Учреждения социальной сферы в России все активнее применяют искусственный интеллект, анализ больших данных, биометрию и другие инновации, существенно повышающие автоматизацию предоставления социальных услуг и активное их использование разными слоями населения. Рассказываем о решениях, получивших широкое тиражирование в регионах РФ.

За последние три года количество пользующихся цифровыми государственными сервисами россиян резко возросло. Как сообщал министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, с 2019 года количество пользователей сайта «Госуслуги» увеличилось на 40% и уже в 2022 году перешагнуло отметку в 100 млн человек. Показательно, что в четыре раза (до 9,5 млн человек) увеличилось число граждан, пользующихся сервисами портала ежедневно. В частности, большой популярностью у россиян пользуется приложение «Госключ», позволяющее бесплатно формировать электронно-цифровые подписи и подписывать многие документы, будь то заявления в госорганы или договоры с операторами связи. Специалисты Минцифры РФ постоянно изучают потребности граждан и планируют развивать новые направления в цифровизации социальной сферы.

Российские госорганы уже активно используют искусственный интеллект, в основе которого лежит технология нейросетей. Это, например, компьютерное зрение, распознавание и синтез речи, анализ видеопотока в режиме реального времени. Так, например, одним из первых госучреждений, которое активно начало использовать в своей работе технологию распознавания и синтеза речи, стал Пенсионный фонд РФ. ПФР внедрил ИИ по двум направлениям: обработка обращений граждан в виде чат-бота и оценка пенсионных прав для выбора наиболее оптимального варианта начисления пенсий. При разработке платформы ПФР «Единая государственная информационная система социального обеспечения» перед искусственным интеллектом была поставлена задача уметь быстро адаптироваться к изменениям в законодательстве и гибко реагировать на подобные изменения. Например, с помощью сервиса «Социальный калькулятор» человек, отвечая на вопросы, может получить информацию о возможном возникновении права на меру социальной защиты (поддержки) в определенной жизненной ситуации.

Важно, что технологии ИИ постепенно внедряются в деятельность учреждений соцобслуживания. Например, одним из интересных проектов, получивших поддержку государства с целью масштабирования, стал проект «Цифровая забота» об «умных домах» для пожилых. Эта система, работающая с помощью голосового управления через «умную колонку», позволяет малоподвижным пожилым гражданам без помощи персонала включать свет, телевизор, открыть-закрыть шторы или окно. В 2021 году разработку апробировали в Новгородской области, и проект облегчил жизнь десяткам людей в девяти домах престарелых и инвалидов региона. «Согласно проведенному опросу, 82% проживающих больше понравилось жить именно в такой комнате, чем в обычной. 65% опрошенного персонала отметили, что проживающие стали более активными и общительными, но главное — начали чаще улыбаться», — рассказывал лидер проекта, директор центра «Фабрика пилотирования проектов НТИ и цифровой экономики» Андрей Образцов. Уже в 2022 году проект представили президенту России Владимиру Путину на форуме «Сильные идеи для нового времени», а в 2023 году систему начали тиражировать в других регионах, в частности в нескольких пансионатах Самарской области, в том числе в Сызранском и Чапаевском. «В этом году мы планируем расшить функционал нашего «умного дома». В пилотном формате протестировали систему «умное окно» — это наша новгородская разработка. Был запрос у проживающих управлять окнами голосом, и мы смогли воплотить это в жизнь. Кроме того, мы приступим к реализации совместных проектов с инновационным научно-технологическим центром «Интеллектуальная электроника — Валдай». С ними мы задумали сделать проект «умная кровать». Какой именно у нее будет функционал, мы пока продумываем, но регулировка угла наклона точно будет. Также в плане система ИИ по мониторингу задымлений и пожаров», — поделился Андрей Образцов.

Еще в 2021 году отечественные разработчики из новосибирской компании «Живое дыхание» при поддержке «Платформы НТИ» предложили систему контроля за приемом назначенных пациенту лекарств и состоянием его здоровья: если человек перестал принимать лекарства или нарушил график их приема, система незамедлительно оповестит об этом родственников пациента и других доверенных лиц. И хотя стоимость таких устройств пока достаточно высокая, интерес к подобным системам дистанционного контроля за состоянием здоровья уже проявляют государственные структуры. Например, в программе цифрового развития Москвы «Информационный город» говорится о планах по внедрению устройств, передающих медикам данные о состоянии здоровья горожан.

Помогает искусственный интеллект и в благотворительности. Так, Группа «Сибур» активно развивает направление интеллектуального волонтерства — это сообщество неравнодушных людей, безвозмездно помогающих своими знаниями, умениями и опытом. Причем помощь оказывается некоммерческим организациям, которые не всегда могут позволить себе привлечь внешних специалистов, способных оказать качественную помощь в самых разных сферах — от переводов и IT-задач до HR-проектов и юридических вопросов. «Так, например, на платформе ProCharity встречается масса заданий в сфере переводов (от 1 до 200 страниц в рамках одного задания). «Ручной» перевод объемных текстов может отнять у волонтера значительное количество времени. Именно тогда на помощь приходит искусственный интеллект (например, ChatGPT), который, используя методы машинного обучения и нейронные сети, способен быстро обрабатывать большие объемы информации и существенно экономить время волонтера», — поясняет куратор сообщества интеллектуальных волонтеров и главный эксперт ООО «Сибур» Анастасия Кириченко.

Словом, хотя искусственный интеллект может существенно облегчить труд работников социальной сферы, специалисты уверены, что ИИ не сможет полностью заменить соцработников. «Каким бы технологичным будущее ни оказалось, ни один искусственный интеллект не заменит человеческого общения, теплоты и заботы. А значит, профессия соцработника будет востребована всегда, как и люди, готовые в любой момент протянуть руку помощи тем, кто в ней нуждается», — уверен руководитель Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Евгений Стружак