Оценить влияние санкций на качество жизни населения пока трудно. По данным Росстата, хотя по итогам первого полугодия реальные доходы граждан упали по сравнению с досанкционным периодом, доля живущих ниже границы бедности россиян все равно снизилась. Это объясняют в том числе и действием социальных программ.

Не так давно Правительство РФ утвердило новые правила расчета уровня бедности в стране. Теперь вместо прожиточного минимума, который сейчас устанавливается в зависимости от медианного дохода, используется новый показатель — граница бедности. По данным Росстата, в первом полугодии 2022 года граница бедности в России была определена в 13 365 рублей (для трудоспособного населения в 14 964 рубля). Доля россиян, живущих ниже границы бедности, по итогам второго квартала 2022 года оказалась равна 12,1%, предварительные данные за первое полугодие — 13%.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года уровень бедности снизился, утверждает Росстат: во втором квартале 2021 года ниже границы бедности жили 12,5% россиян, по итогам первого полугодия — 13,2%. Средняя номинальная начисленная заработная плата во втором квартале 2022 года составила 63 784 рубля. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года она выросла на 10,6% (и на 6% по сравнению с первым кварталом 2022 года).

При этом реальные располагаемые доходы населения во втором квартале упали — их снижение к тому же периоду предыдущего года составило 0,8%, сообщал ранее Росстат. Это объясняется в том числе и всплеском инфляции, которая в годовом выражении составила 15,9%.

Как объясняют в пресс-службе ведомства, снижение числа бедных в РФ связано в первую очередь с ростом объемов соцподдержки. Рост соцвыплат, напомним, обусловлен повышением прожиточного минимума, МРОТ и пенсии для неработающих пенсионеров на 10% с 1 июня. Также с апреля правительство начало выплачивать малоимущим семьям пособие на детей от 8 до 17 лет. За апрель — июнь денежные доходы населения составили 19,4 трлн руб., и 21,2% этой суммы пришлось на соцвыплаты (4,1 трлн руб.). По сравнению со вторым кварталом 2021 года их доля в структуре доходов населения выросла на 0,9 п.п., или 0,7 трлн руб., а по сравнению с первым кварталом этого года — на 1,2 п.п., увеличившись на 948,4 млрд руб.

По мнению экспертов, несмотря на то, что адресная поддержка бедных семей в виде выплат на детей или соцконтрактов действительно помогла сдержать бедность, потенциал этих инструментов быстро исчерпывается.

«То снижение бедности, которое мы можем увидеть в третьем квартале, произойдет в основном из-за повышения пенсий неработающим пенсионерам и МРОТ работающим», — отмечает проректор Высшей школы экономики Лилия Овчарова.

Эксперт считает, что в дальнейшем для сокращения числа бедных Правительству РФ придется искать новые методы. Если безработица останется относительно низкой, наилучшим вариантом было бы повышение МРОТ опережающим темпом, до 150% прожиточного минимума. «Другой способ сокращения числа низкооплачиваемых рабочих мест — формирование высокопроизводительных рабочих мест с помощью государственных инфраструктурных проектов — является более сложным с точки зрения управления»,— говорит Лилия Овчарова.

Вместе с тем Министерство финансов РФ ожидает снижение реальных располагаемых доходов населения в 2022 году на 6,8%. Одновременно с этим Минфин прогнозирует снижение реальных располагаемых доходов населения в 2022 году на 6,8%.

Напомним, в июле, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, президент РФ Владимир Путин заявил, что снижения уровня бедности и роста доходов необходимо добиться уже в этом году, и это главный критерий для оценки эффективности органов власти.

«Одно из основных направлений деятельности — снижение количества людей, живущих за чертой бедности. Во-первых, план такой: к 2030 году уйти с сегодняшних 13,5% до 6,5% людей, уровень доходов которых ниже прожиточного минимума. Это плохо, конечно, что и 6,5% сохранится. Но мы должны исходить из реалий. Это реально, я считаю. Цель амбициозная, но реальная», — заявил тогда Владимир Путин. Президент подчеркнул, что ситуация сложная. «Я когда говорил о том, что пандемия связана с закрытием целого ряда производств, с ростом безработицы, со снижением уровня доходов, реальных располагаемых доходов населения, это не пустые слова, это не проходная вещь. Это говорит о том, что мы это видим и понимаем», — отметил он.

Но похоже, что санкционный кризис, сменивший коронавирусный, потребует переоценки ущерба для региональных экономик. «Если после пандемии восстановление не требовало структурной перестройки экономики, то в условиях долгосрочных санкций восстановление потребует такого системного процесса», — считает руководитель группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. Согласно докладу экспертов Института социальной политики ВШЭ «Сценарии развития России: социальные процессы в условиях геополитической нестабильности», есть четыре варианта развития событий. «Новая вовлеченность» предполагает ослабление санкций против России и рост мировой экономики, «Не у дел» — усиление санкций при росте мировой экономики, «Склад на пожаре» — стагнацию/спад мировой экономики при снижении санкций, «Потерянное десятилетие» — усиление санкций и стагнацию мировой экономики.

Эксперты считают, что при любом сценарии продолжится сокращение занятых на крупных и средних предприятиях корпоративного сектора и вырастет численность самозанятого населения и платформенная занятость. В случае реализации оптимистического сценария риски на рынке труда не столь значительны: можно ожидать упрощения экономики и сокращения трудовых доходов, но только в краткосрочном периоде. Уже в среднесрочной перспективе, к середине 2020-х годов, эксперты прогнозируют их восстановление.

В пессимистическом сценарии не исключено формирование очагов длительной безработицы в моногородах с закрытыми предприятиями, что потребует создания программ по релокации этих работников или перестройки экономики таких городов. Среди других серьезных вызовов на рынке труда эксперты назвали демографический фактор — старение населения и сокращение его численности, а также размывание человеческого капитала, в том числе за счет ухудшения качества услуг образования и здравоохранения, в том случае, если не будут включены компенсаторные механизмы социальной поддержки и госинвестиций в эти сектора.