Как рассказал Александр Шкребело, исполнительный директор Ассоциации СДУ и руководитель проектного офиса по внедрению системы долговременного ухода БФ «Старость в радость», с 1990-го по 2020 год доля населения старше 65 лет в России выросла на 4,7%, или на 8,1 млн человек. Вместе с тем количество получателей социальных услуг в стране сокращается, и это вовсе не говорит о том, что нуждающихся в помощи стало меньше. Меньше стало самой помощи.

Насколько серьезная складывается ситуация в сфере социального обслуживания страны?

Зависимость граждан от посторонней помощи увеличивается с возрастом согласно статистическим данным ВОЗ. Пожилых граждан в России становится все больше — с 1990-го по 2020 год их количество выросло почти на 5 %. Между тем количество получателей социальных услуг уменьшается: с 2006-го по 2016 год их стало меньше на 590 тыс. человек. При этом доля получателей услуг от населения старше 65+ сократилась с 12 % до 9 %. Таким образом, в Российской Федерации наблюдается стагнирование численности граждан, охваченных системой социального обслуживания, несмотря на существенный демографический сдвиг в сторону увеличения людей старшего поколения.

Текущее социальное и медицинское обслуживание не решает проблему зависимости пожилых граждан от посторонней помощи, из-за чего прогрессирует зависимость людей от посторонней помощи и сокращается продолжительность жизни.

Каковы основные недостатки сложившийся системы?

Мы исследовали положение дел, и по состоянию на 2019 год было отмечено, что социальное обслуживание характеризуется множественными проблемными зонами.

В первую очередь это недостаток финансирования отрасли и разбалансированность механизмов тарифообразования в субъектах РФ.

Также играют роль низкий уровень квалификации персонала, высокая текучесть кадров и отсутствие системы повышения квалификации персонала в отрасли.

Кроме того, свою лепту вносит низкий уровень автоматизации процессов соцобслуживания, а также моральная и физическая изношенность материальной и инфраструктурной базы.



Какие шаги предпринимаются для исправления ситуации?

В целях решения проблем сектора соцобслуживания, а также в целях достижения целевых показателей национального проекта «Демография» в России в 2018 году запущен пилотный проект по созданию в стране системы долговременного ухода. В рамках пилотного проекта внедрены процессы и технологии СДУ, разработанные для пилотного проекта на базе лучших международных практик.

И уже в рамках пилотного проекта мы получили обнадеживающие результаты. Так, прирост количества новых клиентов в рамках СДУ установился на уровне 4–5 %% в год. Процесс оценки зависимости человека от посторонней помощи был успешно отработан на 130 тыс. получателей услуг, а это порядка 10 % общего числа получателей услуг в РФ. По итогам выполненной оценки для 55 тыс. человек была организована возможность получать существенно больший объем ухода (до 28 часов в неделю), в сравнении с ситуацией до создания СДУ.

За счет получения расширенного ухода часть граждан получили возможность остаться дома вместо заселения в стационар социального обслуживания, а родственники получили возможность вернуться на работу. К тому же за период пилотного проекта прошли обучение более 15 тыс. сотрудников организаций социального обслуживания, что позволило организовать работу системы социального обслуживания в пилотных регионах на новых, современных основах — были внедрены новые подходы в работе с каждым человеком, организована работа в рамках межведомственного взаимодействия, запущены стационарозамещающие технологии.

Анализируя результаты, мы пришли к выводу, что многие опробованные в рамках пилота решения могут быть масштабированы на федеральном уровне.

Что именно предлагается сделать?

Во-первых, унифицировать принципы оценки функциональных дефицитов в рамках определения нуждаемости в социальных услугах на федеральном уровне. Далее, для каждой группы нуждаемости необходимо определить объем соцуслуг, которые может получить гражданин в различных формах социального обслуживания.

Также необходимо унифицировать социальные услуги и стандарты их предоставления.

Кроме того, нужно изменить порядок определения платы за социальные услуги и ввести бесплатный объем услуг для тех получателей, которые признаны нуждающимися по причине зависимости от посторонней помощи и имеют высокую степень такой зависимости. Ввести вместо ограничения максимальной суммы платы за социальные услуги правила назначения льгот для получателей соцуслуг, унифицировав механизм предоставления мер социальной поддержки граждан.

Необходимо детализировать порядок межведомственного взаимодействия в целях выявления граждан, потенциально нуждающихся в социальном обслуживании, а также оказания соц­услуг, запустить программы обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов социального обслуживания, определить показатели эффективности оказания услуг и требования к их контролю, изменить механизмы финансирования соцобслуживания и системы долговременного ухода.

В частности, ввести федеральный источник финансирования за счет перераспределения в рамках страховых отчислений в Фонд социального страхования, а также уже сейчас рассмотреть возможность введения обязательного страхования по риску «Долговременный уход», изменить процедуры определения размера оплаты социальных услуг в части учета доходов, активов и т. д., сохранив региональное финансирование части соцуслуг.

Также важно стимулировать развитие частного страхового рынка, в том числе за счет субсидирования этого вида деятельности.

Каких целей планируется достичь в перспективе?

Внедрение СДУ позволит добиться нескольких положительных изменений. В субъектах РФ произойдет снижение уровня безработицы за счет вовлечения в систему социального обслуживания наиболее уязвимой группы работников — женщин в возрасте 50‑55 лет для осуществления работ по уходу. Снизится количество вызовов бригад скорой помощи, внеплановых госпитализаций и госпитализаций граждан с запущенными заболеваниями среди людей старшего возраста. Увеличится ожидаемая продолжительность жизни. На основе анализа международных практик мы можем предположить, что совокупный бюджетный мультипликатор, возникающий при внедрении СДУ, будет находиться в диапазоне значений 2,0–3,0, то есть на каждый рубль инвестированный в СДУ, бюджеты получат от двух до трех рублей доходов.

Вместе с финансированием сектор получит толчок для развития по нескольким векторам: будут созданы новые рабочие места (предполагается формирование до 250 тыс. новых штатных единиц), повысится квалификация персонала социальной отрасли, многие родственники, сейчас не имеющие возможности работать из-за занятости уходом, смогут вернуться к активной трудовой деятельности.

Наконец, будут созданы новые объекты инфраструктуры: центры дневного пребывания, школы ухода, пункты проката технических средств реабилитации и многое другое.

Ожидается также и повышение привлекательности отрасли для частных инвестиций. Выходу на рынок инвесторов будут способствовать единые правила предоставления социального пакета и ценообразования.