель и ребенок молча рисуют спонтанный общий рисунок.

2. «Рисунок левой рукой» — родитель и ребенок рисуют общий рисунок левой рукой.

3. «Закрась весь лист» — за минимальное время совместно закрасить разворот газетного листа. Эта игра снимает барьеры, сплачивает ребенка и родителя.

4. «Каракули» — выбрать разные цвета для правой и левой руки и, закрыв глаза, рисовать каракули двумя руками. Данная техника снимает эмоциональное напряжение и работает на сплочение ребенка и родителя.

5. «Кляксы» — с помощью жидких гуашевых красок или акварели и толстых художественных кистей сделать несколько «настоящих клякс» на листе бумаги. Эта техника снимает страх перед психологическими консультациями, эмоционально и двигательно раскрепощает и особенно полезна для замкнутых, тревожных, скованных детей и родителей.

Работу можно считать завершенной, если выработаны механизмы эффективной обратной связи и освоены продуктивные способы выхода из проблемных ситуаций. Необходимо помогать семье находить разрешение проблемной ситуации: не вместо родителей, ребенка, а вместе с родителями, с ребенком.