В числе причин — неадекватность региональных стандартов, касающихся социальных услуг, а также отсутствие налаженного межведомственного взаимодействия.

Каким было положение дел в системе соцобслуживания в стране на момент, когда стартовал проект создания СДУ?

К 2018 году сложилась довольно сложная ситуация с предоставлением социальных услуг, причем во всех формах — на дому, в формате полустационара и в стационарах.

Эта ситуация в стране и сейчас такая, разумеется. Постепенные изменения происходят пока только в регионах, работающих в рамках пилотного проекта. Объем помощи на дому в абсолютном большинстве случаев не превышает 3-4 часов в неделю — это два визита соцработника — и почти не зависит от степени тяжести состояния человека. Основными социальными услугами на дому являются доставка продуктов питания, оплата счетов и покупка лекарств, то есть система соцобслуживания на дому по сути представляет собой курьерский сервис.

Работа полустационарных организаций строится в «кружковом» формате и ориентирована на пожилых людей, не имеющих зависимости от посторонней помощи, то есть это почти исключительно проекты по программе активного долголетия. Между тем те, кто зависит от посторонней помощи, де-факто не имеют возможности воспользоваться такими услугами.

Не менее серьезные проблемы есть и у стационарных организаций соцобслуживания. Сокращение количества ухаживающего персонала давно стало практически постоянным процессом, из-за чего среднее соотношение персонала по уходу и проживающих, например, в отделениях милосердия (в которых живут люди со стойкими ограничениями жизнедеятельности и с высокой и очень высокой степенями зависимости от посторонней помощи) оказалось на уровне 1:25. Для сравнения: в настоящее время утвержденный рекомендованный норматив составляет 1:8. Как следствие — инвалидизация людей, пролежни, ухудшение общего состояния здоровья, обострение хронических заболеваний. Межведомственное взаимодействие в субъектах РФ осуществляется исключительно на основе инициативы каких-либо вовлеченных работников и руководителей организаций социального обслуживания и здравоохранения — регулярные процессы обмена информации между ведомствами и организациями отсутствуют практически полностью. Кроме того, для получения соцобслуживания нуждающийся в помощи человек или его представитель должен сейчас самостоятельно узнать о всех полагающихся льготах и мерах поддержки, после чего подавать верно заполненное заявление. Такой подход отсекает множество людей, не имеющих прямого доступа к нужной информации, что тоже не редкость, не имеющих сил и возможности обратиться за помощью. Мало того, в большинстве субъектов РФ уже сформировалась система приема людей на социальное обслуживание, изначально ориентированная на «нулевой» показатель очередности: заявления на предоставление социального обслуживания попросту не принимаются уполномоченным органом до момента, когда появится возможность эту помощь оказать. Если в региональной статистике фигурирует нулевая очередь, то в реальности дела могут обстоять совсем не так.

Соответственно, социальные услуги могли получать далеко не все, кто в них на самом деле нуждается?

Да, и один из истоков этой проблемы  — сложившаяся система оценки состояния человека, степени его потребности в посторонней помощи и уходе. Она осуществляется пока органами соцзащиты регионов или уполномоченными ими организациями на основе критериев, которые утверждает сам регион. То есть каждый субъект РФ располагает собственной системой оценки, в некоторых из них есть деление на группы, в некоторых — нет. Как следствие, проведение адекватного анализа результатов такой оценки и формирование каких-либо прогнозов уже на уровне нескольких регионов РФ не представляется возможным. Плюс сами сотрудники, проводящие такую оценку, в абсолютном большинстве случаев не проходили какого-либо профильного обучения и инструктажа.

Социальные услуги и стандарты их предоставления каждый субъект утверждает самостоятельно, ориентируясь на приказ Минтруда РФ № 1236. Как результат такого подхода, одни и те же услуги могут называться по-разному в двух соседних субъектах РФ, а услуга с одним и тем же наименованием иметь совершенно разное фактическое наполнение. Перечни и стандарты социальных услуг, утвержденные в субъектах, в абсолютном своем большинстве не соответствуют минимальным потребностям людей, нуждающихся в уходе. Например, максимальная частота предоставления услуги «Помощь в приеме пищи» может быть установлена субъектом в количестве 3 раза в неделю, «Смена нательного белья» — 4 раза в месяц, «Приготовление пищи» — 1 раз в неделю.


Какова основная работа, которая ведется в пилотах по созданию СДУ?

Во-первых, в рамках пилотов регионы запускают передачу данных о людях, потенциально нуждающихся в долговременном уходе и соцобслуживании, из органов здравоохранения в органы социальной защиты. Это первый шаг к тому, чтобы система становилась проактивной. Во-вторых, организуется оценка потребности в посторонней помощи, пока в базовом варианте, при котором оценивается прежде всего способность к самообслуживанию. Это делается на основе методики, унифицированной для всех пилотных субъектов. В-третьих, начинает формироваться индивидуальный пакет социальных услуг для каждого человека, который в рамках пилота начинает получать помощь. Услуги в таком пакете точно соответствуют потребностям человека. В-четвертых, модернизируется система предоставления социальных услуг на дому, в полустационарных и стационарных организациях: запускаются новые услуги, новые технологии, в том числе стационарозамещающие.

Социальное обслуживание и новые социальные сервисы направлены на сохранение человека в привычной для него среде — дома. Для этих целей вводится пакет социальных услуг для людей в тяжелом состоянии — в объеме до 28 часов (с 2022 года он должен быть бесплатным), включая необходимые рекомендации по уходу со стороны медорганизаций. Помимо соцуслуг, нуждающиеся в рамках СДУ получают необходимую медицинскую помощь на дому. В школах ухода организовано бесплатное обучение для родственников и близких, родственникам для облегчения бремени ухода и возможности уделить время себе предоставляется бесплатная услуга «отпуска от ухода».

В центрах дневного пребывания проводятся занятия для людей, страдающих деменцией или имеющих по иным причинам существенную степень зависимости от посторонней помощи. Эти занятия позволяют замедлить ухудшения их состояния, а в чем-то, возможно, и восстановить какие-то функции организма. Организуются процессы межведомственного взаимодействия между органами соцобслуживания и здравоохранения — не только по поводу выявления тех, кому необходима помощь, но и по медицинским аспектам долговременного ухода, создаются мультидисциплинарные команды, работающие с людьми в тяжелом состоянии на дому. Кроме того, ведется масштабная работа по обучению персонала отрасли — как рядовых сотрудников, так и руководителей. Меняются и штатные расписания организаций соцобслуживания — как количественно, так и качественно: чтобы обеспечить нужный уровень ухода, необходимо больше сотрудников. Плюс вводятся новые должности: помощники по уходу, специалисты по социальной реабилитации и другие.

Как показал опыт, эта комплексная работа реально сказывается на качестве жизни тех, кто нуждается в поддержке, в хорошую сторону — мы очень стараемся слушать и слышать людей, получаем обратную связь.